КультураНовости

Благотворительность в тренде

Каким образом благотворительная деятельность изменилась в период пандемии? В чем отличительные особенности казахстанского меценатства? Насколько активно отечественные бизнесмены принимают участие в социальных проектах? Об этом и многом другом мы спросили председателя Общественного объединения «Центр развития «Арнау», руководителя проекта «Популяризация благотворительности среди молодежи и детей» Улана АБИШЕВА.

– Улан Серикович, почему сегодня важно популяризировать благотворительность среди казахстанской молодежи? 

– Развитие благотворительности в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах нашего общества. К ним можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы, что требует особого осмысления таких феноменов, как благотворительность и меценатство. Социальный проект «Популяризация благотворительности среди молодежи и детей» реализуется в рамках гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК. Наша организация является победителем конкурса, который проводился в июне нынешнего года.

Идею популяризации благотворительности выдвинуло Министерство информации и общественного развития. Но когда подавали заявку на этот конкурс, стали изучать вопрос и пришли к выводу, что сейчас назрела необходимость социальных проектов, которые смогли бы связать старшее и молодое поколения. Мы заинтересовались этим, так как считаем, что в нынешних условиях через благотворительность можно выстроить связь с молодежью. К сожалению, сейчас молодых людей больше интересуют социальные сети, они проводят жизнь в виртуальном мире, а мы как раз через такой проект хотим показать, что есть реальная жизнь, с трудностями и проблемами. Видим основную цель проекта «Популяризация благотворительности среди молодежи и детей» в систематизации благотворительных процессов в Казахстане, чтобы сподвигнуть людей совершать благие дела, объединившись, помогать нуждающимся, повысить культуру благотворительности среди молодежи и сообщества. В рамках этой инициативы запланирована организация комплекса мероприятий, таких как создание единой профессиональной площадки в виде комплексного информационно-разъяснительного сайта «Amal», ротация видеороликов, разработка мобильного приложения, проведение лекций и тренингов среди студентов, активная работа в социальных сетях с привлечением активных известных личностей.

– В чем отличительные особенности казахстанского меценатства и благотворительности?

– Главной особенностью является то, что каждый из нас занимается этим в какой-либо степени. Если одни делают это открыто и помогают в крупных масштабах, то другие делают тихо и по возможности. Например, каждый из нас в жизни помогал одеждой или продуктами нуждающимся, но не все говорят об этом. Также часто можно встретить объявления о помощи в социальных сетях, когда посредством банковского перевода можно направить деньги на карту, даже небольшую сумму, и внести свой вклад в поддержку незнакомого человека. Но мы не кричим об этом на каждом углу. На мой взгляд, это является нашей отличительной чертой. Нам из поколения в поколение прививалось со стороны старших, что помогать нужно и правильно, но хвастаться этим нельзя.

– Отклик на чью-то беду – это разовый порыв. Развита ли у нас благотворительность на постоянной основе?

Нурсултан Назарбаев:
«Чем выше благополучие общества, тем больше оно помогает нуждающимся, включая больных детей, граждан с ограничен-ными возможнос-тями, пенсионеров. Для всего этого общество и государство должны работать вместе. Люди-энтузиасты очень нужны для успешного развития страны и ее будущего».

– Чтобы подойти к этому вопросу комплексно, наши сотрудники в рамках проекта предусмотрели разработку методического пособия, где начали собирать всю информацию из открытых источников по благотворительности. Мы пришли к такому выводу, что ситуация в Казахстане с меценатами и благотворителями находится на стадии развития. По сути, ранее комплексно этим вопросом у нас не занимались. И можно сказать, что наш пилотный проект послужит началом продвижения этой темы на системном уровне. Очевидно, что благотворительностью у нас занимаются многие, в особенности сильно активизировались в период пандемии, но мы должны четко понимать, что оказание помощи должно осуществляться на постоянной основе. Так работают не только крупные благотворительные фонды, нацкомпании, но и отдельные личности, известные меценаты. Небольшие организации могут подключаться только время от времени в рамках единовременных акций и кампаний.

– Каким образом карантин повлиял на сферу благотворительности?

– Пандемия очень сильно повлияла. Многие виды помощи стали оказываться в электронном формате. Появились различные сайты и платформы, где можно одним кликом выбрать людей, которым вы готовы сделать денежный перевод. Мы с некоторыми из них установили контакты и организовали серию постов с реальными историями про людей, чья жизнь изменилась благодаря такой поддержке. Со всеми материалами можно ознакомиться на наших ресурсах в социальных сетях и лично убедиться, что таких примеров очень много.

– Кто может принимать учас­тие в проекте?

– Наш проект носит исключительно информационно-разъяснительный характер. Мы не помогаем нуждающимся в какой-либо форме. Если кто-то желает поддержать нас, то мы открыты к сотрудничеству и готовы рассмотреть варианты совместной работы. При этом не просим помочь нам деньгами, достаточно личного участия в качестве спикера или зрителя, можно сделать репост публикации или отметить хэштегом. А если это знаменитый человек и может сделать именные подарки с автографами, то мы со своей стороны возьмем на себя проработку всех организационных вопросов. Например, сделаем конкурс в Instagram.

– Каким образом собирается информация, какие трудности могут возникнуть при реализации проекта?

– Некоторые трудности для начинающего комплексного социального проекта характерны, к примеру, в плане сбора информации и материалов, касающихся казахстанского опыта благотворительной деятельности. Для написания методического пособия, систематизации всех данных для формирования единой базы благотворителей потребовались значительные усилия и аналитическая работа. Кроме того, отличие нашего проекта от других заключается в том, что мы хотим, чтобы наша база данных находила свое выражение именно в форме благотворительного проекта, мы не собираем денежные средства, мы лишь делаем все для того, чтобы нуждающемуся было легко находить добрых волшебников.

– Какие виды благотворительности становятся общественным трендом?

– Благотворительность становится популярной в странах с развивающейся экономикой. Появление крупных филантропов и благотворительных проектов в странах, которые еще совсем недавно сами были реципиентами, – один из важнейших трендов последних лет. Казахстан также входит в число развивающихся стран, в которых благотворительность набирает обороты, оказывать помощь в том или ином виде больше стали молодые и успешные бизнесмены. Можно также выделить импакт-инвестирование, когда все больше состоятельных людей размышляет о социальных последствиях своих бизнес-проектов, в результате чего возникают коммерческие инвестиции с социальным подтекстом. Значительную часть импакт-инвестиций составляет измерение социальных и экологических показателей, а не только финансовых. В плане глобальных совместных проектов и инициатив приходит понимание важности объединения усилий и идей, поскольку бороться с масштабными человеческими проблемами в одиночку очень трудно. К таким проблемам преж­де всего относятся изменение климата, бедность, миграция, урбанизация, экология.

– Какие истории поразили вас больше всего?

– Каждая история великодушия благотворителей поражает по-своему. Мы не можем выделить лишь одного среди них, так как считаем, что ни миллионы перечислений, ни количество добрых дел не могут служить сравнительной мерой тех благих дел, которые они привносят в наше общество. Можем сказать однозначно, что в нашей базе данных вы найдете всех крупных меценатов, которые, так или иначе, могут откликнуться на вашу проблему.

– Как проект будет реализовываться в будущем, что планируется сделать для популяризации благотворительности в обществе?

– В рамках проекта мы запустим сайт и мобильное приложение. Сейчас мы завершаем работу по их разработке. И после согласования с НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» в рамках школы благотворителей начнем проводить лекции и тренинги среди студентов, в рамках которых будем рассказывать про сайт и мобильное приложение. Надеемся, что эта работа даст положительный эффект и таким образом мы сможем продвинуть в широкие массы тему благотворительности.

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть