История

Бозок: древняя история с продолжением

От границ современной столицы до восточного берега вдоль озера Бузыкты теперь уже подать рукой. Сакральное место, овеянное легендами об археологическомпамятнике – городище Бозок, имеет тысячелетнюю историю и все шансы стать потрясающим живым музеем под открытым небом.

ПОИСК СТАРИННОГО ГОРОДА

Первые упоминания о древнем поселении сохранились в архивных документах XIX века.

«В 1816 году в Есильско-Нуринском районе российский офицер Иван ШАНГИН зафиксировал развалины множества небольших городов, в том числе Бозока, – пишет в своей монографии «Астана: прошлое и настоящее» историк, директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Зиябек КАБУЛЬДИНОВ.

– В 1946-1976 годах подобные городские поселения в нашем крае были отмечены известным казахстанским ученым, историком и археологом Алькеем МАРГУЛАНОМ. В Российском государственном военно-историческом архиве есть отдельный фонд И. Шангина, здесь хранится оригинал карты, на которой есть город Бозок».

С 1997 года, когда с переносом столицы возрос интерес к ее истории, знаменитый археолог Кималь АКИШЕВ, открывший миру курганы «Бесшатыр», памятники Отырара и иссыкского Золотого человека, приступил к обследованию окрестностей Акмолы. Опираясь на труды русских инженеров, офицеров, археолог искал старинный город и осенью 1998 года обнаружил его в пойме берега Есиля.

В 1998 году Первый Президент страны Нурсултан
НАЗАРБАЕВ отметил необходимость воссоздания древнего города. И в июне 1999 года власти выделили ученым необходимое оборудование и финансирование, в начале июля начались раскопки. Первые результаты были сенсационными.

ПРИМЕРНЫЙ ВОЗРАСТ

Весь восточный берег вдоль озера Бузыкты в черте
столицы, а длина озера 1 км, в принципе и есть объекты и сооружения самого археологического памятника, – вспоминает супруга ученого директор НИИ археологии имени К. Акишева, профессор ЕНУ Марал ХАБДУЛИНА. – Благодаря радиоуглеродным исследованиям удалось установить, что Бозок
возник на отрезке VII-VIII веков нашей эры. Если мы даже возьмем VIII век, это 1200 лет назад здесь появились первые люди, которые начали осваивать эту территорию. Городище просуществовало где-то до
XVI века, то есть 800 лет. И, естественно, на протяжении стольких веков территория осваивалась по-разному. Благодаря исследованиям удалось установить, что в X-XI веках город являлся административным и торговым центром региона, а также военной базой казахских правителей вдоль Великого шелкового пути. С
XIV века Бозок становится исламским духовным центром региона Есиль-Нура. Помимо жилых и промышленных конструкций, здесь располагались музеи, мавзолеи, гробницы, построенные из сырого кирпича. Во время раскопок ученые также обнаружили погребения, относящиеся к периоду Золотой Орды.

СЕНСАЦИОННЫЕ НАХОДКИ

Более детально о ходе раскопок пишет в своей монографии Зиябек Кабульдинов:

«Здесь были обнаружены пять мавзолеев, один из которых, по
мнению археолога Марал Хабдулиной, относится, возможно, к христианским (приблизительно XIV-XV вв.), что говорит о веротерпимости местного населения. Также найдены две печи для обжига кирпичей, обнаружено большое количество кирпича с барельефным резным орнаментом, а также фрагменты керамических изделий с бледно- и зелено-голубой поливой. Все это свидетельствовало о том, что в
возведении этого города принимали участие высококвалифицированные ремесленники. Близость Бозока к болотам объяснялась необходимостью решения чисто военно-оборонительных задач. Дело в том, что вся местность между Есилем и Нурой ранней весной заливалась водой, за исключением Бозока. Затем после спада воды это место превращалось в
богатое пастбище. Рядом через Есиль проходил брод Караоткель, через который двигались
торговые караваны. Из Бозока легко можно было контролировать их передвижение. Во время археологической экспедиции Кималя Акишева обнаружены захоронения кыпчакских воинов в полной боевой амуниции. Рядом лежали колчаны, стрелы с железными наконечниками, ножи, удила и стремена. В некоторых захоронениях обнаружены кожаные маски, закрывавшие лица воинов во время сражений. У
их ног были расположены железные котлы, являвшиеся неотъемлемой частью военного
быта наших предков. В 2002 году в Бозоке учеными найдено захоронение женщины-воительницы в возрасте 50 лет, облик которой был восстановлен в Москве в лаборатории антропологии Российской академии
наук. Женщина была накрыта шелковой тканью и имела головной убор шлемовидной формы. На руках у нее были серебряные браслеты, в ушах серебряные серьги. Головной убор украшен жемчужным бисером и раковинами каури. Вместе с ней были закопаны железная пика, кинжал, серебряная чаша и железные удила,
что позволило археологам заключить, что она наравне с мужчинами участвовала в боевых действиях».

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Идея создания национального природно-исторического парка на основе археологического памятника – древнего городища Бозок посредством его музеефикации принадлежит Кималю Акишеву. В феврале 2003 года в своем письме Первому Президенту КазахстанаНурсултану Назарбаеву Кималь Акишев предложил создать историко-археологический городок Бозок. Вопрос о строительстве музея поднимался в том же году
при личной встрече Первого Президента с Кималем Акишевым.

– В 2004 году после ухода из жизни талантливого известного археолога на территории древнего городища был проведен крупный международный форум, на который съехались именитые ученые со всего мира, – рассказывает уже в наши дни директор Государственного историкокультурного музея-заповедника «Бозок» Сауле БУРБАЕВА.

– Они рассматривали артефакты, памятники материальной культуры, свидетельствующие
о том, что во все периоды это место неподалеку от озера Бузыкты наши предки выбирали
для поселений и обживания. Но до создания музея пройдет еще несколько лет. – В 2005 году Бозок получил статус памятника местного значения, и с тех пор мы неоднократно ставили вопрос о необходимости включения его в реестр памятников республиканского значения. Тем временем с 1999 года каждое лето  до 2012 года по программе «Мәдени мұра» продолжались исследования. В 2013 и 2015 годах выезжали лишь на несколько дней, – вспоминает Марал Хабдулина.

– И вот в марте 2018 года в рамках реализации государственной программы «Рухани жаңғыру», инициированной Елбасы, было принято постановление Правительства о создании на территории Казахстана еще трех музеев-заповедников – это Ботай, Сарайшык и Бозок.

Ученые не скрывают, что очень ждали этого события. Это важное решение означало продолжение исследований, что позволило бы восстановить непрерывную хронологию тысячелетней истории региона.

ПРОЕКТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Какие перемены ждали древнее городище с обретением нового статуса? Решение о создании на историческом месте музея-заповедника позволило решить в первую очередь все юридические
вопросы, связанные со статусом, землей, определить площадь будущего заповедника.

– В 2019 году акиматом НурСултана выделен земельный участок площадью 412,62 гектара. Сейчас реализуется эскизное проектирование первого исторического блока проекта. Благодаря подписанию меморандума между акиматом столицы и Министерством культуры и спорта РК надеемся на
более активное продвижение проекта, – рассказывает директор музея-заповедника Сауле Бурбаева.

– Проект предполагает на месте древнего городища создание Национального археологического музея под открытым небом, где будут отражены хронологические исторические периоды в шести поселениях,
начиная от эпохи энеолита и заканчивая средневековьем: это поселения энеолита (Ботай), бронзового и раннего железного веков (саки, гунны),
раннего (тюрки) и, наконец, позднего средневековья (период Казахского ханства). Объединит их древний город Бозок. В Национальном парке посетители смогут ознакомиться с древними технологиями изготовления изделий из металла и глины, – продолжает
Сауле Бурбаева.

– Так, к примеру, в поселении саков можно будет увидеть раннее развитие металлургии на территории Казахстана, в поселении ботайцев – первое одомашнивание дикой лошади. Помимо этого, комплекс Бозок будет включать аул ремесленников, восточный базар, военноспортивный комплекс, зону семейного отдыха. Восточная часть озера Бузыкты будет сохранять историко-природный ландшафт, а западная развиваться в современном комплексе. На городище и после открытия музея будут продолжены археологические работы. Находки, найденные здесь, будут пополнять музейный фонд. В целом проект призван способствовать погружению в мир архаической и традиционной культуры, формированию позитивной культурной
аутентичности. Сегодня в мировой музейной практике очевидным становится растущий интерес подрастающего поколения к системе ценностей, сформировавшейся в условиях всаднической культуры и степной цивилизации. Проект обладает креативным наследиеведческим потенциалом.

БРЕНД СТОЛИЦЫ

Чтобы вдохнуть жизнь в поселенческие комплексы, предполагается сделать акцент на нематериальном
культурном наследии, на обрядово-ритуальной практике и традиционной календарной обрядности, – поясняет в своем комментарии ученый секретарь Государственного историко-культурного музея «Бозок» Зубайда СУРАГАНОВА.

– Сегодня в мировой практике «живых» музеев
характерны репрезентации обрядов, традиций, обычаев. Только так можно представить, чем жили люди той или иной эпохи. По большому счету историчес кий комплекс обещает стать брендом столицы и рекреационной площадкой для ознакомления с культурой степного пояса Евразии, местом для организации и проведения мероприятий этнокультурного характера: коневодческих календарных праздников, Наурыза, Дня города, Ночи музеев.

– В начале июня этого года на территории городища Бозок прошел полевой практикум о значимости сохранения и развития всаднической культуры и проведен обряд «Баланы атқа мiңгiзу» (букв.:
усаживание ребенка на лошадь) – обряд символизирует новый этап в жизни мальчика. В рамках коневодческой культуры этот ритуал был началом формирования коневода, его навыков и знаний в управлении конем, его вхождением в круг юных всадников. В качестве почетных гостей и профессиональных экспертов на семинар были приглашены ведущие ученые нашей страны Зайнолла САМАШЕВ, Марал
Хабдулина, Жамбыл АРТЫКБАЕВ. Традиционный обряд провел профессор Зайнолла Самашев. Примечательно, что именно в этот день пешим ходом в Бозок прибыл конный клуб AT-TRAVEL из Коргалжынского района, по пути они посетили сакральное место Бытыгай.

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА…

Те, кто побывал в районе древнего городища хотя бы
раз, рассказывают о необыкновенной ауре этих мест. К
слову, желающие увидеть археологический памятник свои ми глазами могут легко это сделать.

– В том направлении ходят городские маршрутные автобусы, – объясняет Марал Хабдулина. – Это Коргалжынская трасса: проезжаете мимо КазГЮА
по пути на новую Ильинку, с правой стороны раскинулся микрорайон рнек, заезжаете. И дальше еще надо пройти 2-3 км пешком географически на север. Эти места хранят тысячелетнюю историю – вы почувствуете это.

// Фото Бекена ЖАПАРОВА

Фото предоставлены Государственным историко-культурным музеем «Бозок»  

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть