Общество

Будущее городского развития

Уровень урбанизации населения является одним из ключевых показателей социально-экономического развития страны.

Всвоем Послании народу Казахстана в 2021 году Глава государства отметил, что страна находится в русле устойчивой тенденции на урбанизацию.

«Города-миллионники должны стать опорой глобальной конкурентоспособности Казахстана, а областные центры — точками роста регионов. Поэтому потребуются разработка закона о развитии агломераций и новые стандарты комплексной застройки городов. Принципиально важным является соблюдение принципа «люди к инфраструктуре», — сказал Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Использование самих же превентивных мер, а именно «люди к инфраструктуре», будет взаимодействовать с такими инструментами, как комплексное управление земельными ресурсами и транспортным планированием, инвестированием в социальную и инженерную инфраструктуру для удовлетворения потребностей населения и бизнеса.

Кроме того, одной из важнейших системных реформ Стратегического плана развития РК до 2025 года значится реформа «Сильные регионы и урбанизация». Данная реформа направлена на увеличение ВВП страны за счет экономического роста регионов, обеспечиваемого эффективным использованием имеющегося локального потенциала (экономических резервов) при обеспечении базового качества жизни по всей стране.

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства, проблемы городского развития остаются на плаву. Один из наболевших вопросов — дефицит доступного жилья. Каждый год с удорожанием строительных материалов наблюдается рост цен на недвижимость. Стоит отметить и неразвитость социальной инфраструктуры. Вблизи жилых домов отсутствуют значимые объекты для жителей — детские сады, школы, поликлиники. С увеличением количества транспорта на дорогах происходят перегруженность дорог и проблемы с парковками. Немаловажным фактором развития является и экология. Ввиду глобализации, изменчивости климата создается загрязнение атмосферного воздуха. Все это ведет к ускоренной урбанизации и незапланированному росту городов, перегруженности инфраструктуры.
Любой город — это, прежде всего, население, где мы живем, работаем, вдохновляемся, создаем то, во что верим. Города влияют на нас, а мы своими действиями и бездействиями на них.

Можно попробовать представить себе, как будет выглядеть городская среда через десятки лет. Меняется она, меняемся и мы, общество, вместе с ней.

Спикеры форума QAZURBAN FORUM-2022 «Контуры Нового Казахстана» рассказали, что нужно изменить в городской структуре, что необходимо учитывать при благоустройстве, для чего нужно сделать акцент на озеленении и так далее.

Столица находится в постоянном бешенном ритме, движении и врожденном стремлении увеличения всего живого. Это касается не только транспорта, но и всей привычной нам окружающей действительности.

— Что нужно, чтобы не было оттока людей, энергии и ресурсов из города? — задалась вопросом заместитель исполнительного директора Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 Лаура БИГАЛИЕВА.
Очень важно понимать, как ведут себя города в современном мире. Они являются некими магнитами как притяжения людей, так и наоборот, а это инвестиции, идеи и прочее.

По ее словам, социальные проблемы значительно тормозят развитие городов, их жителей, а будущее как раз требует стратегических инициатив, инноваций, которые активно признают и реагируют на потребности, благополучие каждого гражданина.

Здесь стоит упомянуть слова Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученные в ходе заседания Мажилиса Парламента РК: «Общеизвестно, что регионы Казахстана развиваются неравномерно. Диспропорции создают предпосылки для социального дискомфорта, роста миграционных настроений».

— Чтобы не было оттока, руководство городов должно придерживаться определенного видения: какие люди должны проживать, тип людей, их работа и прочее. В первую очередь они должны привлекать молодых, амбициозных людей, которые смогут выстроить бизнес, открыть сообщества, вкладываясь в развитие городов, — сказала Лаура Бигалиева.
На сегодняшний день в стране активно реализуется проект «Берекелі бастама — городская инициатива», инициированный Министерством индустрии и инфраструктурного развития сов-
местно с Ассоциацией урбанис-
тов. Благодаря проекту каждый казахстанец может предложить идеи для улучшения инфраструктуры своего города и голосовать за наиболее актуальные инициативы соотечественников. Как это работает? На одной площадке размещаются идеи по разным темам и вопросам. После того как все заявки будут собраны, объявляется голосование. Далее проект, получивший наибольшее количество голосов, отправляется для реализации и выставляется как приоритетный в том или ином городе. Данная программа введена не во всех городах Казахстана, поэтому столичным жителям остается только наблюдать, как она реализуется у других.
Программа немного перекликается с нашей всеми известной «Бюджет народного участия» — диалог горожан и муниципальных властей для более эффективного управления территориями. Для населения — инструмент продвижения своих инициатив и способ контроля происходящих в городе изменений, для акимата — возможность понять ключевые проблемы районов города на основе мнения их жителей.

Столица сегодня следует передовым решениям в области урбанизации. С учетом роста населения активно проводится работа по благоустройству общественных и дворовых пространств.

— В нашем городе благоустроено более 500 общественных и дворовых пространств. Это не просто цифры, а практический опыт создания комфортной среды для горожан. Особое внимание уделяется жилым массивам и окраинам города, где благоустройство является не предметом роскоши, а необходимостью. Работа по созданию условий для горожан ведется совместными усилиями. Жители активно участвуют в процессах принятия решений, предлагают свои идеи и предложения, — сказал руководитель Центра урбанистики Елнар БАЗЫКЕН.

Он считает, что крайне важно, перед тем как город продолжит свой дальнейший рост, уделить внимание городской инфраструктуре.

Устойчивое развитие — один из главных элементов в долгосрочной стратегии города. Важную позицию в этой стратегии занимают вопросы мобильности. Транспорт городов развивается с учетом запросов на комфорт, экологичность и безопасность — эти векторы определяют ближайшее будущее урбанизации.
Если говорить об общественном транспорте, то он намного эффективнее решает задачу увеличения провозной способности улицы, чем личный автомобиль.

Председатель правления City Transportation Systems Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ придал особое внимание развитию перевозок, отметив, что столица на пороге транспортного коллапса, поэтому необходимо создать ему альтернативу в виде линейного транспорта.

— Стратегия транспортной системы позволит выработать единое техническое видение городского транспорта на десять и более лет с учетом ежегодного роста населения и увеличения трафика на дорогах. Уже сегодня у нас в городе ездит порядка полумиллиона автомобилей. Чтобы добраться до работы, горожане тратят не меньше часа и обратно на личном транспорте. Согласитесь, что время — это деньги. Мы должны научиться считать и переводить их в свое время. Поэтому приоритет в любом случае должен быть общественному транспорту, — сказал он.

К слову, концепция комплексной транспортной системы была заслушана на заседании городского маслихата, где депутаты, несомненно, поддержали идею. Если рассматривать проблему глубже, то можно сделать вывод, что взаимосвязь в столице между городским и транспортным планированием отсутствует.

— Как мы знаем, добраться сегодня на автобусе с левого на правый берег можно за 15-20 минут, что намного быстрее, нежели на личном авто. Но одними автобусами в перспективе мы не обойдемся, — дополнил спикер.

По словам Бекмырзы Игенбердинова, до 2030 года в городе будет минимум 850000 автомобилей. С учетом столичной агломерации население вырастет с первой зоны пригорода на 5 млн человек. Однозначно, на автомобилях уже никуда не проедем, поэтому необходимо стратегическое понимание и видение развития города.

— Если мы на десятилетие вперед не продумаем развитие общественного транспорта и не дадим приоритет пешеходу, пассажиру, велосипедисту, то мы уйдем по принципу Америки — будем автомобилезависимым городом, — сказал Бекмырза Игенбердинов.

Отметим, что у каждого транспорта свой приоритет. Возьмем, к примеру, автобус, который вмещает до 110 человек, в то время как маршрутка намного меньше и поэтому их называют автобусами малой вместимости. В свою очередь ЛРТ — это серьезный вклад в развитие всего города в будущем. Если еще недавно трамвайные пути мешали передвижению наземного транспорта, то сейчас трамвай переживает второе рождение. Одно из главных их преимуществ по сравнению с другими видами городского общественного транспорта — большая пассажировместимость, ну и, конечно, экологичность.

Еще один экологичный транспорт — велосипед. Практически у каждого из нас он есть, но не все мы можем на нем выехать со двора из-за отсутствия инфраструктуры по городу. Для велосипедистов существующая часть велодорожек ограничена, можно даже сказать, тупиковая: бордюры, сломанные элементы брусчатки и многое другое. На проезжую часть лишний раз тоже не выехать — уровень подготовки водителей оставляет желать лучшего.

— За эти годы мы организовали довольно понятный сервис велопроката, но разработанный на сегодня генплан по строительству велодорожек абсолютно не связан с матрицей движения велосипедистов. Отсутствует правильная схема, чтобы человек, допустим, зашел в Интернет, посмотрел маршрут велодорожки, построил его и поехал, — сообщил председатель правления CTS.

Мало кто знает, что в столичном Сарыаркинском районе нет ни единой велосипедной дорожки. Кроме того, транспортное планирование города осуществлялось еще в советское время и в старой части дороги узкие. В свою очередь это потенциально аварийные участки. Поэтому стоит обратить внимание на эти дороги, где порой даже автобусам тяжело разъехаться.

Помимо дорожной инфраструктуры, благоустройства дворов, неоценимый облик города составляют зеленые насаждения. В силу плотных застроек жилых кварталов природа все дальше отодвигается от центра и все меньше ее становится вокруг города. Это приводит к экологическим проблемам: загрязнение воздуха, почвы, водоемов.

По словам руководителя Центра урбанистики, проблема решаема, и только за прошлый год в столице высажено 1 млн деревьев и кустарников. В текущем году работа по озеленению активно продолжается.

— Наш город меняется и адаптируется к потребностям жителей, чтобы обеспечить комфортную и здоровую среду в городе, — сказал Елнар Базыкен.

Зеленые насаждения в городе играют большую роль в оздоровлении окружающей среды. Даже малые площади зеленых насаждений, расположенные между зданиями, улучшают микроклимат.

— Мы выгнали природу из города и хотим при этом, чтобы у нас были места притяжения. А места притяжения, душа города — это зелень. Нужно привлекать специалистов, профессионалов для посадки деревьев, — заметила руководитель Jardin Design and Production Гульнара ОСПАНОВА.

Jardin Design and Production пропагандирует идею массовых цветников и посадку многолетних растений. В своем выступлении руководитель ландшафтной компании подчеркнула, что благодаря зеленым насаждениям рядом с жилыми комплексами стоимость жилья повышается примерно на 30%.

— У нас есть зеленые насаждения, с помощью которых мы можем сделать красивые аллеи. Если посмотреть на проспект Мәңгілік Ел — он не смотрится, нет картинки. А почему? Потому что отсутствуют высокие аллейные деревья. Наша задача на сегодня — создать единую концепцию развития города, — сказала Гульнара Оспанова.

Основываясь на своей практике по разработке ландшафтного дизайна, из 15 насаждений, которые приживаются в столице, этот список они довели до 50.
Отметим, что строительство зеленой инфраструктуры города является длительным по времени и зависящим от многих причин. Посадка молодых неокрепших деревьев или пересадка взрослых без тщательного ухода не может гарантировать качественное озеленение в будущем. Требуется как создание долгосрочного плана развития городского озеленения, так и разработка инструментов его реализации.

Фото Василия Крась, Султана СЕИТОВА

Статьи по Теме

Back to top button