
На внеочередной сессии маслихата Астаны бюджет города пересмотрен в сторону увеличения – более чем на 52 млрд тенге, произведено и внутреннее перераспределение средств между статьями расходов.
Действующий бюджет Астаны на 2018-2020 годы был принят 12 декабря 2017 года. В марте в городскую казну добавили 10 млрд тенге, а затем в связи с трансформацией столичного акимата потребовалось вновь пересмотреть постатейно объемы доходов и расходов. На 36-й внеочередной сессии городского маслихата обсуждался вопрос о внесении изменений в решение маслихата города Астаны «О бюджете города Астаны на 2018-2020 годы». По словам руководителя Управления стратегического и бюджетного планирования города Астаны Расула УРАЗГУЛОВА, общий объем уточненного бюджета столицы на 2018 год с учетом вносимых изменений составит 433 млрд 226 млн тенге, с ростом более чем на 52 млрд тенге.
Он сообщил, что поступления по собственным доходам составили 261 млрд 230 млн тенге, поступления трансфертов из республиканского бюджета – 148 млрд 248 млн тенге, поступления займов – 17 млрд 996,8 млн тенге и 5 млрд 750,6 млн тенге – из резерва Правительства.
Доходы и резерв
– Объемы поступления собственных доходов в бюджет Астаны за январь – июль 2018 года составили 136,2 млрд тенге, с ростом на 2,4% к аналогичному периоду 2017-го. В том числе налоговые поступления составили 126 млрд тенге, с ростом на 3,6%, – отметил руководитель Управления стратегического и бюджетного планирования города Астаны.
При этом он отметил, что имеется резерв по доходам – примерно 6 млрд тенге, из которых 3 млрд тенге – налоговые поступления. Эта сумма складывается из налоговых поступлений: сбор ИПН, не облагаемого у источника выплат (700 млн тенге), налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (1,2 млрд тенге), госпошлины (1 млрд тенге), неналоговые поступления – административные штрафы (1,2 млрд тенге), доходы от госсобственности (233 млн тенге), а также доходы от продажи основного капитала (земли, квартир, госимущества) – всего на 1,57 млрд тенге, от приватизации квартир. Однако, по мнению отдельных депутатов маслихата, обозначенный резерв по налогам – 3 млрд тенге – может быть связан с ошибками при сборе налогов. Увеличение суммы административных штрафов на 1,2 млрд тенге сулит ужесточение контроля выполнения норм законов, Административного кодекса. Для сравнения: за прошедшие семь месяцев собрано 2,5 млрд тенге штрафов, в том числе за счет «Сергека» 433 млн тенге.
Информатизация и цифровизация требуют средств
Помимо распределения дополнительных 52 млрд тенге, некоторые суммы перемещены с одних статей расходов на другие. На развитие социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, культуры и спорта, дополнительно выделено 2,636 млрд тенге.
На благоустройство аппаратов акимов районов предусматривается 826 млн тенге.
В частности, столичному акимату дополнительно выделено 230 млн тенге, в том числе на услуги по оптимизации бизнес-процессов, функций госорганов для последующей автоматизации – 125 млн тенге. Также для оснащения центра обработки данных, террористической защиты и автоматизации бюро пропусков зданий акимата заложено 105,7 млн тенге.
Цифровизация внедряется и в здравоохранении. На информационно-аналитические ресурсы Управлению общественного здравоохранения дополнительно предусмотрено 109 млн тенге, 21,9 млн тенге на открытие ситуационного центра при поликлинике № 10.
По программе разработки генеральных планов населенных пунктов Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений дополнительно выделено 147,1 млн тенге. Из них на подготовку и выдачу исходных разрешительных документов по представлению земельных участков – 60 млн тенге. Эта тема – выделение земли под строительство – становится болезненной в старой части города. Так, депутат маслихата Мажит ШАЙДАРОВ посетовал на то, что уже восьмой год не может выбить место под строительство общежития для студентов медицинского университета. Заместитель акима Сергей ХОРОШУН пообещал разобраться в этом вопросе.
В связи с выделением четвертого района, «Байқоңыр», Департаменту внутренних дел дополнительно предусмотрено 123,7 млн тенге.
Дорожные споры
Тема строительства дорог обсуждалась горячо, с нетерпением, поисками компромиссов. Депутаты отстаивали проблемные дороги по своим округам. Сообщение Расула Уразгулова о дополнительном выделении средств на транспортную инфраструктуру не обрадовало, а вызвало очередные дискуссии среди депутатов. Так, депутат Зейнулла ШИБКЕНОВ настаивал на скорейшем расширении дороги по улице Жанажол. В ответ на его возмущение с затягиванием решения этого вопроса Сергей Хорошун пояснил, что в этом случае была несогласованность между сносом и строительством дороги. Однако в новую пятилетнюю программу вносятся и объекты транспортной инфраструктуры города. Так, давно назрела расшивка перезагруженных магистралей города, в том числе улицы Валиханова, необходимы подъезды к школам.
А сегодня дополнительные 3 млрд 951 млн тенге планируется направить на завершение и продолжение проектирования по 14 автомобильным дорогам, на строительство остановочных павильонов. 1 млрд 318 млн тенге пойдут на проведение среднего и текущего ремонта 10 дорог, 2 мостовых конструкций и расширение трех правоповоротных съездов.
Депутаты приняли решение о выделении дополнительных средств на субсидирование пассажирских перевозок на социально значимые маршруты. Таким образом, общая сумма господдержки общественного транспорта Астаны составит 1 млрд 980 млн тенге. Между тем проблема роста себестоимости провоза пассажиров требует системного подхода и, возможно, непопулярных мер по повышению стоимости проезда. Кстати, с 1 сентября часть сотрудников акиматов пересядет со служебных авто на автобусы и такси.
Школам и детсадам добавят денег
Увеличение подушевого финансирования в детских садах с 23 тысяч до 27 тысяч 263 тенге на одного ребенка повлекло дополнительное выделение 432,3 млн тенге, на содержание двух новых детских садов на 480 мест дополнительно запланировано 52,3 млн тенге. Кроме того, выделяются средства и на повышение квалификации воспитателей дошкольных учреждений. Вместе со средствами на 60 новых филиалов организаций дополнительного образования на эти две статьи предусмотрено 110,7 млн тенге.
По словам Расула Уразгулова, для Управления образования предусмотрены средства в сумме 1 млрд 54,7 млн тенге, в том числе на тестирование учеников с 4 по 11 классы – 39,7 млн тенге, содержание новых школ (№ 85, 86, 87 и БИЛ для девочек) – 413,2 млн тенге. На текущий ремонт фасада школы № 16 – 28 млн тенге, техническое обследование 30 школ – 60 млн тенге.
Таким образом, дополнительные средства распределены по направлениям социального развития, строительства, дорожной инфраструктуры. Однако сегодня в приоритете – эффективность использования бюджетных средств.
– Впредь неосвоенные и неэффективно освоенные средства будут сниматься и выноситься на сессию маслихата, – заявил Расул Уразгулов.
Действительно, с ростом столицы средства надо распределять максимально эффективно и, кроме того, контролировать их целевое использование. Иначе денег всегда будет не хватать.
Ольга ФЛИНК