НовостиОбщество

Ценовая безопасность

Эффективность предлагаемых мер по сдерживанию цен на социально значимые товары обсуждали на площадке столичной Палаты предпринимателей представители акимата и бизнеса.

Сдерживание роста цен — тема актуальная, активно обсуждаемая во всех институтах власти. Как правило, умозрительные рассуждения мудры и красивы. Но на уровне практической реализации возникают неожиданные препятствия. Ведь, как сообщили представители торговли, им приходится сразу заниматься противоречивыми делами — продвигать отечественные товары и держать низкими цены. Но пока в большинстве своем казахстанские производители слабы, испытывают вечную нехватку оборотных средств, себестоимость товаров выше импортных, им нужна помощь при реализации, место на полке. Порой это происходит в ущерб привозной дешевой продукции.

Рынок и регулирование

По словам заместителя директора Палаты предпринимателей Бейсена ЖОЛБОЛДИЕВА, в помощь отечественным производителям начинают использоваться такие инструменты, как социальные киоски, ярмарки щедрости, городские рынки идут навстречу производителям и снижают на время стоимость аренды торгового места. Ритейл тоже говорит о готовности размещения в течение нескольких месяцев казахстанских товаров у себя на полках. Но пока такой сбыт незначительно стимулирует отечественных производителей на увеличение объемов продукции.

Недавно депутат Мажилиса Парламента РК Наринэ МИКАЕЛЯН предложила внести ряд поправок в Закон «О регулировании торговой деятельности», в числе которых и более справедливое распределение прибыли по цепочке. Но пока этот вопрос обсуждается. А цены на продукты питания надо сдерживать сегодня. Причем недопущение роста цен у нас отнесено к деятельности местных исполнительных органов. И здесь возникает конфликт интересов, поскольку директивные методы не применимы к объектам частного бизнеса. Поэтому приходится изыскивать рыночные инструменты, искать компромисс.

Издержки воздействия

Как отметил управляющий директор АО «СПК Astana» Халел АКИМЖАНОВ, подотчетная его структура использует два метода воздействия на цены социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) в организованной торговле — формирование стабфондов и льготное финансирование торговых сетей. Сегодня на закуп продукции в стабфонды выделяются деньги из бюджета, 1,1 млрд тенге на закуп муки, сахара. Кроме того, в декабре 2019 года ТОО «Continental Agro Trade» выдан займ для стабилизации цен на основные виды овощей — картофель, лук, морковь, капуста. А льготное финансирование применяется как беспроцентный кредит при условии, что ритейл зафиксирует цены на длительный период по 19 наименованиям СЗПТ. Однако для него нужен залог или гарантия.

Но представители торговых сетей заметили, что хотя наименований СЗПТ всего 19, видов товаров, которые подпадают под это требование, — 250. Поскольку ассортимент предполагает аналогичные товары различных брендов. По словам представителя сети «КенМарт», в прошлом году из-за скачка цен, когда зафиксировали цену продаж в розницу одну, а товары по 25 артикулам пришлось закупать гораздо дороже, прямой убыток сети составил порядка 10 млн тенге, а с недополученной прибылью — 30 млн тенге. Из-за этого частникам идти на подобные меры еще раз совсем не хочется.

Причиной такой ситуации, по мнению представителей торговли, стал неконтролируемый экспорт сельхозпродукции, когда аграрии в силу различных причин продают урожай чуть не с колес по низким ценам, а позже приходится импортировать такой же товар гораздо дороже.

Принято считать, что это происходит из-за недостатка хранилищ, и ситуацию спасут оптово-распределительные центры. Но и сегодня есть незаполненные склады. Вероятно, надо вводить квоты для покрытия внутреннего рынка, считают реализаторы.

Кроме того, работники ритейла предлагают создать единого дистрибьютора, который будет иметь склады, логистику. Основная его задача — служить посредником между отечественными производителями и ритейлом. И тогда сети избавятся от необходимости заключать и расторгать бесчисленные мелкие договоры с казахстанскими поставщиками.

Руководитель отдела развития торговли и сферы услуг Управления по инвестициям и развитию предпринимательства Руслан ИДРИСОВ ответил, что это предложение надо изучить. При этом он сообщил, что появилась ясность с проектом оптово-распределительного центра. 12 га отведено в районе Уркера по Коргалжынскому шоссе. Определен инвестор, объем вложений — на уровне 8 млрд тенге, срок реализации — 2020-2021 годы.

В ходе обсуждения решено провести отдельную встречу поставщиков сельхозпродукции из Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской областей с ритейлом, причем не только с крупным, но и с создаваемой ассоциацией небольших магазинов у дома, и предметно разобраться во всех тонкостях ценообразования и поставок продукции.

Полосу подготовила Ольга ФЛИНК

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть