Общество

Час пик на транспорте



На отчетных встречах акима столицы с населением самыми обсуждаемыми остаются вопросы бесперебойной работы пассажирского транспорта. Особенно в часы наибольшей загруженности.

На что жалуются пассажиры?
По информации ТОО City Transportation Systems, 48 процентов жителей столицы пользуются общественным транспортом. Ежедневно на автобусах ездит около 600 тысяч человек. В целях сокращения времени автобусов в пути на улицах внедрены специальные полосы Bus Lane. По городу установлено 1400 остановок.

В ведомстве отметили, что поступающие от жителей заявления и жалобы на работу общественного транспорта ежедневно отслеживаются. Профильная служба регулярно использует несколько источников информации, отчетные встречи, методы обратной связи с горожанами. В особенности держат связь с активными жителями жилых массивов, небольших районов и пригородных поселков.

Ежемесячно в центр iKomek поступает более 6000 обращений по услугам пассажирских перевозок. В основном в них сообщается о несоблюдении графика движения автобусов, что составляет 51 процент обращений. Изменение схемы проезда автобусных маршрутов, улучшение общественного транспорта составляет 12 процентов. Жалобы-обращения на действия сотрудников или водителей — 6,5 процента. Всего в 2023 году в центр iKomek поступило более 55,5 тысячи обращений. Жалобы на действия водителей незамедлительно доводятся до руководства автобусного парка, в случае выявления данных, указанных в жалобе, применяются соответствующие дисциплинарные меры, налагается штраф, водители направляются на переподготовку.

По информации CTS, процесс модернизации общественного транспорта будет продолжен с учетом поступивших от населения предложений.

На 42 столичных маршрутах увеличилось количество автобусов и сократился интервал движения. В целях обеспечения качества обслуживания изменена схема движения 52 маршрутов.

Для обеспечения безопасности дорожного движения в Центре обучения работников транспорта в прошлом году прошли переподготовку 618 водителей и приняты соответствующие меры по более 2100 нарушениям.

Автопарк столицы включает в себя автобусы разных марок (Iveco, Golden Dragon, Higer, Yutong и другие), однако все отечественной сборки. Автобусы разных марок курсируют на улицах города с 2014 года, при резко континентальном местном климате они зарекомендовали себя положительно.

Дефицит водителей
По словам представителей ведомства, сейчас в столице дефицит водителей автобусов составляет 1100 человек. Поэтому компания предложила внести поправки в Закон «О дорожном движении» — снизить стаж работы по категории D с 5 до 1 года, а возраст водителей — с 25 до 21 года.

В ведомстве также объяснили, почему при зарплате в 500-600 тысяч тенге автобусные парки испытывают дефицит в кадрах.
По информации компании, в настоящее время в автобусных парках столицы работают 1852 водителя. При этом потребность города составляет 2912 человека. Таким образом, дефицит водительского состава — более 1000 специалистов.
В СТS подчеркнули, что средняя оплата труда водителей составляет 500 тысяч тенге.

«Однако данная цифра увеличивается с учетом дополнительных бонусов в виде коэффициентов за безаварийность, выполнения регулярного плана по оборотам, а также за переработки. С учетом бонусов оплата водителей доходит до 800 тысяч тенге», — отметили в компании.

По данным CTS, средний возраст действующих водителей — 45 лет, что свидетельствует о большом дефиците водительского состава, который ожидает компанию в ближайшие 5-10 лет.

На сегодняшний день более 30 процентов водителей автопарков — это люди в возрасте от 50 до 65 лет. И только менее 2 процентов — от 25 до 29 лет.

По данным транспортной компании, причин для образования такого дефицита несколько:
— низкая привлекательность профессии ввиду тяжелых условий труда;
— барьеры на законодательном уровне при получении прав категории D;
— отток водителей в сезоны посева и уборки;
— отсутствие/дорогая аренда жилья;
— выравнивание условий оплаты труда в регионах.

Как отметили в CTS, в ближнем зарубежье и странах Европы имеется аналогичная проблема. Там тестируются разные методы решения проблемы, вплоть до привлечения граждан других стран и ввода ускоренных курсов подготовки водителей.
Однако данные методы оказались не самыми действенными и повлекли рост уровня ДТП с участием общественного транспорта.

«Путь к решению дефицита у нас, в столице, — упрощение условий для получения категории D (от 21 года, с опытом не менее одного года) в Закон «О дорожном движении», увеличение оплаты труда, а также создание специа­лизированного центра подготовки водителей общественного транспорта с собственным полигоном, где будет преподаваться как теория, так и практика», — сообщили в пресс-службе CTS.

Из 400 приобретенных в прошлом году автобусов 320 — за счет коммунальных автопарков, 80 — частных. В прошлом году было запущено 8 новых маршрутов (6 — внутригородских, 2 — пригородных), расписание автобусов увеличилось до 106. В этом году планируется закупить еще 200 автобусов, запустить 10 новых маршрутов (5 городских, 5 экспресс).

Дополнительные маршруты
Регулярно ведомство проводит анализ участков с повышенным спросом на общественный транспорт. Согласно исследованиям, сейчас в городе выделен 21 проблемный участок. Некоторые участки не охвачены общественным транспортом. Это отрезки улиц Серкебаева, Акмешит, Азербаева, Жумабаева, Жургенова, Хусейна бен Талала.
К таким участкам также относятся улицы Болашак, Караменде би Шакаулы, Сыганак, Толе би, Райымбек батыра, Айтматова, проспекты Улы Дала, Туран, территория жилого комп­лекса «Куршевель». Кроме того, в микрорайонах Жагалау, Отау, коттеджном поселке Family Village также отсутствует общественный транспорт, отметили в ведомстве.

По информации CTS, в этом году в столицу будут доставлены 96 новых автобусов, приобретенных в прошлом году, и закуплено еще 200. Данная работа позволит увеличить количество подвижного состава до 1627 единиц. 50 старых автобусов будут выведены из сети за счет новых. Пассажиропоток увеличится до 700 тысяч человек в сутки. В этом году по распоряжению акима города полосы для автобусов будут введены еще на семи участках. Работа будет идти в два этапа. На первом этапе данные полосы будут установлены на проспектах Мәңгілік Ел, Туран, Тәуелсіздік и улице Керей, Жанибек хандар, а на втором — на проспектах Улы Дала, Кошкарбаева и улице Айтматова. Тогда к концу года общая длина такой полосы в городе дос­тигнет 160 километров.

В связи с быстрым ростом населения столицы к 2026 году дефицит общественного транспорта, по прогнозам, может достигнуть цифры в 400 единиц. Поэтому сейчас вопрос обновления автобусов как никогда актуа­лен, отметили в ведомстве.

Фото Султана СЕИТОВА, Оналхана ОНЕРХАНА,
Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button