КарантинНовости

Чему придется научиться

Пандемия внесла кардинальные перемены в систему образования. Дистанционное обучение стало не форс-мажором, а повседневной реальностью и испытанием на прочность как для родителей, так и для учителей. Об этом мы поговорили с директором КГУ «Гимназия № 6 акимата города Нур-Султана» Татьяной КРЫЛОВОЙ.

– Татьяна Константиновна, как пережили учителя, учащиеся и родители две четверти учебного года?

– В первой и второй четвертях обучение прошло в дистанционном формате. Помимо этого, по письменному заявлению родителей ученики начальных классов посещали дежурные классы с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Всего в гимназии с 1 по 4 классы открыты 33 дежурные группы, в которых обучались 429 учеников. Также для организации обучения использовались оте­чественные интернет-платформы Online mektep, Bilimland.kz и «Кundelik.kz». Уроки в режиме онлайн-стриминга проводились в Zoom (с соблюдением всех советов по организации безопасных уроков), активно использовались инструменты платформы Google – таблицы, формы, встречи, чаты и т.п., широко применялись компьютерные и телекоммуникационные технологии. Учащиеся научились дополнительным мерам предосторожности, соблюдению дистанции, правильному ношению масок. Учителя освоили множество различных интерактивных технологий, посетили большое количество семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации (как отечественные, так и зарубежные).

Родителям пришлось осваи­вать образовательные платформы, обеспечить ребенка рабочим местом. Немаловажно и то, что они стали активными участниками образовательного процесса и воспитательных мероприятий, проводимых в онлайн-формате. Взрослые получили возможность вникнуть в содержание современного образовательного процесса, ознакомиться с новейшими методами.

Кстати, новое в этом учебном году то, что при выставлении оценок за четверть учитывается и формативное оценивание. Это здорово стимулирует учащихся к выполнению учебных заданий, дает возможность учителю видеть качество усвоения каждой темы и своевременно корректировать работу по устранению затруднений, повышает объективность четвертной оценки.

– С какими трудностями сталкиваются педагоги и дети?

– Основной трудностью явилось то, что скорость Интернета не всегда отвечала требованиям урока, не везде качественная связь. Работа в дежурных группах, наряду с дистанционными группами, требует огромной выдержки, затрат времени педагога на подготовку, объяснение темы, а также проверку учебных заданий, которых в связи с введением формативного оценивания стало больше.

На детей обрушился информационный поток: ТВ-уроки, синхронные и асинхронные уроки, Google-формы, учебные уроки на платформе Online mektep. Все это, конечно, перенасыщает ребенка, он быстрее устает. Но стоит отметить, что благодаря акимату Нур-Султана и городскому Управлению образования мы не столкнулись с трудностями при оснащении компьютерами и роутерами. Наши учащиеся имеют возможность взять нужную технику во временное пользование в школе, если возникает необходимость.

– Какие новые требования к учителям выдвигает время? Чему приходится учиться заново?

– Главным показателем профессионализма учителя явилось то, что за короткое время они освоили огромное множество интерактивных методов и приемов проведения урока в дистанционном формате (синхронный, асинхронный, комбинированный и т.п.), изучили и успешно используют технологии работы на образовательных платформах. Учителя после работы коллективно изучают отечественную и зарубежную практику, например, 100% учителей прошли курсы «Учимся учить дистанционно», 53 учителя гимназии прошли международные курсы онлайн-стажировки «Цифровая трансформация школьного образования. Зарубежная практика» и многое другое. Можно сказать, что приходится учиться всему заново. Привыкая к живому общению с детьми каждый урок, учитель уже по глазам ребенка, его реакции определял, насколько понятна новая тема. Сейчас идет работа над проведением уроков в различных форматах – синхронном, асинхронном, комбинированном. Важно найти ту золотую середину, чтобы не потерять качество знаний. Главное, не бояться нового, пусть и неизвестного. Каждое неизвестное всеобщими усилиями переходит в разряд изученного, каждая проблемная ситуация решается и обсуждается. Дистанционные формы обучения обогатили практику воспитательной работы, позволили осуществить интеграцию основного и дополнительного образования. Дети участвуют в различных тематических декадах и предметных неделях, в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. Учителя, несмот­ря на загруженность, активно принимают участие в профессиональных конкурсах.

– Насколько увеличилась нагрузка на учителей?

– Не секрет, что учителя находятся на связи 24 часа 7 дней в неделю. Нагрузка на учителей начальной школы увеличилась в разы. Спасибо нашим педагогам: несмотря на увеличенную нагрузку, возраст, они все работают в дежурных классах, постигают новое и обеспечивают учебный процесс в новых условиях. Обидно иногда читать обсуждения родителей в социальных сетях, что учителям делать нечего и даром получают свою зарплату. Поверьте, учителя за обучение в штатном режиме, да и времени на подготовку к уроку уйдет гораздо меньше, чем сейчас при создании анимированных презентаций для учащихся, чтобы было все доступно и понятно. Но это не решают ни директор школы, ни Управление образования. Данный вопрос только в компетенции главного санитарного врача, исходя из эпидемиологической обстановки. А она, вы знаете, меняется каждый день.

– Подняли ли зарплату учителям?

– В период работы дежурных классов педагоги получают зарплату по дополнительной тарификации. Благодаря акимату и Управлению образования учителя получают в полном объеме за работу в дежурных классах, это дополнительное финансирование из местного бюджета.

– Испытывают ли какие-то проблемы дети?

– Успехи ребенка в школьной жизни зависят от большого числа факторов: общее умственное развитие, уровень познавательной активности, умение сохранять и поддерживать учебную деятельность. Поэтому, я думаю, что проблемы есть всегда и не нужно их отождествлять с переходом на дистанционное обучение. Надо находить пути решения этих проблем.

– Чему нам всем предстоит научиться?

– Первое – беречь свое здоровье и здоровье близких и окружающих. Любое существенное изменение (в гимназии или за ее пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. Изменились формат обучения, технологии, требования к различного рода интеллектуальным соревнованиям. Схема учитель – ученик – родитель моментально перестраивается. Учиться придется многому, в частности, распознавать эффективные ресурсы, оптимальные приемы, чтобы в погоне за новыми течениями не упустить самое ценное в воспитании и обучении.

Именно поэтому мы, кроме образовательного контента, ежедневно расширяем перечень онлайн-ресурсов, которыми рекомендуем воспользоваться учащимся и педагогам: виртуальные экскурсии в музеи и галереи, онлайн-туры интеллектуальных конкурсов и олимпиад, открытая трансляция праздничных концертов и т.п. Поэтому я желаю всем участникам образовательного процесса заразиться новыми творческими идеями и запустить вирус постоянного улучшения в школе.

– Насколько все участники образовательного процесса адаптировались к «дистанционке»?

– Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от педагога, родителя. Поэтому наши учителя находятся на связи и доступны для оказания консультационной помощи 24/7. Родители 1, 5-х классов получили рекомендации психологичес­кой службы гимназии по организации дистанционного обучения. Успех дела заключался в том, что родители и дети ориентировались только на официальную информацию от классного руководителя и администрации гимназии. Открытые диалоговые площадки для родителей, консультации для учащихся, вебинары для педагогического коллектива – это только некоторые ресурсы, активно задействованные в решении вопроса адаптации школьников. Учащиеся с низкой мотивацией стали более активно проявлять себя на онлайн-уроках (ребенок учится самообразованию, удобно для часто болеющих детей). Дети сами выбирают время для занятий, материал изучается в индивидуальном темпе, любой урок может прослушиваться многократно, доступны разнообразные информационные источники, интерактивные материалы (+ТВ-уроки). Но думаю, что этот процесс не закончен, есть еще над чем работать, что постигать, к чему стремиться, что совершенствовать.

Метки

Похожие статьи

Закрыть