ГлавнаяИсторияПроекты

Цифровая история для будущих поколений

Сохранение памятников исторического и культурного наследия — одна из главных и приоритетных задач любого мегаполиса. Сегодня на помощь горожанам и гостям столицы приходят современные цифровые инструменты — QR-коды, расположенные на каждом из них. Отсканировав их, можно прочитать подробную историческую справку о монументах и об исторических объектах Астаны на шести языках — казахском, русском, английском, немецком, турецком, китайском, а также получить возможность увидеть исторические и современные снимки и послушать информацию аудиогида, передает Вечерняя Астана.

В государственном списке памятников истории и культуры местного значения города значится более 30 объектов.

Здание бывшего акимата города Астаны

Двухэтажное здание бывшего акимата располагается в центральной части старого города. Здание возведено в середине 50-х годов ХХ века. В разные годы в нем располагались административные учреждения города: городской исполнительный комитет, целинный краевой комитет Коммунистической партии, городской комитет партии и управление сельского хозяйства.

На сегодняшний день здание сохранило свой первоначальный облик и представляет историко-культурную ценность.

Памятник Кенесары

Бронзовая скульптура хану Кенесары установлена на набережной реки Есиль. Официальное открытие состоялось 11 мая 2001 года.

Авторы памятника — скульптор Нурлан ДАЛБАЙ и архитектор Шот-Аман УАЛИХАНОВ.

Скульптура представляет собой монументальную фигуру хана на коне, которая установлена на высоком гранитном постаменте. Постамент памятника лишен вычурности, благодаря широким фаскам по углам не имеет острых стыков, что позволяет обозревать памятник со всех сторон.

Кенесары Қасымұлы (1802-1847) — последний хан всех трех казахских жузов, предводитель национально-освободительного движения казахов за независимость от Российской империи в 1837-1847 годах, внук Абылай хана.

Дворец железнодорожников

Ныне Театр «Жастар». Историческое здание расположено в северной части города, недалеко от железнодорожного вокзала, на пересечении проспекта Женіс, улиц Есенберлина и Биржан Сал.

Здание построено в 1954 году. Строительство дворца было вызвано отсутствием в городе отвечающего времени культурного-досугового центра. В декабре 1956 года прошло открытие Дворца железнодорожников, построенного по проекту архитектора В. КАЛМЫКОВА. Зрительный зал был рассчитан на 800 мест, в здании располагался также малый зал на 150 мест, необходимые комнаты для кружковой работы, библиотека, спортивный зал. Дворцу было присвоено имя В.И. Ленина. Первым директором дворца стал заслуженный работник культуры Казахской ССР Б. В. Афонин. В период 50-60-х годов ХХ века во дворце проводились самые значимые городские и областные мероприятия: собрания партийных и хозяйственных активов, конференции, гастроли крупных концертных и театральных коллективов.

Для увековечения памяти выдающейся казахской певицы Куляш Байсеитовой Указом Президента Республики Казахстан в июле 2000 года Театр оперы и балета города Астаны, переехавший в здание, был переименован в Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой. Сейчас там располагается один из самых молодых театров столицы — Театр «Жастар», на сцене которого блистают молодые звезды Казахстана.

Монумент «Байтерек»

Расположен в новом центре на левом берегу реки Есиль, на главной оси с резиденцией «Акорда». Построен по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева как символ переноса столицы.

Высота монумента — 97 метров, что символизирует собой 1997 год — год провозглашения Астаны новой столицей государства.

В основе идеи монумента лежит легенда о древе мироздания «Байтерек», которое росло на горе Кок-Тобе. Каждый год птица Самрук откладывала в гнездо на ее вершине золотое яйцо. Дракон подземного царства тьмы похищал и проглатывал его. Легенда олицетворяет сотворение мира, сущность жизни и смерти, борьбу добра и зла.

Мусульманское кладбище «Қараөткел»

В старой части города между микрорайонами Жастар и Целинный располагается старинное кладбище, где по некоторым данным насчитывается около 10 тысяч захоронений, которые были произведены в период с 1609 по 1962 год. Здесь присутствуют более 100 погребений с арабскими надписями. Согласно данным, здесь похоронены сын хана Тауке Самеке, старший султан Акмолы К. Кудаймендин, воины батыров Богенбая, Кабанбая, Амангельды Иманова, купец Б. Косшыгулов и др.

Памятник представляет собой обширный некрополь общей площадью 17125 кв. м, он ограничен по периметру улицами Гастелло, Тархана, Манаса. Погребения выражены небольшими всхолмлениями и надгробными конструкциями — кулпытасами.

Памятник Сакену Сейфуллину

Монумент расположился перед главным корпусом Казахского агротехнического исследовательского университета имени Сакена Сейфуллина.

Он представляет собой бюст на невысоком постаменте с раскрытой книгой в руках. Установлен 5 ноября 1972 года. Первоначально памятник располагался на площади перед педагогическим институтом имени С. Сейфуллина, но в связи с объединением пединститута и Целиноградского инженерно-строительного института перенесен к фасаду Казахского агротехнического университета. 7 мая 1996 года вузу присвоено имя писателя. Монумент сооружен по проекту целиноградского скульптора Ю. БУШТРУКА.

Монумент воинам Великой Отечественной войны

Монументальный комплекс воинам-акмолинцам открыт на проспекте Жеңіс в 1995 году в честь 50-летия Победы. Его авторы — скульптор Валерий ПИРОЖКОВ и архитектор Василий ТОСКИН. Скульптурная композиция представляет собой воплощенные в бронзе образы молодых воинов. Неотъемлемой частью композиции является памятная стена с надписью «Мужеству и доблести воинов-земляков посвящается». Свою скульптуру автор посвятил бойцам 72-й Гвардейской, 310-й, 387-й стрелковых дивизий и 106-й национальной кавалерийской дивизии, сформированных в годы Второй мировой войны в Акмолинске.

Памятник Пушкину

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину воздвигнут в Астане в 1999 году к 200-летию со дня рождения великого русского поэта. Этот памятник — дар России Казахстану. Его автор — скульп­тор, заслуженный художник России Андрей КОВАЛЬЧУК. Скульптура представляет собой фигуру поэта, устремленного вперед в момент творческого вдохновения, парящего сквозь века. Поэт раскинул руки в разные стороны, в одной он держит трость, а в другой — шляпу-цилиндр. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию стремительного движения, словно Пушкин делает шаг вперед навстречу будущему, навстречу потомкам. Бронзовая скульптура установлена на каменном постаменте, отполированная поверхность которого ассоциируется с гранитными набережными Невы.

Первое время памятник стоял в сквере напротив Технопарка, на улице, носившей в то время имя Пушкина.

В декабре 2007 года статуя накренилась из-за повреждения элементов скульптуры. Скульптуру пришлось отправить на реставрацию. За это время улицу переименовали, именем поэта назвали улицу в другой части города. Вот туда и было принято решение перенести памятник. 6 июня 2008 года состоялось второе открытие монумента в районе университетского городка ЕНУ имени Л. Гумилева, на левом берегу ручья Акбулак.

Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР»

Комплекс расположен недалеко от Астаны на месте бывшего Акмолинского лагеря жен изменников Родины, в селе Акмол (в 35 км юго-западнее столицы). Он открыт 31 мая 2007 года.

АЛЖИР создан группой казахстанских архитекторов, скульпторов и инженеров во главе с Сакеном НАРЫНОВЫМ. Музейный комплекс состоит из «Сталинского вагона», Арки скорби, памятных знаков, двух скульп­турных композиций, караульной вышки и ограждения лагеря из колючей проволоки, стелы «Слезы», барака, парка «Алаш», Стены памяти и музея.

Здание музея выполнено в форме усеченного конуса. Отсутствие декора и сдержанность в отделке в полной мере отражают функциональное назначение музея жертв политических репрессий. Сам музей начинается с тоннеля длиной 12 м и шириной 2,5 м. Тоннель, его стены и созданные там композиции отражают сложные периоды в годы репрессий 1928-1937 гг. Окружает его стена, на которой написаны 7620 имен узниц лагеря.

Монумент «Арка скорби» (высота 18 мет­ров, ширина 9 метров) состоит из купола и вуали, покрывающей его. Арка выполнена в виде шлема и женского головного убора ак жаулык, что символизирует мужскую силу, женскую чистоту и верность. Автор монумента — заслуженный архитектор РК Сакен Нарынов.

Парк «Алаш» занимает площадь около 1,5 гектара земли. В свое время узницами АЛЖИРа здесь был высажен фруктовый сад. На сегодняшний день в парке около 200 деревьев.

Барак — здание, в котором жили заключенные женщины, так называемые члены семей изменников Родины, рассматривавшиеся как социально опасные и способные к антисоветским действиям. Каждый барак был рассчитан примерно на 200-300 человек. Автор барака и диорамы — член Союза художников Республики Казахстан Игорь БАГРАМОВ.

«Сталинский вагон» выкрашен в красный цвет, именно в таких вагонах перевозили политических ссыльных — врагов народа и членов их семей. Внутри вагона расположены двухъярусные нары, печка-буржуйка, с ее помощью отапливался вагон.

Статьи по Теме

Back to top button