Образование

Цифровизация в ШКОЛАХ столицы

В рамках поручения Президента страны по дальнейшей цифровой трансформации Казахстана на сегодняшний день все организации образования города обеспечены цифровым видеонаблюдением. Об этом рассказал на брифинге в Службе коммуникаций города
заместитель руководителя Управления образования города Астаны Нариман ЕЛАМАНОВ.

Безопасность — в приоритете
По его словам, вопрос обеспечения безопасности детей в учебных заведениях является одним из приоритетных.

— Все камеры и тревожные кнопки подключены к Центру оперативного управления Департамента полиции. Все установленные камеры соответствуют требованиям приказа председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан «Об утверждении Правил функционирования Национальной системы видеомониторинга». Также во всех объектах образования охрану обеспечивают фирмы, имеющие лицензию первой категории.

Стоит отметить, что лицензия на осуществление охранной деятельности разделена на два подвида. Первый — все виды охранных услуг, в том числе охрана объектов, уязвимых в террористическом отношении. Второй — все виды охранных услуг, за исключением объектов, уязвимых в террористическом отношении.
Что касается функциональных возможностей камер видеонаблюдения, то важно отметить, что они позволяют проводить съемку с высоким разрешением и детализацией изображений. Данные передаются по сети Интернет на сервер, персональный компьютер или любое другое аналогичное устройство. Есть возможность съемки в ночное время за счет наличия инфракрасной подсветки с дальностью действия 30 метров. Записи с видеокамер можно хранить в течение 30 дней. При этом администрация и педагогический персонал школы получают количественные показатели посещаемости по дате, времени и даже причинам. ДВД и ювенальные органы получают инструмент контроля специальных групп учащихся, возможность оперативного реагирования на происшествия. Управления образования, акиматы города и области видят общие показатели посещаемости, вспышку эпидемиологических заболеваний, пищевых отравлений, происшествий среди школьников. А родители получают информацию о входе учащегося в учебное заведение и его выходе, о самовольном уходе и непосещении занятий ребенком.

Помимо этого, все объекты образования, а это школы, колледжи, организации дополнительного образования, обеспечены турникетами. Турникеты — это новая система электронной безопасности. Ученику выдается пропуск на основе электронной магнитной карты. На нем изображена его фотография, фамилия и имя, номер и буква класса. Кроме того, каждой карте присвоен уникальный код, который безошибочно распознается магнитным считывателем.

Чтобы пройти через турникет, необходимо поднести свою карточку-пропуск к специальному табло на турникете. Наглядная индикация на табло турникета позволяет без-
ошибочно определить, куда поднести карточку, разрешен ли проход или запрещен. С каждым учеником можно связать один или несколько телефонов, по которым будут отправляться SMS-уведомления.

Цифровизация учебного процесса
По словам заместителя руководителя ведомства, в рамках цифровизации учебного процесса проводится большая работа.

— В целях обеспечения бесконтактного и быстрого зачисления в дошкольные организации посредством информационного продукта «INDIGO: электронный детский сад» в столице с июля 2022 года введен электронный типовой договор. Для полного контроля прозрачности работы детсадов родителям был дан доступ к просмотру табелей посещаемости. Кроме этого, в этом году планируется внедрение проекта контроля за питанием «Электронный детский сад», — рассказал Нариман Еламанов.

Что касается среднего образования, то, как рассказал заместитель руководителя столичного Управления образования, на сегодняшний день на территории города есть четыре школы с IT-уклоном (№ 8,
73, 59, 85). В целях воспитания подрастающего поколения в духе национальных ценностей, способного адаптироваться к изменениям, грамотного, ІТ-компетентного, честного в данных школах будут углубленно изучаться компьютерная графика, видеотехнологии, подготовка мобильных приложений, робототехника, создание веб-сайтов и 3D-моделирование, Design, веб-технологии, электроника и мехатроника.

— С целью развития компьютерной грамотности учащихся начальных классов ведутся уроки по разработке программ с простыми игровыми программами Scratch, Tynker, CodeCombat, а учащиеся среднего, высшего звена изучают Python, Java, HTML с помощью платформы Kodoqu.

В целях улучшения учебного процесса организации среднего образования работают на информационно-образовательных платформах Online mektep.kz, Bilim Land, Daryn.online. Для педагогов функционируют открытые онлайн-площадки методического сопровождения online-metod.kz, elorda-mektep.kz «Столичная электронная школа». Для мониторинга успеваемости учащихся все организации среднего образования подключены к автоматизированному электронному журналу Kundelik.kz, где аккумулируется вся школьная информация. То есть это цифровой аналог обычного школьного дневника и учительского журнала, но с дополнительными возможностями для учителя, ученика и его семьи. Возможность интерактивной коммуникации учителей, родителей и учеников в Kundelik.kz подтверждает наличие функции подписания табелей успеваемости и других документов электронно-цифровой подписью, — отметил он.

Кошелек в телефоне

Кроме того, в настоящее время ведется работа по внедрению проекта «Социальный кошелек», объединяющий услуги получения питания, проезда на общественном транспорте, материальной помощи для детей из семей социально уязвимых слоев населения, прохода через турникет входной группы школ.

В целом, платформа «Социальный кошелек» уже работает в пилотном режиме для предоставления бесплатного, льготного горячего питания в школах и лекарственных средств. На сегодня все меры господдержки доступны в «Социальном кошельке» через платформу eGov. Посредством платформы в Астане родители школьников в рамках социальной поддержки могут получить помощь на приобретение школьной формы и канцелярских товаров. Напомним, в этом году государство отказалось от практики покупки школьной формы для детей из малообеспеченных семей, чтобы исключить коррупцию и некачественный товар. Специальная платформа позволила родителям выбрать товар, посмотреть его наличие, адреса магазинов и другое. Организации образования, местные исполнительные органы имеют доступ к программе для мониторинга и формирования статистики.

Скоростной Интернет для учебы
— Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Для качественного обес-
печения больших возможностей учащихся особую роль играет скорость Интернета. На сегодняшний день все школы города обеспечены высокоскоростным доступом к Интернету со скоростью передачи данных 100 Мбит/сек., — рассказал Нариман Еламанов.

По его словам, в целях реализации программы «Внедрение инновационных методов преподавания предметов, перевод необходимых учебных материалов в цифровой формат», плана мероприятий по реализации предвыборной программы Президента республики «Справедливый Казахстан — для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» была утверждена Дорожная карта «Организация мероприятий по цифровизации образовательного процесса на 2023-2025 годы».

— На сегодняшний день по разделу «Масштабирование внедрения инновационных способов преподавания предметов и цифровизации образовательного процесса в школах» идет планомерная работа. Вместе с тем процесс зачисления в дополнительные организации образования автоматизирован через электронную систему MINDAL. Для полного контроля прозрачности посещаемости детей впервые в апреле 2022 года был подключен функционал табелей посещаемости, — рассказал он.

Для студентов технического и профессионального образования внедрена автоматизированная информационная система Platonus college. Она предусматривает автоматизацию большинства бизнес-процессов в академической деятельности колледжей с момента зачисления до выдачи дипломов, — отметил Нариман Еламанов.

Кроме того, также продолжается обучение по IT-специальностям «Компьютерная инженерия и средства массовой информации», «Программное обеспечение» в 18 организациях технического и профессионального образования IT-направления — 3 государственных, 15 частных.

Образование педагогов
Управление образования города уделяет особое внимание повышению квалификации столичных учителей.

— Для развития творческого потенциала педагогов, их профессионального уровня и компетенции важна не только подготовка педагогических кадров в вузах, но и профессиональный рост действующих педагогов. Только с января по август курсы повышения квалификации прошли 3754 педагога и 42 директора школ, — рассказал он

В республиканский кадровый резерв «Мың көшбасшы» вошли 20 заместителей директоров школ столицы. Кроме того, в прошлом учебном году сформировали кадровый резерв из 30 заместителей директоров школ, которые будут обучаться по программе MBI в октябре и ноябре.

В течение года более 200 руководителей и педагогов школ столицы обменялись опытом в учебных заведениях Сингапура, Японии, Грузии, Финляндии, прошли стажировку с целью интеграции эффективных и благоприятных компонентов в учебно-воспитательный процесс школ. Эта практика будет продолжена.

Статьи по Теме

Back to top button