Да не иссякнет памяти река

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий и голодомора в Казахстане прошел телемост «Да не иссякнет памяти река» с участием работников музеев, ученых, историков. Его участники говорили о жестоких сталинских репрессиях, захлестнувших всю страну, о несправедливых гонениях за смелые идеи и реформы, о голоде 30-х годов и депортации народов.
НЕОПЛАКАННЫЕ СУДЬБЫ
Проект «Да не иссякнет памяти река» был задуман в формате телемоста и проходил в режиме реального времени. Подключившиеся к нему спикеры в прямом эфире рассказывали о ярких личностях своего времени, подвергшихся несправедливым преследованиям. Видеообзоры и онлайн-лекции из залов музеев
мысленно перенесли участников телемоста в эпоху 30-х годов — бескомпромиссную и беспощадную, наполненную страхом и гонениями. В кадре мелькали черно-белые портреты, письма, приговоры, за которыми тысячи сломанных судеб и несбывшихся надежд. Каждая история — отдельная трагедия — приковывала к себе внимание.
— Это мероприятие посвящено тем, кто в годы советской власти подвергся жестоким расправам, был казнен, сослан в лагеря, отправлен в ссылку и на спецпоселения. Как автор проекта хочу рассказать историю, которая подтолкнула меня на его создание. Мой дедушка по маминой линии Рахим БЕКИН был человеком просвещенным для своего времени. В 20-е годы ХХ века он ездил по аулам и делал детям прививку от оспы. Так он встретился с моей бабушкой Рысты, которая уже была сосватана, за нее получили калым. Но она убежала с дедушкой. У них родился единственный ребенок. Дедушка построил казахскую школу в ауле, обучал всех своих младших братьев. Они были первыми выпускниками Казахского педагогического института, который окончили с отличием. Сам же Рахим Бекин был председателем колхоза. Зима 1943 года была очень тяжелой. Начался падеж скота и нашлись люди, которые написали в соответствующие инстанции на него донос. Дедушку арестовали, осудили и сослали в Петропавловск. От него не было
никакой весточки, — рассказала руководитель отдела учета фондов Национального музея Республики Казахстан Тогжан АДИЛЬБЕКОВА.
После окончания школы Тогжан поступила в Петропавловский педагогический институт. Вместе с другими студентами она жила в общежитии, построенном на месте старого кладбища. Здесь молодая девушка ощущала беспокойство.
— Я не могла нормально спать по ночам, снились кошмары. Приехав на каникулы, обо всем поведала маме и бабушке. Они сказали, что это дух дедушки подает через меня весточку. Мы принесли в жертву барана,
прочли молитвы и все прошло. А сколько еще таких историй? Сколько осталось людей — безымянных и неоплаканных? — делится она.
АЛЖИР: ПЫТКИ ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ
К прямому эфиру подключились сотрудники Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» — печально известного Акмолинского лагеря жен изменников родины. Так называли лагерное спецотделение Карлага НКВД в Акмолинской области. Здесь отбывали наказание
жены ярких государственных, политических и общественных деятелей своего времени. В этом лагере в разное время находились 18 тысяч женщин из разных частей бывшего СССР. Об их нелегкой доле, борьбе за
жизнь и мучениях известно немало, но каждый раз дошедшие до нас рассказы узниц потрясают с новой силой.
— В самом начале в АЛЖИР привезли 50 женщин с грудными детьми. Затем здесь отбывали наказание 8 тысяч узниц более 60 национальностей. Несмотря ни на что они не отказались от своих мужей. Женщины выполняли очень трудную работу — заготавливали камыш, пасли скот и в зной, и в буран, неся за него огромную ответственность, рыли каналы. Еда была очень скудной — кусочек хлеба и похлебка, к которой не притрагивались собаки надзирателей. Но женщины ели, чтобы хоть как-то согреться и дать немного сил своему обессилевшему организму, — рассказала экскурсовод Гульнур ТОЛЕПБЕРГЕНОВА.
Печальных историй, которые помнит АЛЖИР, — очень много. Вот одна из них. Однажды одна из женщин во время работы зимой провалилась в воду. Кирзовые сапоги, фуфайка — все покрылось льдом. Она пошла
к надзирателю и попросилась пойти в барак. Оставаться на ледяном ветру, на морозе грозило неминуемой гибелью. Ответ надзирателя на просьбы узницы был неумолим: она должна была продолжить работу. Он сказал: «Возвращайся, иначе прибавим еще год заключения». Женщина, которая считала каждый день в неволе, несмотря на пронизывающий холод, продолжила работать в обледеневшей одежде, пока не упала без чувств. Другие женщины принесли ее в барак и жгли камыш, чтобы покрытая льдом одежда хоть немного оттаяла.
Каждое воспоминание узниц — большая ценность. Но женщины до последнего боялись рассказывать всю правду о жизни в лагере, многие из них пронесли через всю жизнь страх за жизнь близких.
Во время допросов следователи сажали женщин на стул и не разрешали им опускать ноги на пол. Это тоже был один из видов пыток. Ноги женщин распухали, вены лопались. Когда женщины теряли сознание, их волокли назад в барак.
— Многие женщины потеряли зрение из-за того, что много шили при скудном свете одной лампы на всю швейную мастерскую. В бараках было очень холодно. Они жгли камыш, но он дает мало тепла. Кроме того, узницы не могли спать, нормально выпрямив ноги, настолько было тесно. Дамеш — супруга известного деятеля Темирбека ЖУРГЕНЕВА — была по профессии врачом. В лагере она тоже работала доктором. Рискуя собственной головой, она выписывала справки женщинам о тяжелом состоянии здоровья, чтобы они хотя бы день смогли передохнуть, — говорит экскурсовод. — Местные жители жалели узниц, прятали между камышами курт и баурсаки. Сестра маршала Тухачевского Елизавета в своих воспоминаниях рассказывала, что никогда не забудет вкус баурсаков.
ГОЛОДОМОР
Во время обсуждения говорили и о другой трагической странице в истории Казахстана — о голоде 20-30-х годов.
— В это страшное и жестокое время были разрушены вековые устои ведения хозяйства, шла беспощадная конфискация имущества и скотины, раскулачивание байских, крестьянских хозяйств — основных товаропроизводителей в нашей стране. И как страшный результат — это голод 20-30-х годов. За ними последовали массовые расстрелы, быстрые суды, ссылки, приговоры на разные сроки без права
переписки, лагеря, лесоповал, разрушенные семьи и осиротевшие дети. Результатом страшного джута в 30-е годы стала массовая откочевка казахов и
демографическая катастрофа. Хочу отметить, что по разным оценкам жертвами голода стали до 1 млн 798 тыс. казахов. Это 46,8 процента от общей численности казахского населения в 1930 году. Но есть оценки еще
более трагичные, — рассказала руководитель Денисовского историко-краеведческого музея Костанайской области Наталья ТАРАН.
Она показала необычный
экспонат, который попал в музей в 2010 году. Это могильный камень, найденный в степи.
— На нем есть надпись на төте жазу (казахские слова на арабской графике. — Прим. ред.). В 30-е годы — это тяжелое время — у жителей не было сил и возможности ставить большие надгробные памятники. Этот камень — тоже свидетель того трудного времени, — отметила Наталья Таран.
Она также рассказала о депортации народов в Казахстан в конце 30-40-х годов. Это депортация целых народов, признанных неблагонадежными и высланных в Казахстан, где казахи, которые сами были на грани
жизни и смерти, протянули руку помощи. Эти народы и их потомки нашли здесь свою родину.
— В 1936-1939 годах в республику были переселены поляки, корейцы, турки, армяне, курды, все население, проживавшее в приграничных районах бывшего СССР. Причина переселения — расширение границ Советского Союза. Стоит сказать, что в Казахстан было выслано много интеллигенции. Она внесла огромный вклад в развитие образования страны. Это были высоко образованные и прогрессивные люди, окончившие ведущие вузы СССР, и они дали тому поколению большой заряд знаний, энергии, — отметила спикер. — В свою очередь, казахи делились последней лепешкой, лечили стариков и детей. Они не делили людей на чужих и своих, а сообща боролись со смертью.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПИСКОВ
Депутат Мажилиса Парламента РК Берик АБДЫГАЛИУЛЫ рассказал, что сейчас в регионах ведется работа по восстановлению списков репрессированных. Он обратился к участникам мероприятия:
— В каждом регионе необходимо активизировать работу по поиску и восстановлению архивных документов, фотографий, данных жертв трагических событий прошлого столетия. Проведение проекта такого
масштаба является актуальным и необходимым не только для историков, политологов и родственников жертв политических репрессий, но и для всего общества. Скорбные даты должны объединять казахстанцев, мы должны помнить о них. Нужно восстановить все списки репрессированных и реабилитированных, работать совместно с архивами. Нужны ваши творческие инициативы.
Мероприятие прошло при взаимодействии РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» МКС РК и Национального музея Республики Казахстан.
Во время телемоста сотрудники региональных музеев представили презентации материалов о представителях казахской интеллигенции партии «Алаш», видеослайды о жизни и творчестве казахстанских и иностранных репрессированных, продемонстрировано интервью с родственниками жертв репрессий, прошедших или пропавших в лагерях ГУЛАГа, практически все музеи провели видеоэкскурсии по экспозиционно-выставочному пространству по данной тематике с экскурсоводами.