Давайте оперативно устранять мелкие ошибки при оказании услуг горожанам
Я только что вернулся из заграничной поездки. Меня часто спрашивали «Откуда вы?», и я отвечал с гордостью «Из Астаны – столицы Казахстана». Зарубежный друг говорит: «Вы масштабно провели ЭКСПО-2017, достойно отметили 20-летие юной столицы».
Москвич Михаил Заварин рассказывал: «Я в двадцатилетнем возрасте был в Акмоле – захолустный городок, дома из кирпича и шлака, узкие улицы, кругом болотистые места, одноколейка связывала центр Акмолы с железнодорожным вокзалом».
Сегодня Астана стала уникальным городом – «Байтерек», «Думан», ТРЦ «Хан Шатыр», мечеть «Хазрет Султан», Театр оперы и балета, здание ж.-д. вокзала, строится 32-этажное здание, идет строительство объездной дороги и нескольких мостов через реку Есиль, многочисленных бизнес-центров, отелей международного класса, жилья, развитие современной базы строительной индустрии и так далее.
Многое сделано, и эта работа будет продолжаться: будут развиваться медицина, образование, благоустройство города, сервис приблизится к каждому горожанину.
Астана со своей инфраструктурой запечатлеется у каждого в памяти, кто единожды пройдет по ее улицам.
Астана к тому же великолепный социальный лифт для молодежи. Однако нельзя забывать, что имеется и обратная сторона у столицы, смысл которой хорошо выражает казахская пословица: «Бір құмалақ бір қарын майды шіртеді», что означает: «Маленький помет птицы испортит бочку сливочного масла». Смысл данной пословицы в том, что отдельные ошибки при оказании услуг населению требуют устранения, которые в контрасте со всей красотой столицы сводят на ноль все старания ее горожан.
Вот здесь начинается самое важное, к примеру, есть пригород Коктал-1, жители которого безнадежно пытаются выжить в суровых условиях реального мира. Потому что в этой местности нет многоквартирных домов, район состоит из частных домов, с благоустройством есть проблемы.
Больше всего жителям не хватает асфальтированных дорог, уличного освещения и общественного транспорта внутри района. Также многие ждут, когда их подключат к общему газопроводу. Для тепла нужно отапливать печи, соответственно, покупать уголь и где-то хранить его. Неудобства испытывают и те, кто живет во времянках. Им не хватает питьевой воды, поэтому они берут ее из колонок на улице.
Очень часто в этом районе сточные воды заливают дома, подвалы, детские сады, весной и осенью весь район захлебывается в грязных водах. Из-за отсутствия на дорогах асфальта кругом непролазная грязь, которая портит вид. Не радуют глаз бутылки и пустые пачки сигарет, которые разбросаны повсеместно. Все ветшает, захламляется быстрее, чем успевают убрать и ремонтировать.
Жители района жалуются, что когда идет дождь, дорога превращается в грязное болото, по которому невозможно ходить. К сожалению, в Казахстане регулярно говорят о некачественном ремонте дорог. Однако ситуация не меняется в силу того, что тендеры проходят непрозрачно и их выигрывают компании, которые близки к тем, кто эти тендеры проводит, долгое решение вопросов водоотдвода, неосвоение ежегодно выделяемых бюджетных средств.
К сожалению, эксперты Всемирного экономического форума признали Казахстан одной их худших стран мира по качеству автомобильных дорог. В опубликованном докладе Казахстан по качеству дорог занимает 108 место из 138, уступив, например, Зимбабве (101 место).
Самое печальное, что даже сами граждане страны не в силах что-либо изменить, так как бюрократия закрывает многие двери. Возникает спорная ситуация, когда жизнь в таких условиях находится в зависимости от действий высокопоставленных лиц, которые, работая в стране, до сих пор не могут решить наболевшую проблему.
Главными приоритетами в развитии Коктала-1, считаю, являются водоснабжение и решение трудностей с ливневой канализацией и парковочными местами. Эти проблемы обязательно должны решаться.
Кроме того, имеются жалобы жителей данного района и на отсутствие садиков или кружков, поэтому детей постоянно приходится возить в город, многие неоднократно обращались в акимат с предложением поставить где-нибудь хотя бы батут. Есть много мест, где можно организовать развлечение и обучение для детей, но за все это время ничего не появилось.
Городская свалка молодой столицы, заполненная отходами со всего города, уже поражает своими масштабами и запахом, а ведь в Астане проходят выставки, которые привлекают внимание мира к «зеленым технологиям».
На днях проходила сессия городского маслихата, обсуждавшая вопрос качества культуры обслуживания пассажирских перевозок. На мой взгляд, здесь имеются два существенных недостатка – из 800 автобусов более половины не оснащены информацией и объявлениями остановок и улиц. Во-вторых, Астана – это не Алматы, здесь холодная осень и морозная зима, но остановки сделаны продуваемыми, места на скамейках рассчитаны лишь на двух людей. Люди стоят, мерзнут, поэтому предлагаем ускорить строительство теплых остановок. Акимат должен изыскать средства для этого и через СМИ донести до жителей о сроках окончательного завершения.
В Казахстане есть практически все, чтобы нормально обслуживать население и лечить его на уровне мировых стандартов. Заложенный в советское время мощный фундамент отечественного здравоохранения до сих пор несет на себе бремя лечения населения, но нет ничего вечного. Если дом не поддерживать, не вкладывать в его модернизацию и отделку средства, то такой дом ветшает и в конце концов рушится. Такие же процессы происходят и с казахстанским здравоохранением.
В связи с этим участились жалобы на качество медицинского обслуживания, в том числе на дефицит бесплатных лекарств по онкозаболеваниям, считал бы нужным опережать эти события и не допускать срывов. Также жалобы жителей страны поступают и на некачественное оказание услуг в магазинах, супермаркетах, на существенную разницу стоимости товаров на полках и на кассе, что является нарушением Закона РК «О защите прав потребителей». Очень много жалоб поступает на некачественный фальцифицированный, контрафактный товар и продукты питания, на некачественную услугу, чаще жалуются на низкую культуру обслуживания в сфере услуг и торговли.
Учитывая сложившуюся ситуацию вокруг культуры качества обслуживания, оказания услуг, предлагаем создать Координационный совет под руководством одного из заместителей акима города Астаны.
Создание такого рода совета по решению всех проблем в данной сфере ускорило бы работу по превращению Астаны в город цивилизованного рынка и высокой культуры обслуживания.
Со своей стороны Общество защиты прав потребителей «Адилет» города Астаны не пожалеет сил для мобилизации всех жителей Астаны для осуществления этой программы, добиваться устранения недостатков, в СМИ бичевать и критиковать всех нарушителей.
В заключение приведем слова Нурсултана Назарбаева: «Гости из дальнего и ближнего зарубежья по Астане будут судить в целом о Казахстане». Так давайте же не пожалеем усилий, чтобы Астана стала одной из лучших столиц мира. Хотя страна направляет усилия для экономической независимости, но пока это недосягаемо.
Таким образом, согласно сказанным основным проблемам, можно сказать, что Республика Казахстан как бы не была богата или красива, она не идеальная для проживания и ведения бизнеса ввиду существующих проблем страны. Завершая данное обращение, хочу отметить, что в связи с накопленным большим опытом работы в данной сфере мы можем предложить реализацию программы по улучшению качества обслуживания и торговли в городе Астане.
К.Закарьянов, председатель
ОО «ОЗПП «Адилет» города Астаны, член Международной конфедерации общества потребителей (КонфОП)