Общество

Делегаты VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий в своих выступлениях говорили о причинах, вызывающих природные, экономические и политические катастрофы, и о том, как этого избежать.

Папа римский Франциск:
– Абай призывал расширять знания, выйти за пределы своей культуры, принять познание, историю и литературу других. Прошу вас, давайте будем вкладывать в образование, а не в оружие.

Абай мудро замечал: «Могут ли те, кто голодает, сохранять ясный ум и выказывать усердие в учебе?». Бедность и распри порождают насилие и жадность. Пока свирепствуют неравенство и несправедливость, невозможно остановить вирусы, худшие, чем COVID-19, – ненависть, насилие, терроризм. Это приводит нас ко второй проблеме планетарного масштаба, которая особым образом касается верующих – проблема мира. Мы видим, что наши дни отмечены атмосферой безнадежных конфликтов, неспособностью сделать шаг назад и протянуть руку другому. Нужен призыв, толчок, и он, браться и сестры, должен исходить от нас.
Уже 20 лет на Земле собирается этот съезд, значимый для всего мира. Встреча этого года заставляет нас задуматься над тем, какова роль человечества в духовном, общественном развитии человечества в постпандемический период. Пандемия вместе с уязвимостью является главной среди четырех мировых проблем, на которую мне хотелось бы обратить внимание. Это требует от нас, от религии максимального единства намерений. Коронавирус уровнял нас всех, заставил понять, как пишет Абай, что мы не создатели, а смертные. Все мы почувствовали свою уязвимость, все мы нуждались в помощи. Оказалось, что никто не может быть полностью независимым, самоудовлетворенным. Поэтому сейчас мы не можем забыть о пот-
ребности в солидарности, которую мы остро ощутили, и идти дальше, словно ничего не произошло, не обращая внимания на то, что мы должны сообща решать сложные проблемы, касающиеся всех нас.
К этому религии не должны проявлять безразличие.

Перед нами еще одна последняя проблема – защитить наш общий дом. Ввиду серьезных климатичес-
ких изменений мы должны беречь его, сохранить его для будущих поколений. Абай пишет: «Землю очень искусно красит Творец. Дарит свет в благодать наших теплых сердец». Всевышний с нежной заботой украсил наш общий дом. Как можно допускать, чтобы его загрязняли, разрушали, плохо себя вели в нем? Давайте вместе решать и эту проблему.

Главным условием для настоящего человеческого и целостного развития является религиозная свобода. Мы свободные создания. Наш Творец ради нас отошел в сторону, если можно так сказать, ограничил свою абсолютную свободу, чтобы мы тоже стали свободными существами. Как мы можем тогда ограничивать своих братьев и сестер ради его имени? Веруя и поклоняясь сами, учил Абай, мы не вправе сказать, что мы можем заставить верить и поклоняться других. Религиозная свобода – это фундаментальное, первостепенное и неотъемлемое право, которое следует защищать повсеместно и которое нельзя сводить только к свободе культа. Поэтому право каждого человека публично исповедовать свою веру, предлагать ее другим, но никогда не насаждать. Прекрасным способом является провозглашение далекой от прозелитизма и натаскивания идеологии, от которой мы все должны держаться дальше.

Такой подход будет содействовать формированию условий, в которых различные религии, этнические и культурные группы живут во взаимном уважении.

Это лучший способ обратить внимание на особенный характер каждого человека. Объединить всех людей, при этом не пытаясь сделать их одинаковыми, помогать способствовать реализации.

Братья и сестры, каждому из нас нужно очиститься от зла. Великий казахский поэт настаивал на этом. Он писал: «Кто, не завершив учебу, оставляет ее, тот лишает себя благословения. А также кто не соблюдает себя в строгости, тот не умеет сострадать, того нельзя считать верующим».

Шейх Ахмед аль-Тайеб, верховный имам древнего исламского университета «Аль-Азхар»:
– Мир не успел оправиться от кошмаров коронавируса, как его охватили другие пандемии и катастрофы –
природные, политические, экономические, человек их создал своими руками в силу своего эгоизма. Они поразили людей. Священный Коран говорил об этих двух явлениях и их последствиях около 15 веков назад. Там был упомянут процесс вмешательства человека в дела Земли.

Нам следует помнить, что человечество сегодня испытывает ужас и страх по причине неожиданных изменений природы и климата, которые выражаются в потеплении, лесных пожарах, угрозе затопления городов и схода селей, пересыхания некоторых рек, падежа большого количества живых существ и многого другого, что мы видим собственными глазами.

Хотелось бы напомнить, что эти катастрофы созданы человеком по причине его умыслов, попустительства и невнимания к другим.

Феофил III, Всесвятейший
и Блаженнейший патриарх святого града Иерусалима, всей Палестины, Аравии, Сирии, обонпол (двух берегов) Иордана, Святого Сиона и Каны Галилейской:
– Мы собрались здесь в тяжелейший период конфликтов и войн, экономической нестабильности, перемещения населения, продолжающийся со времен пандемии. В основе всех великих историчес-
ких религиозных традиций лежат ценности миротворчества, справедливости и согласия. Православный христианский взгляд на мир и миротворчество начинается с мира, который находится в основе самого Бога.
Мы сталкиваемся с неоспоримыми проблемами в реальности, все человечество находится
под угрозой, поэтому наша моральная миссия и наш
моральный долг – сделать все от нас зависящее, чтобы помочь гражданским и политическим лидерам принять во внимание важность мира. Мы должны напомнить людям, что нам всем нужно держаться правдой, верой, любовью и миром.

Томаш Пэта, католический архиепископ-
митрополит Архиепархии Пресвятой Девы Марии в городе Нур-Султан:
– Съезд стоит труда и денег, но две минуты войны между двумя странами стоят намного больше, даже в материальном плане, не считая человеческих жертв. Надо строить мир, вкладывать деньги, делать такие мероприятия, чтобы сохранять мир и согласие. Казахстан правильно делает, что строит мир не только ради себя, но и ради всего мира.

Ицхак Иосиф, главный сефардский раввин Израиля:
– Благодаря коронавирусу вера в Бога окрепла, потому что люди поняли, что от нас ничего не зависит, даже маленький вирус, который не смог понять ни один эксперт. Все зависит от Бога. Мы все молимся, чтобы святое благословение уберегло нас от эпидемий, войн и сделало мир более разумным и лучшим. И все же, что мы можем сделать, чтобы наши молитвы Творцу были приняты? Это уступки ближнему и отказ от дурных привычек.

Религиозные лидеры должны быть примером терпения, уступчивости, отказа от дурных качеств, уважения друг к другу, являя собой практичес-
кий пример и обучая добру.

Кайрат Абдрахманов, Верховный
комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств:
– Сегодняшнее мероприятие демонстрирует стремление духовных лидеров поощрять диалог, строить мир и способствовать терпимости и взаимопониманию.
Как мы видели, во время пандемии возникали новые конфликты, и мы должны понимать и признавать, что пространство диалога во время изоляции сократилось. Поэтому и подошло время работать рука об руку и принимая во внимание важность религий, религиозных лидеров в политическом, социальном развитии мира и человечества в постпандемический период. Мы должны создавать новую повестку дня.

Казахстан является моделью терпимости, мира и согласия в Центральной Азии и далеко за ее пределами. Народ Казахстана играет очень важную роль для создания многонациональной и многоконфессиональной страны. Мы в настоящее время отмечаем многообразие как инструмент для того, чтобы достичь единства. Для достижения религиозного и в особенности социального единства государство и Правительство должны принимать самые решительные меры по многим направлениям.

Мигель Анхель Моратинос, экс-министр иностранных дел, Европейского союза и сотрудничества Испании:
– Не случайно, что идея съезда родилась в Казахстане. В Казахстане более 100 национальностей и множество вероисповеданий. Это часть вашей национальной истории.
Мы должны понимать, что религиозное многообразие – это сила, а не слабость. Это часть культурной идентичности, часть уникальности. После терактов 11 сентября начались встречи поддержки, прокладывающие мосты между христианскими и исламскими сообществами. В свою очередь, террористические силы эти мосты разрушают. Альянс цивилизаций ООН был создан для того, чтобы устранять террористическое начало и не давать нациям разобщаться.

Хунхур Бямбажав, да лама Буддистского центра Монголии:
– Сегодня в мире углубляются войны, конфликты, непонимание. Страны гонятся за оружием. Мир во всем мире и безопасная жизнь человечества могут столкнуться с большим количеством бедствий. Многие ценности, такие как жизнь, здоровье и наследие, разрушаются из-за войн и конфликтов.

Эти тенденции – отказ от учения Будды о карме, сострадании и поклонении. Мир – одна из важнейших ценностей в широком смысле. Важно, чтобы лидеры усердно трудились, чтобы донести до общества ценность мира и духовного воспитания. Мир во всем мире – не просто идея и мечта. Он будет достигнут реальными действиями. Нет сомнения, что религиозные деятели могут внести свой вклад в установление мира и равенства на Земле. Религиозные и духовные лидеры должны быть более активными и эффективными. Экономический кризис, эпидемия влияют на глобальный мир. И нам надо определить пути их преодоления.

Статьи по Теме

Back to top button