Общество

Деловая Астана и жилые кварталы

Мы помним, как в первые годы переноса столицы в Астане была популярна фраза «за день ровно на этаж вырастает город наш». Какими темпами развивается строительная отрасль в наши дни? О планах возведения архитектурных объектов и застройки городских массивов в беседе с нашим корреспондентом делится руководитель Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Алтынбек АХМЕТОВ.

Алтынбек Жанатович, какие важные строительные проекты претворяются в Астане в наши дни?
— Без преувеличения, прошлый 2023 год был очень плодотворным для нашего управления, многое было сделано. Утвержден Генеральный план города Астаны до 2035 года — это очень важный документ. Ни для кого не секрет, что прежний план стал устаревать, ведь время не стоит на месте. Некоторые проблемы иногда возникают намного быстрее, чем мы ожидаем.
Так, учитывая высокий темп роста численности населения, пришлось внести серьезные изменения в документ. Если начну объяснять все детали, это займет много времени, поэтому отмечу только самые важные моменты. Первоначально прирост населения ожидался 700-800 тысяч человек. Однако, по официальным данным, на сегодня численность населения столицы составляет 1 миллион 350 тысяч человек, а вместе с тем растет потребность в жилье, детских садах и школах, медицинских учреждениях. Исходя из этого, в соответствии с приказом №505 от 30 сентября 2020 года министра индустрии и инфраструктурного развития РК, с августа по декабрь прошлого года мы провели несколько общественных обсуждений.

По просьбе жителей проект детальной планировки многих объектов был изменен на социальные объекты. Также, в соответствии с дизайн-кодом столицы, начались работы по обустройству фасадов домов. Этот документ был утвержден маслихатом Астаны в декабре 2019 года. Дизайн-код является одной из основных составляющих городского развития. Проще говоря, это единая архитектурная модель для оформления города, городских улиц и кварталов. Он также касается наружных вывесок и рекламы, являющихся элементами ландшафтного дизайна. На многих зданиях города вывески установлены беспорядочно. Во избежание явлений, нарушающих визуальный облик города, и было создано государственное коммунальное учреждение «Астана-Жарнама», осуществляющее вышеуказанные работы.
Кроме того, в столице благоустроено 165 общественных и дворовых пространств, высажено более 1 миллиона зеленых насаждений. Разработан устав озеленения для строительных компаний. Объявлен международный архитектурный конкурс на лучшую эскиз-идею мемориального комплекса в Астане. Это то, что сделано в столице за последний год.

— Правительство Республики Казахстан утвердило Генеральный план развития города Астаны до 2035 года. Расскажите о документе подробнее.

— Как известно, 31 января прошлого года Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ провел совещание по вопросам развития столицы и поручил подготовить новый генеральный план в соответствии со стратегией развития главного города. Президент отметил, что столица должна перейти на новую модель развития, стать инновационным центром. Он подчеркнул, что в мире интенсивно внедряются новые цифровые подходы к управлению городом, на которые мы также должны обратить внимание. В этой связи после всестороннего общественного обсуждения и с учетом предложений жителей был представлен новый проект Генерального плана города Астаны до 2035 года. Он также был утвержден в Правительстве.

Следует отметить, что в документе четко обозначены основные направления комп­лексного развития города. Это 148 плановых секторов, которые созданы для качественного обслуживания и жизнеобеспечения населения города, в том числе большая городская территория, состоящая из нескольких жилых кварталов. Там необходимо обеспечить пешеходную доступность общеобразовательных школ, детсадов, предотвратить пересечение детьми общегородских магистралей с интенсивным движением транспорта. Обеспечить население, в том числе детей, пожилых людей, маломобильные группы, учреждениями обслуживания в радиусе безопасной пешеходной доступности.
6 февраля 2017 года к Астане присоединились 8719 га Целиноградского района Акмолинской области. Таким образом, площадь города увеличилась на 79,7 тыс. га. В радиусе 30 километров от столицы находится 46 населенных пунктов с населением 283 тыс. человек. Это означает, что ежедневно в город приезжают и уезжают 85 тысяч человек. Поэтому в вышеупомянутом документе предусмотрены вопросы улучшения условий маятниковой миграции, развития региона Астанинской агломерации, создания дополнительных рабочих мест, повышения качества жизни.
В столице функционируют 133 общеобразовательные школы, а к 2035 году сдадут еще 164. До 2025 года планируется ввести в эксплуатацию 74 школы, а к 2025 году — 75.
Кроме того, если сейчас насчитывается 429 учреждений для детей дошкольного возраста, то основная цель генерального плана — построить к 2035 году дополнительно 175 детских садов. Также, согласно генплану, к 2035 году планируется увеличить еще на 93 государственные и частные учреждения здравоохранения в городе.
Завершено строительство второй кольцевой дороги в столице. Одновременно планируется построить и третье транспортное кольцо. Это делается для того, чтобы обеспечить внутригородское транзитное передвижение. По плану дорога проходит через промзону, юго-восточную часть города, далее через южную часть, поселок Тельмана, затем через Талдыколь в Ильинку и поднимется выше, в Коктал.
Согласно новому генплану, в будущем в столице будет реализован «проект деловых кварталов». Эти узлы включают в себя не только транспортную инфраструктуру, то есть перехватывающие паркинги, терминалы, станции ЛРТ, станции БРТ (автостанции), но и спортивно-развлекательные комплексы, бизнес-центры, торговые залы.
Сейчас число транспортных развязок на пересечениях магистральных улиц и дорог составляет 21. На долгосрочную перспективу, к 2035-2050 году, запланировано еще 64 новых сооружения. В ближайшее время планируется строительство нескольких развязок на малых объездных дорогах.
Кроме того, до 2030 года предусмотрены разработка Комплексного плана по строительству города Астаны с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры города, корректировка (актуализация) межрегиональной схемы территориального развития Астанинской агломерации, разработка Комплексного плана мероприятий по развитию Астанинской агломерации на 2024-2028 годы.
— Останется ли Астана при этом комфортным городом?
— Целью проекта «Астана — комфортный город» как раз таки является создание комфорта, стабильности в столице и условий для укрепления здоровья людей.
Приоритетное внимание также уделяется реализации принятого проекта по увеличению новых зеленых зон и парков, скверов, сохранению чистоты, снижению загрязнения окружающей среды и повышению экологической безопасности города. На этой основе предусмотрен мастер-план по упрощению пешеходного движения в городе, снижению энергопотребления зданий, переработке отходов, сокращению выбросов углекислого газа, увеличению биоразнообразия. К этому можно добавить благоустройство исторических улиц и амфитеатров по ул. Ж. Омарова, Театрального бульвара, известных объектов архитектуры по ул. Бейбiтшiлiк.

— Что нового специалисты планируют привнести в архитектурный облик Астаны?— В будущем планируется увеличить темпы строительства в западной части проспекта Туран, аллеи Мыңжылдық, жилого массива Тельмана.
За этот период (до 2035 года) жилфонд планирует построить 68,2 миллиона квадратных метров жилья из расчета 30 квадратных метров на человека.
Площадь рекреационных зон должна увеличиться на 42,6 тысячи гектаров — с 18,7 квадратных метра на человека.
Генплан также предусматривает расширение зеленого пояса столицы. В этом году под него выделено еще 2700 гектаров земли.
К 2035 году планируется, что протяженность улично-дорожной сети города увеличится до 1000 км, а общая длина достигнет 2586 км (сейчас 1582,7 км).
Проект генерального плана также рассматривает развитие альтернативных видов общественного транспорта, таких как BRT и LRT.
Планируется построить 5 крупных мостов, особенно в районе «Есиль», чтобы освободить основные магистрали.
В конце прошлого года открылся новый мост от проспекта Аль-Фараби до Тәуелсіздік. Сейчас началось строительство еще одного моста, соединяющего улицу Кенесары и Коргалжынское шоссе. Также к 2035 году планируется запустить 20 новых развязок, 2 из которых были сданы в эксплуатацию в 2022-2023 годах.

— Как будет проходить благоустройство улиц и дворов?
— Акиматом города разработана концепция благоустройства и озеленения столицы. В связи с этим в 5 районах города прошли общественные обсуждения, где жители высказали свои идеи и предложения. При разработке данной концепции учитывалось мнение населения.
Например, в 2023 году было благоустроено 165 общественных и дворовых пространств и посажено более 1 миллиона деревьев. Теперь в ближайшие три года планируется благоустроить 600 общественных и дворовых пространств. В идеале каждый человек должен посадить перед домом минимум 3 дерева. Резиденция должна быть покрыта зеленью не менее чем на 30 процентов, а большой парк или зеленая зона не должны находиться дальше, чем в 300 метрах от дома, с учетом единого стиля улиц, посадки крупных плодовых деревьев и многолетних кустарников. Исходя из этих целей, весь проект будет разработан в соответствии с принципами безбарьерной среды, инклюзивности и устава озеленения.
Таковы основные перспективы предстоящей работы согласно комплексному и продуманному генеральному плану любимого мегаполиса казахстанцев. Гражданским долгом каждого из нас должна стать его реализация.

Статьи по Теме

Back to top button