Образование

Детский сад без расписания по минутам

В столичные детские сады будет внедрен новый стандарт дошкольного воспитания, обучения и типовых программ.

Нововведения обсудили в столичном детском саду № 95 «Алматы», где прошел республиканский семинар на тему «Новое содержание: новый подход к дошкольному воспитанию и обучению». В ходе семинара воспитатели и специалисты детского сада № 95 «Алматы» провели тренинги, мастер-классы и поделились своей работой в группе.

По словам министра просвещения РК Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, дошкольное воспитание и обучение является фундаментальной основой в развитии интеллектуального, социально-эмоционального и физического благополучия каждого человека.

Многие годы в приоритете системы образования было открытие новых дошкольных организаций для расширения охвата детей. Эти работы сейчас министерством продолжаются с фокусом на расширение охвата детей из малообеспеченных семей.

– Во главу угла поставлено целостное развитие ребенка по всем аспектам, включая интеллектуальное, ценностное, социально-эмоциональное и физическое развитие. Для достижения этой задачи стандарт затрагивает целый ряд изменений, – сообщил министр просвещения РК.

Первое. Обеспечена гибкость учебного плана с уходом от жесткой регламентации расписания и часовой нагрузки. Дошкольные организации теперь могут разработать свободный распорядок дня. На практике это позволяет воспитателям применять разные подходы обучения и воспитания, организовать игровые и обучающие занятия детей в течение всего дня без привязки к строгому расписанию по минутам.

Второе. Новый стандарт возвращает к основной методике раннего развития детей по принципу «обучение через игру». Раньше в Типовых учебных планах строго указывалось количество часов. Это в итоге привело к формальному проведению занятий, как привычные школьные уроки по расписанию. Более того, это становилось предметом проверки при аттестации детских садов, так как реализацию стандарта проверяли строго по количеству отработанных часов. Такое обучение в виде урока не соответствует возрастным особенностям детей.

Третье. В новом Типовом учебном плане предусмотрены основы взаимодействия педагогов и детей. Они включают ежедневную работу по развитию речи, чтению книг детям, обучению основам математики, занятия творческой и исследовательской деятельностью.

– Хочу отметить, что такую деятельность также важно развивать и в домашней среде. Приведу пример. Результаты исследования TIMSS-2019 показали, что учащиеся 4-х классов, чьи родители часто занимались с ними в раннем возрасте чтением книг, развивающими играми, письмом, счетом и рисованием, набирают по математике на 15 баллов выше, чем дети, чьи родители занимались с ними иногда, то есть время от времени, – добавил Асхат Аймагамбетов.

Четвертое. В стандарте также обозначены подходы и методы для того, чтобы прививать детям ценности. Это национальные, семейные ценности, патриотизм, любовь к Родине, трудолюбие и др.

По словам министра, таким образом воспитатель научит ребенка понимать, что правильно и что неправильно, быть вежливым и доброжелательным, дружить, уважать, помогать, делиться, проявлять любознательность, наблюдать, исследовать окружающий мир, соблюдать правила поведения в социуме, соблюдать правила безопасности, играть самостоятельно, помогать взрослым, любить и уметь проявлять заботу к родителям, друзьям, родному краю, ценить семью и др.

– Все эти компетенции ярко выражены в программах стран-лидеров, включая Финляндию, Гонконг, Эстонию, Южную Корею. В воспитании и обучении детей в предыдущем стандарте преобладало установление ограничений, недостаточное время для активных игр, длительное сидение «на стульях». Новый стандарт ориентирован на предоставление дошкольным организациям гибкости, развитие ценностей и компетенций, широкое применение игровой модели, что естественно для детей раннего возраста. Все это способствует всестороннему развитию ребенка для обеспечения готовности к обучению в школе и успешному продвижению по всей образовательной и жизненной траектории, – отметил Асхат Аймагамбетов.

Необходимо подчеркнуть, что ранее глава ведомства рассказывал о важности ранней подготовки и развития ребенка в дошкольный период. Это поможет в формировании его успешности в будущем.

– Важность периода раннего развития нельзя недооценивать. Мозг ребенка развивается так быстро, как больше никогда в жизни, формируются основные навыки и черты характера, а также база для здоровья ребенка на протяжении всей последующей жизни. Помимо всего прочего, посещение дошкольных организаций помогает ребенку развить ряд полезных навыков, таких как самодисциплина, умение адаптироваться в новой среде и работать в команде. Доказано, что все эти навыки способствуют более успешной учебе ребенка в школе, – отметил министр.

Результаты международных исследований демонстрируют, что обучающиеся, которые посещали детский сад и с раннего возраста обучались письму и счету, преимущественно опережают своих сверстников по успеваемости в школе.

Опять же, по данным PISA-2018, обучающиеся, посещавшие детский сад более трех лет, показывают результат выше по сравнению с теми, кто не посещал дошкольные организации: на 20 баллов по читательской грамотности и на 16 баллов по математической и естественнонаучной грамотности. Результаты исследования TIMSS также показали, что учащиеся, посещавшие детский сад, демонстрируют более высокие показатели. Разница между результатами четвероклассников, не посещавших детский сад и посещавших его более трех лет, составила по математике 16 баллов, по естествознанию – 23 балла в пользу последних. Четвероклассники, чьи родители часто занимались с ними письмом, чтением и счетом перед школой, на 15 баллов по математике и на 25 баллов по естествознанию опережают тех учащихся, с кем родители занимались лишь изредка.

Раннее развитие и охват дошкольным обучением важны и с точки зрения влияния на экономические показатели страны, резюмировал Асхат Аймагамбетов.

Статьи по Теме

Back to top button