КультураНовости

Девушка, тюльпан и ковер

Прогуливаясь по улицам и проспектам столицы, порой чувствуешь себя в художественной галерее, где картины развешаны прямо на фасадах домов.

Роскошное панно, украсившее жилой дом по улице Кенесары, 63, реально выглядит как настоящий национальный ковер, только что сотканный юной мастерицей. Возможно, именно поэтому полюбившийся стрит-арт попал в программу популярных онлайн-экскурсий Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Нур-Султана.

— На стене дома мы видим монументальное панно «Девушка ткет ковер», где юная красавица сидит у красивого ковра, словно любуясь только что законченной работой, — рассказывает экскурсовод. — Каких-то двадцать лет назад еще можно было найти такие диковинные ковры ручной работы, в старину почти в каждом доме казахской семьи рукоделием занимались мамы и бабушки. И уже с 8-9 лет девочки познавали азы этого искусства. Мастерство ковроткачества передавалось из поколения в поколение, а ценная информация и секреты хранились веками. Материалом для ткачества ковров чаще всего была овечья шерсть, реже — верблюжья. На изготовление небольшого коврика уходило около двух месяцев. На ковре можно было изобразить все что угодно — портреты, пейзажи, но испокон веков мастерицы переносили на полотно знаки и символы, которые сулили дому и его хозяевам благоденствие.

— В быту у казахов, — продолжает специалист, — различалось несколько видов ковров. Например, текемет чаще всего стелили на пол. А сырмак украшал стены жилища, он же служил и покрывалом, то есть больше выполнял декоративную функцию. Почетное место также в быту занимал тускииз, который выполнял функцию ковра-оберега. Он олицетворял семейное счастье и являлся неотъемлемой час-
тью приданого невесты. Сегодня современное искусство ковроткачества — один из вариантов сохранения исконных национальных традиций. Это является важнейшей частью культурного наследия, которое необходимо сохранить. Да и дома от таких изделий, согласитесь, становится уютнее и теплее.

Вот только в ходе экскурсии ничего не было сказано об исполнителях проекта.

В результате нескольких звонков корреспонденту газеты удалось выяснить, что авторами мурала, как сегодня стало модно называть монументальную живопись, являются молодые столичные художники Ержан ТАНАЕВ и Али ЗАКИР. Или команда «Tigrohaud crew», как они себя называют.

— Автор эскиза мой друг и коллега Али Закир, первоначальное название картины «Тюльпан», — раскрывает секрет Ержан Танаев. — Рисовали картину вдвоем три дня специальными фасадными водоэмульсионными красками. Текемет мы использовали как отсылку к нашим истокам, корням. А девушка на панно олицетворяет нежность и красоту.

Статьи по Теме

Back to top button