КультураНовости

Дирижер – это идейный вдохновитель

Есть люди, для которых их любимое дело – смысл жизни. Таким и является герой нашего материала, дирижер духового оркестра Государственной академической филармонии акимата столицы Алибек ЖАКУПОВ.

– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к тому, чтобы стать дирижером.

– Наверное, тогда, когда осознал, что у меня есть мысли и идеи, которые я бы хотел рассказать людям не только как музыкант-исполнитель, но и как дирижер, и что в этом есть действительно такая необходимость. Главным критерием для дирижера, по моему мнению, должно быть то, какой он музыкант. Нельзя сказать, что с самого начала моей учебы и карьеры дирижирование было моим призванием, но что точно было всегда в моей жизни, то это огромное желание играть музыку. Как и любому человеку, музыканту интересно идти вперед, развиваться, добиваться новых высот и признания коллег и публики. Осознание, что более масштабно нести свои мысли и понимание, содержание музыки, можно стоя у дирижерского пульта, пришло со временем. И только потом стало делом всей моей жизни. Начиналось все просто. В семь лет пошел в областную специализированную музыкальную школу в Караганде. В пятом классе родители переехали в Алматы, и я поступил в Республиканскую музыкальную школу-интернат имени А. Жубанова, затем был большой период учебы в России. В 2006 году окончил Нижегородскую государственную консерваторию и приехал на родину. Я благодарен судьбе, что на всех этапах моей жизни встречались выдающиеся преподаватели.

– Как давно вы начали работать в духовом оркестре Государственной академической филармонии?

– С 2006 года стал работать в духовом оркестре. Это первый профессиональный коллектив, в котором я начал работать непосредственно как дирижер, но начинал свою карьеру как музыкант этого оркестра. До этого в основном были школьные и студенческие коллективы. Большой удачей в жизни и хорошим примером для подражания стало то, что я бок о бок начал работать с прекрасными музыкантами и талантливыми руководителями. Заслуженные деятели искусств РК Аким МУХАТЖАНОВ, Талгат БЕРДИГУЛОВ, Тлек ЕРГАЛИЕВ. Именно основатель и главный дирижер оркестра государственной филармонии Аким Мухатжанов воодушевил меня на мои первые переложения для духовых, с написания которых и началась моя карьера как аранжировщика, а затем и дирижера, именно его трудолюбие и любовь к музыке стали для меня большим примером.

– Сколько концертов вы уже вместе выступаете с духовым оркестром?

– Ну, тут, наверное, важен не количественный момент. Я вряд ли смогу посчитать, только если крупные проекты.

Я не всегда полностью сам дирижировал концерты. Начинал с одного-двух номеров. Потом решился пойти на крупный формат. С ребятами мы играли рок-концерт, программу саундреков, мегахит, был еще концерт для детей. Спросите: почему детский концерт? Я сам очень люблю мультфильмы. Давно мечтал его отыграть. Но собирал полную программу года 3-4. И когда появилась возможность воплотить идею, то не отказался от нее и начал репетировать программу.

В жизни музыканты обычные люди, и, общаясь с людьми, которые не связаны профессионально с музыкой, я часто слышу такой вопрос: «А почему вы не играете популярную музыку?». У каждого свое мнение на этот счет. Кто-то любит слушать Beyonce, Rihanna, Севару, Аллу Пугачеву, Димаша Кудайбергена. Список можно продолжать до бесконечности, ведь у всех свой вкус и свои музыкальные пристрастия. Люди очень часто хотят слышать то, что им знакомо или любимо. Они ведь каждый день слушают музыку: по дороге на работу, в автобусе, по радио, на смартфонах. Поэтому наш последний проект «Мегахит» был посвящен популярной музыке. Духовой оркестр – универсальный коллектив. Потому что мы можем играть как в концертном зале, так и на улице. А главное, он может исполнять самую разнообразную музыку.

– Можно ли сказать, что музыкальный оркестр – одна большая семья?

– Да, так и есть. В период учебы со всеми профессорами, преподавателями у нас были почти семейные отношения, которые продолжаются всю нашу жизнь. Мы для педагогов становимся такими же важными членами семьи, как и их собственные дети.

Уникальность музыкального образования заключается в индивидуальном преподавании. Поэтому среди творческих людей всегда очень теплая атмосфера, которую люди сами же и создают. Я очень рад, что в коллективе есть разные люди. Они несут свой мир, свой подход.

Многим кажется, что дирижер – это большой начальник в привычном понимании этого слова. На самом деле это человек, который несет с собой саму идею, того, что должно быть. Скорее, он – идейный вдохновитель, а не начальник. Кто-то из великих абсолютно правильно сказал: «Дирижер, который хочет повелевать оркестром, лишает себя возможности диалога». Всегда важно слышать каждого участника коллектива, его мнение, идеи. Слух – это ведь тоже эфемерное понятие, мы наполняем эти ноты своим содержанием, своими мыслями, а они у всех разные. Поэтому важно слышать не только ушами, но и сердцем. И тогда ты сможешь передать свое понимание музыки другим.

– Что для вас значит музыка?

– У меня много раз спрашивали об этом и каждый раз мне тяжело отвечать на этот вопрос. Музыка – это жизнь в звуках. И как ты ее понимаешь, так и проживешь, это личное. Здесь невозможно дать однозначный ответ. Я считаю, что самое главное в этом деле – быть искренним. Тогда люди это слышат, проникаются твоими идеями. Как говорят, нужно дотронуться до души человека чем-то прекрасным, внести что-то хорошее в его жизнь, хотя бы на короткий момент, но пусть их будет как можно больше в жизни. Правда, надо помнить, что все мы разные: по восприятию культуры, жизни, общения, отношений.

Музыка – это стержень, который поддерживает человека на высокоморальном уровне. Я часто замечал такой момент, что те дети, которые занимались музыкой хоть недолго, совершенно другие в жизни.

– А можно ли такую любовь к музыке привить тем людям, кто особо не интересуется ей?

– Помните, одно время в кинотеатры перестали ходить вообще. Я рос в 90-е годы. Здания кинотеатров, театров превращались в рынки. А сейчас ходить в кино или театр – это тренд, люди идут, несмотря на то, что фильмы можно посмотреть в Интернете. Теперь плавно нужно прививать интерес к музыке, чтобы появилась душевная необходимость в ней. Потому что если человек приходит на концерт ради «галочки» и не понимает его сути, не чувствует звуки, то у него сложится ложное впечатление о сложности академической музыки. Но я замечаю, что на концерты приходит все больше людей. Появилась тяга к культуре, и это не может не радовать.

– Вы счастливый человек?

– Конечно, я счастливый человек. Ведь музыка не только работа, но и любимое дело, образ мыслей, смысл жизни.

 Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото Василия КРАСЬ

Метки

Похожие статьи

Закрыть