Доброжелательная аура в поликлинике: миф или реальность?
С 2007 года в столице возведено 11 новых медицинских объектов и среди них городская поликлиника № 5 в Агрогородке. Ее радиус обслуживания составляет 15-18 км, она рассчитана на 500 посещений в смену, располагается в двух зданиях общей площадью 1542,2 кв. м. На днях клинике присвоена высшая категория по национальной аккредитации.
Этой новостью в ходе интервью поделилась главный врач, депутат маслихата Алтыншаш ТАБУЛДИНА.
– Алтыншаш Жумашевна, расскажите о недавних переменах в деятельности медицинского учреждения.
– Любая поликлиника должна быть пациентоориентированной. При организации работы мы стараемся соблюдать основные принципы – быстро, удобно, дружелюбно, информативно создать коммуникацию между пациентом и персоналом.
В поликлинике созданы все условия для организации медицинской помощи: триаж, логистика, маршрутизация. После капитального ремонта планировка кабинетов проведена с максимальным удобством и позволяет уверенно ориентироваться по клинике.
Первыми встречают пациентов администраторы службы поддержки, проводят триаж – сортировку пациентов, основная задача которой – сокращение времени ожидания, незамедлительное оказание медицинской помощи тяжелобольным пациентам.
При капитальном ремонте были учтены требования безопасности зданий, энергосбережения и рекомендации, полученные в ходе технического обследования и энергетического аудита в 2018-2019 годах. В рамках работ установлена современная цифровая система видеонаблюдения, автоматическая пожарная сигнализация заменена на адресно-аналоговую с системами «Болид» и «Рубеж», оснащенными автоматическим оповещением, обновлена охранная сигнализация. Полностью модернизирована внутренняя локальная сеть, установлены новые коммутационные шкафы, гигабитные коммутаторы, источники бесперебойного питания. В доступе Интернет по оптоволоконному каналу со скоростью 100/100 Мбит/с.
Также заменена кабельная сеть электропитания, все светильники заменены на светодиодные. Обновлена инженерная коммуникация: трубы горячего и холодного водоснабжения, тепловые сети, сантехника и частично радиаторы отопления. В системе отопления установили автоматизированные тепловые узлы с погодными компенсаторами, что позволило значительно снизить затраты.
Фасады зданий обновлены с помощью теплоизоляционных материалов и наружного окрашивания, что улучшило внешний вид и теплоизоляцию. Все эти меры позволили повысить уровень комфорта и безопасности для пациентов и медицинского персонала.
На первом этаже поликлиники для удобства пациентов с учетом тяжести заболевания и особенностей передвижения организованы отделение неотложной медицинской помощи, которое имеет в полном объеме необходимое оборудование, лекарственные средства и изделия медицинского назначения для оказания экстренной помощи на амбулаторном этапе; кабинеты для осмотра пациентов с трудностями передвижения (пожилые, инвалиды), где их могут осмотреть не только врачи ПМСП, но и профильные специалисты; отделение восстановительного лечения и реабилитации, где также получают медицинскую помощь пациенты с трудностями передвижения после травм; для оказания психологической помощи функционирует центр «Мейірімділік орталығы»; открыт кабинет здорового образа жизни, основной целью которого является проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения.
Для лиц с трудностями передвижения в поликлинике предусмотрены кресло-коляски, ходунки, пассажирский лифт. Для сопровождения данной категории пациентов администраторами приглашаются социальные работники.
– Как внедрение новых принципов логистики и организация работы медсестер с высшим образованием повлияли на качество обслуживания пациентов?
– Работа в системе амбулаторно-поликлинического звена построена таким образом, чтобы в разы сократить очереди, ускорить сдачу анализов, упростить запись к участковому врачу и позволить обслуживать гораздо больше пациентов. Это позволяет сберечь время пациентов и медицинского персонала, а также создать доброжелательную атмосферу в поликлинике. Приемы участковых врачей продлили до 18.00, то есть участковый врач практически целый рабочий день на приеме, что значительно сокращает ожидание очередности, делает его доступным для пациентов, вызовы обслуживаются отдельными мобильными бригадами по четырем категориям. Врачи мобильной бригады тесно работают с врачами ПМСП, информируют их о состоянии здоровья пациентов на вызовах.
С внедрением новых принципов логистики для оказания своевременной и качественной медпомощи в поликлинике внедрены отдельные приемы медицинских сестер с высшим образованием. Назначены менеджеры среди средних медицинских работников по мониторингу работы участковой службы.
– На первом этаже у вас появился кабинет геронтологии. Расскажите о нем.
– Сделать жизнь человека более комфортной и здоровой в любом возрасте помогает наука геронтология. Геронтолог заботится о здоровье и качестве жизни пожилых людей. В поликлинике проводится ежегодный мониторинг пациентов 60 лет и старше, определяются группы риска по заболеваниям сердечно-сосудистой системы и онкологии. Все выявленные случаи разбираются на общей поликлинической планерке, лечащим врачом и медсестрой докладываются результаты лечебно-диагностических исследований, намечается план мероприятий для дальнейшей тактики ведения пациентов.
Помимо этого, геронтолог уточняет медико-социальное положение лиц старших возрастных групп, проживающих на территории обслуживания, курирует паллиативную помощь семьям, столкнувшимся с неизлечимым заболеванием.
– Цифровизация активно внедряется в сфере здравоохранения: справки, больничные, рецепты, говорят, вскоре будут выдаваться онлайн.
– Для улучшения качества жизни пациентов и перехода на принципиально новую траекторию – цифровую медицину будущего – в поликлинике добавилось много новшеств. С октября 2024 года внедрено обеспечение лекарственными средствами через приложение «Социальный кошелек». После выписки врачом в поликлинике рецепта он автоматически появляется в приложении. Пациент приходит в аптеку, нажимает на рецепт и предъявляет QR-код аптекарю, который его сканирует и выдает лекарство. Пациенту после получения лекарства доступен функционал оценки, а также возможность комментирования услуги и прикрепления файлов. Если оценка низкая, можно направить официальную жалобу в уполномоченный орган прямо из приложения. В ответ придет регистрационный номер заявления в системе e-Otinish. Ключевая возможность «Социального кошелька» – это ранжирование мер государственной поддержки по их эффективности и отзывам населения. Одновременно система будет выявлять те программы, которые воспринимаются населением отрицательно и не дают ожидаемого результата.
Министерством здравоохранения Республики Казахстан внедрены в поликлиниках Астаны в пилотном режиме цифровые механизмы по идентификации пациентов. Face ID позволяет снизить возможность приписок медицинских услуг. Система биометрической идентификации обеспечит точную фиксацию оказанных услуг, что сделает невозможными фальшивые отчеты о визитах пациентов. По результатам мониторинга МЗ РК с момента внедрения системы идентификации пациентов общее количество оказанных медицинских услуг предварительно снизилось на 24,5%.
В будущем году планируется работа по персонифицированному учету и заявке на лекарственные препараты. То есть именно для тех пациентов, которые находятся на диспансерном учете, персонифицированно будут составляться заявки, и они будут получать эти препараты. Заявки формируются пофамильно на отдельно взятого пациента, который находится на диспансерном учете. Годовой объем будет формироваться с учетом того алгоритма, той схемы лечения, которая была прописана нашими врачами. В дальнейшем движение лекарственного препарата для этого пациента будет отслеживаться от момента завоза его на территорию Казахстана до момента его потребления и выдачи непосредственно пациенту.
Что мы ожидаем от проводимых мероприятий? Эффективное использование площади поликлиники – раз. Сокращение времени ожидания пациентом получения медицинских услуг – два. Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг в поликлинике и устранение всех видов потерь: ожидание, лишние отчеты и учетные документы. В том числе лишние хождения.
Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото предоставлены пресс-службой поликлиники