НовостиЭкономика

Долги взыскать не с кого?

Дебиторские задолженности ряда городских управлений, тянущиеся еще с 2011 года, портят целевые показатели развития столицы. Многие суммы фактически уже невозвратные, поэтому депутаты городского маслихата считают, что по ним нужно принимать конкретные решения. Во время рассмотрения исполнения бюджета прошлого года участники постоянной комиссии выясняли причины возникновения миллиардных долгов.

Особенно много вопросов, касающихся высоких дебиторских задолженностей перед местным бюджетом, у депутатов возникло к трем управлениям — строительства, топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Как показали результаты ревизионной комиссии, многие суммы переходят из года в год, но взыскать их, к сожалению, уже не с кого. — В Департаменте юстиции находится более 20 дел в общей сложности на 8 млрд тенге. Из них большая часть исполнительных документов возвращена по причине того, что предпринятые меры судебных исполнителей исчерпаны. Другими словами, взыскивать с должников нечего, потому как подрядные организации объявлены банкротами либо руководители осуждены, — отметил представитель департамента. — Мы предлагали инициировать вопрос признания должников банкротами и в порядке гражданского процесса назначить учредителям либо руководителям управлений субсидиарную ответственность. На данный момент ответственность в рамках действующего законодательства несет только юридическое лицо.

Суммы возвращаются

Как пояснил руководитель Управления финансов Алиби ЖУМАЕВ, расклад по задолженностям на сегодняшний день выглядит следующим образом: если на 1 января 2019 года задолженность составляла 42,3 млрд тенге, то на этот же период 2020 года она стала 39,5 млрд. Таким образом, сумма снизилась на 2,8 млрд тенге.

— В том числе из 39,5 млрд тенге 33 млрд — это задолженность прошлых лет. Выходит, что из 42,3 млрд тенге, которые были в 2019 году, остаток суммы составляет 33 млрд, или погашено 9 млрд тенге. В то же время из 39,5 млрд тенге 16 млрд долга не возвращены в связи с неисполнением судебных решений по погашению задолженности. В основном это проекты еще бывших тогда Управления строительства и жилищной политики, Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, — уточнил он.

Так, задолженность Управления строительства составляет 13 млрд тенге, 9,8 млрд из которых по приобретению жилья с участием дольщиков на объектах строительства в рамках обеспечения экономической стабильности. Управления ТЭК и коммунального хозяйства — 19 млрд тенге, из которых 14 млрд — задолженность прошлых лет и 5 млрд — текущая задолженность по развитию топливно-энергетического комплекса в рамках проекта расширения и реконструкции ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. При этом Алиби Жумаев подчеркнул, что в этом случае такая сумма задолженности допускается, потому как ведется приобретение сложного энергетического оборудования в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, реализуемых в несколько этапов.

Осуждены, но еще должны

Что касается Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, то 5,4 млрд тенге — это сумма задолженности прошлых лет. Из них 1,2 млрд тенге — со стороны подрядчика по строительству магистральных дорог, проходящих по улицам Угольной и Бейсековой, 1 млрд тенге — по проекту строительства автомобильного моста, а также 1,5 млрд тенге в связи с неисполнением судебных решений. При этом в ведомстве заверили, что по всем должникам есть решение суда. К слову, более подробный расклад по своим долгам рассказали непосредственно представители управления.

— У нас есть две большие задолженности по строительству улицы Бейсековой и по строительству моста по улице Улы Дала.

Задолженности образовались в результате оплаты аванса за предыдущие годы. На сегодняшний день по первому объекту ведется корректировка проекта, и по условиям договора этот аванс должен погашаться путем выставления акта выполненных работ. В этом году корректировка проекта должна завершиться, и подрядчик обещает выполнить работы в счет погашения аванса. Со стороны подрядчика получены гарантийные письма, где указано, что к декабрю они задолженность погасят. Но в связи с тем, что благоприятный строительный сезон начался и с их стороны должны начаться работы, мы запросили графики. Если в течение двух недель не будут предприниматься действия, то начнем превентивные меры вплоть до обращения в правоохранительные органы и прокуратуру для проведения проверок, — пояснил руководитель управления по обеспечению госзакупок ведомства Бахытжан КАБЕНОВ.

Касательно задолженности еще 411 млн тенге, которые образовались по проекту строительства автомобильного моста М-3, представитель управления отметил, что решением суда вынесено постановление о взыскании суммы еще в 2011 году, параллельно в тот же период были поданы заявления в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело на учредителя. В 2012 году учредитель компании был осужден по статье за растрату вверенного ему имущества с полной конфискацией, поэтому на момент взыскания суммы за учредителем уже материальное имущество не числилось. Несмотря на то что процедура банкротства не начата, по налоговым сведениям за последние пять лет со стороны компании не было налоговых отчислений, что говорит о том, что она попросту не функционирует.

Затянувшиеся проекты

— Сейчас у нас есть вариант инициирования банкротства, но ни у предприятия, ни у учредителя актуальных активов нет. Согласно редакции госзакупок 2007 года, которая действовала до 2015 года в части обеспечения договора, авансирование в то время не обеспечивалось. Обязательным это условие появилось только в 2015 году в редакции уже нового закона о госзакупках. По некоторым договорам мы делали страхование, запрашивая страховой лист, но в органах прокуратуры посчитали это превышением полномочий. Поскольку этой нормы не было в законе, она считалась дополнительным обременением и препятствием бизнесу, поэтому эту практику нам пришлось прекратить, — отметил Бахытжан Кабенов.

Сумма долга Управления ТЭК и коммунального хозяйства сложилась в основном из-за авансирования крупного оборудования для теплоэнергоцентралей города.

— План погашения на 2019 год составлял 9,9 млрд тенге, из них погашено 5,5 млрд. На 1,5 млрд тенге имеются исполнительные листы, по которым в Департамент юстиции и прокуратуру направлены письма о принятии мер по взысканию задолженностей. Среди них есть крупные объекты, такие как Линейный парк — более 3 млрд тенге, однако это действующие договоры, а также строительство объектов в жилом массиве Уркер, реализация которых ведется более пяти лет. В связи с тем, что это также действующие договоры, эти суммы взыскать сейчас не можем по решению суда. Они гасятся ежегодно частично, — разъяснили ситуацию в Управлении ТЭК.

Списать на законном уровне?

Между тем, как отметили в ревизионной комиссии, тенденция восстановления некоторых долгов все-таки имеется. Так, в прошлом году она составила 9,5 млрд тенге, еще 142 млн составляет сумма взысканных средств, часть из них — почти полмиллиарда тенге — удалось вернуть в счет работ, еще более

8 млн восстановили в бюджет за счет административных штрафов. Между тем депутаты считают, что вопрос невозвратных средств по суммам задолженности необходимо эффективно решить раз и навсегда. Предложения по этому поводу они поручили продумать уполномоченным органам.

— Необходимо в соответствии с законодательством решить вопрос с невозвратными задолженностями, чтобы они не тянулись, сбивая показатели. Предложите варианты решения, чтобы они были в законном поле, — отметил председатель комиссии Мирас ШЕКЕНОВ. — Кроме того, стоит отметить в целом хорошие показатели по отчету о реализации программы развития города, но хотелось бы услышать конкретные предложения по бюджетной программе для достижения лучшего результата по исполнению программы развития столицы.

По данным Управления финансов, касательно исполнения бюджета за 2019 год расходы составили 99,5%, доля неосвоенных остатков составила 0, 5% — 2,6 млрд тенге.

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть