Культура

Долгий путь домой

Артисты театра «Қаллеки» напомнили астанчанам о сложной странице в истории Казахстана – переселении казахского народа на премьере спектакля «Алтайдан ауған ел».

Новая постановка лауреата государственной молодежной премии «Дарын», режиссера Фархата МОЛДАГАЛИ рассказывает о борьбе казахского народа за независимость, к которой люди стремились на протяжении долгого времени. Даже будучи далеко за пределами родины переселенцы не утратили национальной идентичности, вероисповедания и менталитета, несмотря ни на что они придерживались национальных традиций и обычаев. В новой постановке одноименного произведения Халифа Алтая  “Алтайдан ауған ел” и Хасена Оралтая «Елім-айлап Өмір» по инсценировке Мираса АБИЛА сценическое действие гармонично переплеталось и складывалось в единое целое для того, чтобы передать трагическую атмосферу кочевья, наполненную щемящей ностальгией и тос-кой по родине, болью и горечью мигрантов от потери родных и близких людей. Причем автор пьесы, основанной на мемуарах, казахский писатель, тюрколог
Халиф Алтай прошел нелегкий путь от Алтая до Анатолии и вернулся в Казахстан только
после обретения страной суверенитета.

Режиссер Фархат Молдагали сообщил, что в спектакле нет четкого определения жанровой принадлежности. В связи с этим нельзя определить главных и второстепенных героев, их судьбы развиваются параллельно во время представления. Напряженные и драматические сцены, вызванные страданиями, бурным выяснением личных отношений, ссорами и примирениями, свадебными хлопотами, сопровождаются минималистичной сценографией и монотонной инструментальной музыкой. Режиссеру Фархату Молдагали и художнику Канату МАКСУТОВУ удалось максимально рационально использовать сценическое пространство, хотя не так-то просто передать масштабы песчаной китайской пустыни Такла-Макан, Гималайских гор и окрестности Индии, Пакистана и Турции, пролегающие на пути в 6 тысяч километров. В связи с этим постановщики продумали все до мельчайших деталей и нашли оптимальное художественное решение. Кроме того, автор инсценировки Мирас Абил также стремится выразить собственные фундаментальные и глубокие философские размышления через переосмысление сюжетной линии самобытного литературного произведения об алтайских казахах, вынужденных перекочевать из-за репрессий советской власти в другие страны.

Стоит отметить, что зрители с одинаковым интересом наблюдали за перевоплощениями любимых артистов, таких как Тлектес МЕЙРАМОВ, Куандык КЫСТЫКБАЕВ, Нуркен ОТЕУЛОВ, Жанибек МУСАЕВ, Сая ТОКМАНГАЛИЕВА, Жанат ОСПАНОВ, Кобыланды БОЛАТ. Образ заботливой матери, воплощенный Айнур БЕРМУХАМБЕТОВОЙ, прочно утвердился в памяти публики. Также удачно показаны семейные отношения отца и дочери, которых сыграли Нартай САУДАНБЕК и Инабат АБЕНОВА. В целом, актерский ансамбль выступил на высоком уровне, раскрывая новые факты одной из самых печальных страниц в истории казахского народа.

Напомним, что в рамках празднования 30-летнего юбилея Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева и 80-летия основателя театра, прославленного казахстанского режиссера, заслуженного деятеля Казахстана Жакыпа ОМАРОВА на круглом столе презентовали книгу «Режиссер Жакып Омаров». Кроме того, на открытии музея поклонники также ознакомились с богатой коллекцией экспонатов и архивных фотографий, повествующих о славной истории первого столичного театра независимого Казахстана.

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть