Общество

Дорога не прощает халатности

Ежедневно в рабочие дни с шести сторон, из окраин города и соседних поселков, в Астану заезжает порядка 70 тысяч транспортных средств. В самом городе зафиксировано более 400 тысяч единиц транспорта. Между тем протяженность основных дорог не превышает 1000 км. Этим, собственно, и объясняются заторы на дорогах. О том, как решаются вопросы безопасности всех участников движения, удобства для велосипедистов и пешеходов,
мы поговорили с начальником Управления административной полиции Департамента полиции Астаны Елжаном ЧУПЕКОВЫМ.

Сегодня уже насчитывается 1,2 млн горожан. Увеличился и транспортный поток. В связи с этим возникла резкая проблема с пропускной способностью. Мы работаем над этой проблемой, руководствуясь главным принципом — город должен быть комфортным и безопасным для всех участников движения. Продумываем все моменты, учитываем пожелания всех, — говорит он.

Стоит отметить, что на сегодняшний день полиция Астаны является своего рода флагманом по дорожной безопасности. Именно здесь самый низкий процент погибших на дорогах среди всех регионов Казахстана на 100 тысяч населения. И этот показатель держится уже не первый год.

Количество погибших за 10 месяцев текущего года на дорогах столицы — 21 человек, в 2021 году — 31.

Самокаты и велосипеды тоже транспорт

Как и любой транспорт, вождение самокатов и велосипедов требует не только навыков, но и соблюдения определенных правил. И если с правилами вождения велосипедов многие худо-бедно знакомы, то с самокатами сложнее.

— На сегодняшний день уже разработана инструкция и технические требования по применению самокатов, но нет еще правил. То есть самокаты введены как участники дорожного движения, но правила их управления еще не урегулированы. Надеюсь, что к весне мы уже будем иметь на руках правила и для этого транспортного средства, — говорит Елжан Чупеков. — Пока же водительские права для управления самокатами, равно как и регистрация их как транспортного средства, не нужны.

Что касается велосипедистов, то в скором будущем у них появятся прекрасные поводы для велопрогулок. В акимате прошло заседание межведомственной комиссии, на котором было принято решение по развитию велосипедных дорожек и улучшению состояния пешеходных маршрутов.

— Предложено воспользоваться удобным расположением набережной. На карте водная сеть Астаны выглядит как звезда, и если мы будем строить основные веломаршруты вдоль русла рек, то это будет замечательно как для здоровья, так и для отдыха. То есть велосипедист, не соприкасаясь с проезжей частью и транспортными потоками, может с правого берега города добраться, к примеру, до новой мечети, расположенной за ЭКСПО. Кроме того, добились, чтобы наша существующая карта веломаршрутов была введена в приложение 2GIS, — продолжает собеседник.

Внимание каждой улице
Организация дорожного движения — каждодневная активная работа полицейских города. Вопросов много: где можно пропустить побольше транспорта, где необходимо установить пешеходные маршруты, как настроить светофоры и сделать комфортной разметку.

— Мы работаем согласно утвержденному комплексному плану, который составили по тем или иным недочетам. Завершился капитальный ремонт одной стороны так называемого горбатого моста, который начинается с проспекта Богенбай батыра. На следующий год планируется провести аналогичные работы во встречном направлении. Улица Ч. Айтматова, уходящая за улицу Сыганак, должна примкнуть к проспекту Ұлы Дала. Это необходимо сделать для повышения пропускной способности и удобства горожан. На сегодняшний день сети уже все проложены, на следующий год акимат планирует ввести дорогу в эксплуатацию, — делится планами дорожный полицейский.

Еще одна развязка, которая уже долгое время вызывает нарекания горожан, — улица Бейсекова — проспект Тлендиева.

— Это очень хороший проект, я участвовал в его разработке. Мы учитывали комфорт и безопасность всех участников дорожного движения, — рассказывает он.

По словам Елжана Чупекова, немаловажную роль в нормальном функционировании дорожного движения мегаполиса играют правильные многоуровневые развязки.

Одной из основных мер обеспечения дорожной безопасности и увеличения пропускной способности являются отмена левых поворотов и обеспечение альтернативных маршрутов. Путем отмены левых поворотов снижена тяжесть последствий аварий с 35 пострадавших до 0. В основном альтернативные маршруты обеспечиваются перед регулируемыми пешеходными переходами, в то время как пешеходы переходят дорогу на зеленый сигнал светофора, водители имеют возможность разворота в обратном направлении. Кстати, за эти новаторские находки Елжан Чупеков получил авторскую лицензию. Сегодня по городу насчитывается 37 таких участков, они пользуются большой популярностью у водителей.
Что касается аварийных островков, то они нужны для того, чтобы водитель при непредвиденной остановке смог там заменить колесо или дорожный инспектор — составить протокол. Такие красные островки безопасности, которые есть по проспектуМәңгілік Ел и мосту М1, тоже идея и реализация полицейского. Он в свое время закончил магистратуру по организации дорожного движения, и поэтому все нововведения в городе ему близки и понятны.

Важным элементом безопасности на дорогах остается профилактика нарушений. С начала года пешеходами допущено 18883 нарушения правил перехода проезжей части, зафиксированных сотрудниками полиции. Несмотря на принимаемые меры, анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что по вине пешеходов произошло 105 аварий, при этом погибло
2 пешехода и 104 получили увечья.

В городе более 100 школ и других учебных заведений, так, в районе объектов ежегодно в разметке (желто-белого цвета) восстановлено 597 участков пешеходных переходов. Установлено 138 участков дорожных неровностей.

— Жаль, что возникают сложности со строительством разноуровневых пешеходных переходов. Высокий уровень грунтовых вод и климатические (большие ветровые нагрузки) условия усложняют строительство подземных и надземных переходов, — говорит он.

Однако акиматом города проводится большая работа по обеспечению безопасности пешеходов.

«Чужие» наши дороги
Трассы Астана — Караганда, Астана — Костанай и Астана — Кокшетау в границах города относятся к национальной компании «ҚазАвтоЖол», однако местные полицейские также не обходят их вниманием.
— Здесь мы организовали установку четырех светофорных объектов. Два обустроены в районе поселка Ильинка, по одному — на пересечениях Кызылсуат и повороте на улицу Аныракай. Установлены и дополнительные секции для обеспечения безопасности при повороте. В этом году подрядной организацией обустроено освещение на участке от поворота Куйгенжар до границы города, обозначили разделительную полосу красной разметкой. До конца года планируется завершение освещения на Астраханской трассе, — рассказывает Елжан Чупеков.

Освещенность магистрали является основным фактором безопасности дорожного движения.

На дороге важно все
Сегодня по проспекту Абая и улице Кенесары автобусы встречного движения едут со скоростью 40 км/ч. Оснастили их большими боковыми зеркалами для того, чтобы водители при повороте на сложных участках могли получить хороший обзор. Над проезжей частью для лучшей видимости разместили знаки направления полос. На всех дорогах правого берега старые светофоры диаметром 20 см заменены на новые, диаметр которых 30 см.

— На участках дорог возле учебных заведений устанавливаем специальное освещение, которое, попадая на монитор телефона, затеняет экран. Это дисциплинирует пешеходов, — рассказывает полицейский. — На объездной дороге выставляем специальные углы, разделяющие съезд и основную дорогу. Они работают и как отбойники: если машина врежется, то человек не погибнет. Увеличиваем количество «Сергеков» на дорогах. Сейчас они фиксируют грузовой транспорт на третьей полосе. Водители, конечно, жалуются, но у нас есть законодательная норма, по которой перестраиваться нужно заблаговременно, за 500 метров. Начали наносить разметку на улице Шарля де Голля. Отсекли пешеходов, перенеся разметку на другую сторону. Автотранспорт на улицу заезжает почти без остановок, — говорит он.

Как пояснил Елжан Чупеков, силами одной полиции безопасность не обеспечить. В обязательном порядке необходимо в игровой форме детям разъяснять правила поведения на дорогах. Сегодня детский дорожно-транспортный травматизм выглядит следующим образом: с начала года в столице произошло 107 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, 116 детей пострадало и один погиб.

Статьи по Теме

Back to top button