Горожане

Дорога женскими глазами

1518 водителей ежедневно выходят на маршруты, чтобы обеспечить комфортабельное и своевременное движение по столице. Около 600 тысяч поездок в день — таков пассажиропоток в Нур-Султане. Уже более 20 лет колесит на автобусе по улицам столицы красивая женщина — Оксана ЯКИМОВА. Она из тех пяти представительниц слабого пола, которые выбрали себе эту профессию.

Ежегодно в первое воскресенье августа в Казахстане отмечается День работников транспорта. Он имеет официальный статус и входит в перечень профессиональных праздников Республики Казахстан, утвержденный в 1998 году Указом Президента.

На самом деле работа водителя сопряжена с большим риском, стрессом и напряжением. Он должен постоянно внимательно следить за дорогой, так как в его руках находится не только собственная жизнь, но и жизни пассажиров и пешеходов.

Как все начиналось
— Родилась я в городе Целинограде. Он хоть и маленький был тогда, но такой заснеженный зимой и уютный летом. Окончила школу № 17 и пошла в автодорожный техникум. Очень много людей знало друг друга в лицо. Я живу в том же районе, где родилась, возле старого рынка. Бывало, выйдешь из дома, и, пока идешь, с каждым вторым поздороваешься. Я грущу по старому Целинограду. Школы моей нет, нет техникума, ЗАГСа, где мы расписались с мужем, — говорит Оксана. — Мы же такие простые дети были. Все росли в одном дворе, играли, в школу ходили и на танцы. И вот как-то однажды подошел ко мне парень-однокашник и спрашивает: «Когда свадьбу сыграем?». Я решила отшутиться: «А давай осенью, как соберем урожай с огорода». До глубокой осени не дотянули. В сентябре расписались. Два дня пела и плясала свадьба из ста двадцати человек, а на третий день нас разбудил свекор и повез копать картошку. Вот такая романтика.
Окончив с красным дипломом техникум по специальности бухгалтер и поработав немного, поняла, что это совсем не ее. Очень расстроилась мама Оксаны, что дочь бросила уважаемую и почетную профессию. А она случайно увидела объявление о том, что требуются водители троллейбусов.

— Меня это очень заинтересовало, позвала с собой подругу, и так началась моя карьера водителя троллейбуса. Интересная работа, каждый день новые эмоции и общение с людьми. Бывало всякое в пути, но каждый рейс был наполнен новыми впечатлениями. В 2007 году троллейбусный парк закрыли, и мы, пять девчонок, дружно перешли в автопарк. Здесь прошли переквалификацию, — рассказывает Оксана.

Рабочие будни
Стоит отметить, что после обучения водители сдают два экзамена. Первый — по нормативным актам, знанию города и оказанию первой медицинской помощи. Второй — по Правилам дорожного движения. По результатам экзаменов выносится решение: если кандидат набрал пороговый балл, то выдается соответствующий документ, с которым кандидат отправляется в парк для дальнейшего трудоустройства.

— Моей старшей дочери 23, а второй пять лет. Есть внук. Живем большой дружной семьей. Мама моя нам кашеварит, а мы с дочкой занимаемся обеспечением семьи. Чтобы немного повысить заработок, я перешла на пригородные маршруты. Да и возраст уже… Все-таки столичные дороги с их огромным трафиком для меня стали уже сложными. Да и пассажиры на пригородных маршрутах, скажу честно, не такие капризные, как столичные, и очень доброжелательные, — говорит Оксана.

Обычные истории
— Был случай, когда мужчина стал выходить из автобуса и тут же упал на остановке. Все люди напугались и убежали. Я выскочила, смотрю, у него эпилептический приступ. Я зубы ему стала разжимать, а он мне два пальца прокусил. Потом вызвала «скорую» и его забрали. А я на неделю отправилась на больничный, пока укусы на зажили, — рассказывает Оксана. — Помню, ехала в темноте и увидела у дороги лежит что-то темное, похожее на человека. На улице мороз, подъехала, оказалось, это бомж, упал и спит себе. Я его затащила спящего в автобус и с ним еще несколько часов ездила по маршруту. Он выспался, поблагодарил меня, что не дала замерзнуть. А где-то через неделю, смотрю, на остановке мужчина заходит с букетом. Я его не узнала сразу, приличный вид такой. Поблагодарил, что не оставила замерзать на земле, извинялся, что был в таком состоянии в прошлый раз. А 8 Марта меня руководство автопарка поздравило по-особенному. На оживленной улице столицы разместили баннер с моим фото. Знаете, я была счастлива.

Специфика работы
В автопарке совершенно одинаковые требования к водителям, независимо от пола. Каждое утро Оксана проходит медконтроль, а автобус проверяется на исправность. Только после этого начинаются трудовые будни. Рабочий день начинается с 6 утра и длится до полуночи. Чтобы успеть, она встает в 3.30. В автопарке нужно быть в 5.00, иногда даже раньше. На линию она выезжает в 5.30-6.00. Такой суровый график выдержит не каждый мужчина.

Стоит отметить, что после обучения водители сдают два экзамена. Первый — по нормативным актам, знанию города и оказанию первой медицинской помощи. Второй — по Правилам дорожного движения. По результатам экзаменов выносится решение: если кандидат набрал пороговый балл, то выдается соответствующий документ, с которым кандидат отправляется в парк для дальнейшего трудоустройства.

Напутствие молодым
— Сейчас девчата не идут в нашу профессию, а зря. Работа не сложная, я бы сказала, романтичная. Столько восхищенных взглядов, — говорит Оксана. — Мужчины, и коллеги, и пассажиры, бросаются помочь в любой внештатной ситуации. Главное в нашей работе — иметь терпение, пассажиры попадаются разные. Иные замучают претензиями, но больше все же добрых и отзывчивых. Конечно, есть сложности в специфике нашей работы, но мы приносим пользу обществу. На мой взгляд, женщина за рулем все-таки внимательнее и спокойнее. Когда пассажиры входят в салон и видят меня, у многих сразу поднимается настроение, все начинают улыбаться. Всем желаю море улыбок и отличного настроения.

Статьи по Теме

Back to top button