Дороги мегаполиса
В прошлом году столичные власти активно занимались улучшением дорожной инфраструктуры. По всему городу проводились работы по среднему ремонту дорожного полотна. О том, как развивается эта сфера и каких успехов удалось достичь, читайте в нашем материале.
Долгожданный мост
Аким Астаны Женис Касымбек на декабрьском брифинге в СЦК рассказал о том, что в 2024 году в столице были проведены работы по среднему ремонту 50 улиц, общая протяженность которых составила 60 километров. Одним из важнейших проектов стало завершение строительства моста с проспекта Аль-Фараби на проспект Тәуелсіздік.
В октябре 2023 года был обеспечен проезд по нижнему слою дорожного покрытия на мосту Тәуелсіздік через реку Есиль, а в июне 2024-го были завершены работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Это сооружение значительно уменьшило нагрузку на проспект Мәңгілік Ел и обеспечило быстрое перемещение между правым и левым берегом реки. В результате были улучшены транспортные потоки, что положительно сказалось на общем движении в городе.
Мост имеет восемь полос – по четыре в каждую сторону. По бокам моста расположены пешеходные зоны и велодорожки, что способствует повышению комфорта для всех участников дорожного движения.
В 2025 году планируется завершение всех работ по депо для ЛРТ. Оно расположено в районе Международного аэропорта на территории площадью 16,84 га. Депо ЛРТ станет важным центром для обслуживания и управления системой легкорельсового транспорта. Общая площадь зданий депо составит около 80 тысяч кв. м, где будут размещены все необходимые объекты для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Комплекс включает здание для мойки вагонов, склады запасных частей и оборудования, специализированную технику для поддержания и ремонта путей, а также административные помещения для обучения и повышения квалификации персонала.
Проект Smart City
Для повышения безопасности в столице реализуется проект Smart City, который направлен на 100%-ный охват города интеллектуальными системами видеонаблюдения.
Они обеспечат комплексное управление и безопасность городской инфраструктуры. Камеры будут использовать искусственный интеллект для анализа нарушений Правил дорожного движения и ситуационного анализа. Начало проекта запланировано на 2025 год.
Проект предполагает установку 22 тысяч камер и 1200 скоростемеров.
Автоматизированная система взвешивания автотранспорта
В сентябре 2024 года в столице Министерством транспорта РК была запущена автоматизированная система взвешивания автотранспорта. Эта система позволит значительно улучшить контроль за соблюдением весовых норм для грузовых автомобилей, а также повысит общий уровень качества транспортной инфраструктуры города. Автоматические измерители установлены на основных въездах в город: со стороны Павлодара, Караганды, Костаная, Кокшетау, Косшы, а также у поселков Караоткель и Малотимофеевка.
Это позволяет Комитету автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК оперативно направлять уведомления о правонарушениях, связанных с превышением весовых норм.
В общей сложности в городе установлено 7 единиц АСИ, каждая измеряет массу на ось в динамике автотранспортного средства и фиксирует случаи превышения допустимых весовых параметров. При выявлении перегруза системы автоматически делают фотофиксацию, после чего информация передается в информационно-аналитическую систему транспортной базы данных.
Проект ЛРТ
Женис Касымбек на брифинге в СЦК рассказал и о ходе строительства системы легкорельсового транспорта в столице. Проект реализуется консорциумом, в который входят несколько китайских компаний и казахстанские подрядчики. По данным столичного акимата, для возведения монолитного каркаса с несущими балками, железобетонных конструкций платформ, ригелей и других элементов использовано 79971 кубометр бетона марки В45 и 9,59 тысячи тонн арматуры.
Линия ЛРТ будет включать 18 станций, разделенных на два типа: наземные (11) и надземные (7). Станции, расположенные на улицах Сыганак (2), Калдаякова (4) и в районе железнодорожного вокзала «Нұрлы жол» (1), выделяются своим центральным расположением относительно дороги. Для безопасного доступа к станциям предусмотрены надземные переходы – по два на каждую из семи станций, всего 14 переходов.
В 2024 году завершены фасадные работы на станции № 101, включающие монтаж металлических конструкций (497,51 тонны) и облицовку наружными панелями и витражами (4765 кв. м). На станциях № 109 и № 112 также выполнен монтаж металлических конструкций в объеме 1210,22 тонны.
В прошлом году в рамках проекта ЛРТ завершено строительство вантового моста через реку Есиль. Это сооружение, длина которого составляет 155 метров, ширина 14 метров, а высота 28 метров, было спроектировано с учетом климатических условий и уровня воды в реке. Мост представляет собой арку с проездом снизу и снабжен затяжками. Плита проезжей части выполнена в виде балочной клетки с железобетонной плитой. Мост расположен рядом с автомобильным мостом через реку Есиль и является важным элементом транспортной инфраструктуры города.
На территории депо также будет создан Центр управления беспилотными поездами. Инновационная система автоматизированного управления позволит значительно повысить безопасность и эффективность ЛРТ, автоматизируя процессы запуска, торможения и остановки на станциях, минимизируя влияние человеческого фактора.
С началом зимнего периода работы по проекту ЛРТ сконцентрированы на возведении депо. В проекте задействовано 2,5 тысячи рабочих, и в 2025 году их число увеличится до 4,5 тысячи, треть из которых составят местные жители. Первые 15 поездов планируется доставить летом 2025 года, а тестовая эксплуатация будет начата в ноябре того же года. В случае успешной тестовой эксплуатации строительство системы ЛРТ будет завершено до конца года.
Сабина АРЫСТАН
Фото Оналхана ОНЕРХАНА,
Василия КРАСЬ