Культура

“Дос-Мукасан”: история в песнях

Вышедшая на большие экраны страны музыкальная история о легендарном ансамбле собирает полные залы и покоряет сердца казахстанских зрителей. О том, как создавался фильм, в одночасье ставший кинобестселлером, корреспонденту «Вечерней Астаны» рассказали создатель картины Айдын САХАМАН и актеры столичных театров Абилмансур СЕРИКОВ и Елдос ШАЙКЕНОВ, сыгравшие ключевые роли.

Фильм, рассказывающий о том, как в 60-е годы прошлого века под Баянаулом в строй­отряде зародился отечественный легендарный коллектив, был снят по сценарию Евфрата Шарипова. По словам режиссера, съемочная группа не ожидала, что фильм станет настолько любим народом. Хотя, разумеется, надеялись на успех.

Кастинг

– В этом проекте я приглашенный режиссер, – рассказывает Айдын Сахаман. – Так как это специфичный жанр, здесь есть свои нюансы, особенно при написании сценария. Я бы сказал, что это большая преемственность мюзикла, некой аймановской атмосферы (музыкальной, душевной, как фильмы Шакена Айманова) и драматургии. Но самые главные нюансы заключались в том, что мы находились в двух рамках – это музыка и биография реальных людей. Нам нужно было совместить эти два больших фактора, и это удалось благодаря мастерству Евфрата Шарипова. Потому что наша картина – это история легендарной группы, которую старшее поколение знает наизусть. Больше свободы было при написании вымышленных персонажей. Если остальные роли нас держали в рамках, то вымышленные – это собирательные образы всех антагонистов, которые были в то время. Действия отрицательного персонажа фактически были в жизни, а мы просто додумывали, докручивали и собрали факты, которые создавали препятствия нашим героям в жизни.

Айдын Сахаман – выпускник Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, по первому образованию актер музыкального театра и кино. После учился во ВГИК в мастерской известного режиссера Владимира Хотиненко и параллельно в школе высшей режиссуры имени Анджея Вайды. Первый его продюсер Акан Сатаев.

– Нашим главным консультантом во время съемок был Досым Сулеев, – продолжает режиссер. – Мы с момента разборки самой структуры сценария консультировались и советовались с ним. Во время пандемии выходили в Zoom, читали текст и обсуждали. Мурат Кусаинов консультировал нас по поводу музыки, а именно по звучанию тех или иных инструментов того времени. Ведь это они соб­рали ансамбль. Не общаться с ними тесно было невозможно. Максата Сабитова, который играл роль Мурата Кусаинова, мы утвердили за год или полтора до начала съемок. Потому что съемки должны были начаться раньше, но пандемия внесла свои изменения в наш график. Выбирали по портретному сходству – самым похожим на свой прототип был именно он. Правда, ему пришлось отрастить волосы и скинуть вес. Когда начался основной кастинг, на который ушло больше полугода, мы нашли уже весь состав. Зимой сняли все зимние съемки и до весны у ребят стояла задача – выучить все музыкальные композиции. С этим ни у кого трудностей не возникло, потому что песни «Дос-Мукасана» все знают наизусть. Но одно дело – когда ты знаешь эти песни и совсем другое – когда играешь их руками. Были ребята, которые к музыке не имеют вообще никакого отношения. Но несмотря на это они блистательно справились со своей задачей. Саша Ли и Никита Погодаев, которые играли барабанщиков, тоже подошли к своим ролям очень ответственно. Им пришлось выучить все музыкальные композиции ансамбля. Никита – барабанщик, который стал артистом, а Саша – потрясающий режиссер-хореограф. Никита между своими сценами репетировал с Сашей, подсказывал ему, как правильнее нужно играть. Также Никита во время озвучки вместе с композитором фильма переписал все партии барабана.

Хотелось бы отметить и колоссальную работу Александра Шевченко, который является композитором картины. Дело в том, что специфика музыкального фильма заключается в том, что все сложно постановочные сцены сперва писались сценаристом Евфратом Шариповым, а потом всему, что казалось литературой, нужно было создать аудиоряд. Сцену с «той жыры» мы прописывали отдельными тактами, высчитывали для каждой пары женихов и невест свой национальный колорит. Александр Шевченко дорабатывал оригинальный трек «Той жыры» и магическим образом сделал звучание 70-х. В этом, конечно, ему помог и Никита Погодаев, который сыграл все музыкальные партии вживую на барабане. Он был не только актером, но и принимал активное участие во время post-production.

Артур Аскарулы, сыгравший роль Шарипа Омарова, был не в том весе, который нам был нужен. Он скинул более 10 кг. После не мог восстановить этот вес. Почему-то в этом я чувствовал какую-то ответственность.
Мейргату Амангелдину, который воплотил образ Досыма Сулеева, было сложно в том, что у него по роли четыре инструмента, на которых он должен был играть. Как известно, сам Досым Касымович на тот момент был единственным, кто в «Дос-Мукасане» имел музыкальное образование со школы. В итоге в кадре Мейргат сам играл на всех этих инструментах.

Максат Сабитов очень хорошо играет на домбре. Та музыкальная композиция, которую он исполнил на сцене в Минске, выдуманная. Такого в жизни не было. Мы просто хотели показать, что «Дос-Мукасан» был не только эстрадным исполнителем, но еще и виртуозно владел народными инструментами.
Благодаря профессионализму каждого актера и трудоемкой работе фильм стал таким, каким мы его видим.

Первый дебют в полнометражном фильме

Исполнитель одной из главных ролей Елдос ШАЙКЕНОВ, актер столичного театра «Жастар», вспоминает:

– Это мой первый дебют в полнометражном фильме. Продюсер отметил, что я похож на свой прототип – Камита Санбаева, и спросил умею ли играть на гитаре. Так прошел несколько этапов проб. Помню, ранее во время съемок в сериале «Жолайрық» часто слушал песню Досыма Сулеева «Жан досым». Во время премьеры, когда показали последний кадр, народ начал громко хлопать и именно в тот момент я понял, что наш труд оправдан. Недавно были в Караганде, к нам подошел мужчина, из-за волнения он не мог разговаривать. Вытерев слезы, сказал: «Спасибо вам, что напомнили нам те времена, какую замечательную работу вы сделали». После премьеры был просто шквал отзывов, приятных слов, как от зрителей, так и от членов ансамбля. Мой прототип, к сожалению, не дожил до сегодняшнего дня, но в Алматы я встретился с его женой. Она улыбчиво меня встретила: «Как же ты похож на него, твои глаза, уши, скулы, но только он был без бороды». Кстати, мои родители еще не посмотрели фильм. Осталось узнать теперь только их мнение.

Дружба длиною в жизнь

По словам режиссера, одной из главных задач было показать ценность дружбы.

– Через всю жизнь наши герои пронесли дружбу, любовь к музыке, делу, науке и тому, чем они занимаются. Мы не были уверены на 100 процентов, будет ли успешной картина, но были ощущения, что да, будет. Потому что народ любит музыку «Дос-Мукасана». Мы ощущали в полной мере ответственность. Такой резонанс картины, как мне кажется, создала популярность самого ансамбля. Рады, что до народа дошел фильм и что очень большое количество людей увидело его с больших экранов. Получали разного рода поздравления как от зрителей, так и от коллег по цеху. Это очень приятно. Самая большая реакция, которая важна для меня, – это то, что Досым Сулеев и Мурат Кусаинов всплакнули, взялись за руки и обнялись на сцене во время премьеры. Для меня это было самой большой оценкой. Думаю, что здесь все остальные слова излишни. Ведь их эмоции и действия сказали все, – отметил режиссер.

Как и во многих фильмах, в этой картине тоже имеются кадры, которые эмоционально сложно было снять. Это драматичная сцена конфликта Мурата и Досыма на закате. Не считая сложности в эмоциональном плане, на репетицию ушло полдня, потому что в этот день в степи шел дождь. А после того как вышло солнце, было всего 15 минут, чтобы отснять эту сцену.

– Один из нелегких периодов производства в том, что съемки проходили во время оразы. В этот период физически сложно работать. Даже был случай, когда по сценарию Абилмансур должен был выпить стакан воды, а он отказался, потому что держал пост. Тогда у него стояла задача изобразить, что он пьет воду, но так, чтобы зритель поверил, – поделился нюансами съемок Айдын Сахаман.

Премьера

Официальный показ фильма состоялся 7 сентября на торжественном открытии VII Baiqonyr International Short Film Festival.

– Так как это международный кинофестиваль, там было очень много молодых кинематографистов, режиссеров, кинокритиков, продюсеров и зарубежных гостей. Первый показ был очень волнительным для всей творческой группы, ведь почти три года жизни отдали этому проекту. Но в итоге получили много положительных отзывов от профессионалов своего дела. Спустя несколько недель прошла сама официальная премьера для всех зрителей. Ценность фильма в том, что его смотрят как молодые зрители, так и люди старшего поколения. Часто бывает, что посещают всей семьей. Это для нас своего рода победа.

Потому что наша картина объединила поколения, – отметил режиссер картины.

– До самой премьеры я, конечно же, сотни раз смотрел фильм с постановщиками, потому что мы его дорабатывали. С премьерой ездили в Шымкент, Караганду. Был такой курьезный случай, когда я сам не смог попасть на свой фильм. Не мог купить билеты, потому что был аншлаг. Мне было очень интересно посмотреть фильм с семьей в зале, в компании людей. Хотелось поблагодарить в первую очередь зрителей нашего фильма за то, что они пришли. Надеюсь, что получили хорошие эмоции.
Для меня всегда важна история и атмосфера того, что я хочу снять. И если будет возможность, достойный проект, я бы с радостью снял историю о нашей столице, – признался Айдын Сахаман.

Отрицательных героев запоминают

Одну из заметных в фильме ролей – антагониста Жараса Бахтиярулы – сыграл актер Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева и главный герой нашумевшего сериала «5:32», который по-настоящему всколыхнул отечественный кинематограф, Абилмансур Сериков.

– Кастинг на роль прошел в конце марта, когда уже были отсняты все зимние сцены. В середине апреля меня утвердили на отрицательную роль. Из-за этого во время съемок я старался сильно не сближаться с актерами, хотя это было нелегко, так как в жизни у нас дружеские отношения.

Почему я согласился на роль? Во-первых, отрицательные персонажи запоминаются. Во-вторых, мне хотелось еще раз поработать с Айдыном Сахаманом. Ну и, конечно, мне хотелось принять участие в ретрофильме о наших легендах. У моей роли нет прототипа, она вымышленная. Но такие люди в истории с «Дос-Мукасаном» были.

К сцене, где Досым Сулеев ударил Жараса, я готовился усердно, перед зеркалом. Потому что на больших экранах заметно все, и самой важной задачей было не переборщить с эмоциями. Мне говорят, что после сериала «5:32» роль в «Дос-Мукасане» была для многих непривычной. Друзья из Атырау шутят: «Атырауға келме енді, сұмырай» («Не приезжай в Атырау, непутевый»).

И все же главное то, что фильм понравился народу, – считает Абилмансур Сериков. – Во время предпоказа прототипы героев пустили слезу, и мы сразу поняли, что итог получился замечательным. После просмотра Мурат аға обнял меня. Потом подошел Досым Сулеев со словами: «Прости, что ударил тебя в фильме». Когда делал дубляж, каждый раз наворачивались слезы. Фильм не только про группу, не только про них, он больше про искреннюю дружбу, предательство, чистую любовь. Любовь, в которой держать девушку просто за руку – огромное счастье. Думаю, что такие моменты делают фильм еще более ценным.

Фото предоставлено Айдыном САХАМАНОМ

 

Статьи по Теме

Back to top button