Общество

Древний праздник мира и добра

В жизни традиционного казахского общества, так же как и у многих тюркских и восточных народов, большое место занимали праздники. Они объединяли людей, позволяли активно общаться, вырабатывать механизмы проживания в мире и согласии.

Истоки
Так, в день весеннего равноденствия, с 21 на 22 марта, наши предки отмечали Новый год — Наурыз. По некоторым данным, это слово имеет персидское происхождение и означает «новый день». Корни его восходят к седой древности, и он появился задолго до ислама.

Было время, когда этот праздник был ошибочно запрещен, но в последующие годы стал активно возрождаться, в том числе и в крупных городах.

Как видно из материалов Государственного архива Астаны, 22 марта 1927 года была попытка организации в городе Акмолинске праздника Наурыз. Ответственные работники получили указания вести разъяснительную работу по сути и цели проведения народного праздника, которая должна была свидетельствовать «о торжестве социализма». В тот день во всех казахских аулах было предписано провести всеобщие празднества с организацией байги, кокпара, борьбы, пеших бегов, а также бега в мешках. Победителей премировали деньгами и мануфактурой.

Если вернуться в несколько ранние века, то и тогда казахи уделяли этому празднику важное место. К примеру, в ходе реализации программы «История и культура Великой степи» нами получены сведения о праздновании Наурыза казахами Павлодарского Прииртышья применительно ко второй половине XVIII века. Это материалы из Исторического архива Омской области. К примеру, Султанмамет султан, старшина кыпчакского улуса, двоюродный брат хана Абылая, пышно отмечал этот праздник в своих кочевьях, на которые съезжались представители Коряковской крепости: казаки, купцы, приказчики. Об этом свидетельствует письмо коменданта Ямышевской крепости капитана М. Лебедкина командиру Сибирского корпуса генерал-поручику И.А. Деколонгу от 4 апреля 1775 года. Дело в том, что 21 марта Султанмамет устроил пышный и роскошный праздник в честь Наурыза.

В этот день прекращались войны. Ссорившиеся и враждовавшие мирились, проступки и обиды прощались.
В доме наводили порядок и чистоту. Люди одевались в нарядную одежду и ходили друг к другу в гости. Аксакалы обходили дома и читали молитвы в память об умерших.
Женщины в большом количестве готовили ритуальное блюдо — наурыз-коже из семи составляющих. Им угощали родственников и гостей.

Молодые люди дарили друг другу подарки. В этот день проводились игры и состязания. Наиболее распространенными национальными играми были «Айгөлек» и «Ақсүйек» (белая кость). Не менее популярен среди мужчин стал аударыспақ — один из видов борьбы всадников, сидящих верхом на лошадях. Для воспитания выносливости и ловкости была придумана игра «Күміс алу» (достать серебряную монету). Самым популярным состязанием считался көкпар (козлодрание).

В качестве приза выставлялись несколько десятков, а то и сотен голов разного скота, золотые украшения, серебряные и золотые слитки. В конных состязаниях также принимали участие казаки. Одно из любимых спортивных состязаний степняков — қазақ күресі (борьба), в котором не было ограничений в возрасте и весе. Народ глубоко почитал своих борцов. В истории остались такие имена, как Хаджимукан Мунайтпасулы, Балуан Шолак. На праздниках каждый род старался выставлять своих именитых борцов.

Кроме того, в Наурыз играли в асық (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), қыз қуу (догнать девушку), жілік сындыру (разбить кость), молодежь качалась на алтыбақане. Такие игры и спортивные состязания устраивались на асах (поминках), свадьбах и других массовых мероприятиях.

Имя Наурыз
Казахи нередко называли своих детей в честь праздника. Так, упомянутый нами султан Султанмамет назвал своего старшего сына Наурызом, второе имя которого было Урус, что переводится как «сраженье». Он управлял Басентиновским улусом в Среднем Прииртышье. Настоящее имя — Наурыз, но в архивных документах и официальной переписке той эпохи фигурирует его второе имя — Урус. В 1762 году султан Урус принял участие в церемонии возведения на престол Екатерины II. Урус, поддерживая добрые отношения с российской короной, в то же время принимал активное участие в переговорах с Китаем. По поручению хана Абулмамета и султана Абылая в 1759 и 1764 годах он возглавил дипломатические миссии в Пекин для решения территориальных проблем. Казахский народ чтит Наурыза-Уруса и как батыра: в 1771 году он принял участие со своей дружиной в сражении с калмыками-торгоутами у реки Моинты вместе с отрядами хана Нуралы и султана Адиля во главе с ханом Абылаем.

Наурыз был одним из первых казахских султанов, перешедших на внутреннюю сторону Иртыша, и выступил активным сторонником приглашения к перекочевке левобережных казахов на правый берег Иртыша. Урусу по рассмотрению командующего Сибирскими пограничными линиями в 1780 году напротив станицы Черной построили деревянный дом. В 1781 году его кандидатура рассматривалась царизмом на должность хана вместо умершего Абылая. Несмотря на поддержку его кандидатуры со стороны царизма, он не был поддержан казахской знатью из-за тесных контактов с Российской империей. Был крупным скотовладельцем: по неполным данным, имел до 7 тысяч голов одних только лошадей.

Признание Генеральной Ассамблеей ООН
До установления советской власти в казахской степи праздник широко отмечался казахами, которые дали ему название Ұлыстың ұлы күні (Великий день народа).

В его возрождении многие годы спустя большую роль сыграл известный государственный деятель, министр культуры КазССР Узбекали Джанибеков, который в 1988 году, в период так называемой перестройки, инициировал его празднование 22 марта.

Традиционный праздник, вернувшийся к народу, по указу Президента Казахской ССР от 15 марта 1991 года «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы» приобрел официальный статус.
Далее хронология событий развивалась следующим образом: в 2001 г. Наурыз стал государственным праздником, а с 2009 г. отмечается три дня подряд — 21, 22 и 23 марта. В 2010 г. Наурыз получил признание на международном уровне благодаря объявлению 64-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта праздничным днем. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, плодородия и начала новой жизни.

Год начинался с 22 марта, после дня весеннего равноденствия, когда день почти равен ночи. Наурыз мейрамы праздновался не только тюркскими народами, но и ираноязычными, исповедовавшими зороастризм с эпохи Персидской империи и саков. Недаром слово «Наурыз» или «Новруз» с фарси означает новый день (древнеиранские слова «ноу» — новый и «роуз» — день), т. е. начало нового года по астрономическому солнечному календарю. Таджики называли его Гульгардон или Гульнавруз, татары — Нардуган, узбеки — Навруз. С Наурызом было связано исчисление возраста, у казахов бытовала пословица: «Біз наурыз-көже іштік — бір жасқа көштік» («Мы новогодней похлебки поели — на год повзрослели»).
Роль Наурыза в казахском обществе была выше любого семейного торжества, свадьбы или другого мероприятия. Великий мыслитель и поэт казахского народа Абай Кунанбайулы в своем известном стихотворении «Откуда взялись казахи?» день празднования Наурыза называл Великим днем народа. Он подчеркнул, что Наурыз — праздник весенний, а не религиозный, хотя со временем первоначальное значение его названия Ұлыстың ұлы күні изменилось и этот эпитет стал ассоциироваться с Курбан-айтом. Хотя в древности казахи именно первый день нового года называли Ұлы күн (великий день). Праздник, раскрывающий лучшие человеческие качества — дружелюбие, милосердие, доброту, отзывчивость и щедрость, отмечался у казахов в прошлые века в течение недели.

Известный государственный и общественный деятель национально-освободительного движения «Алаш», ученый-лингвист Ахмет Байтурсынулы писал об этом празднике следующее: «Наурыз — начало казахского года. В прошлом повсеместно люди праздновали начало марта, варили мясо и коже (суп. — авт.) в казанах, ходили из аула в аул, из юрты в юрту, и старые, и молодые, и женщины постарше, и молодухи здоровались, весело общались, делились радостью.

В то же время до сих пор среди казахов и о месяце, и о дне празднования Наурыза ходят разные слухи. Одни говорят, что Наурыз наступает 1 марта, другие — 9 марта (9 марта по старому стилю, т. е. по юлианскому календарю, по новому стилю, т. е. по григорианскому календарю, — 22 марта. — Авт.).

Другой видный представитель движения «Алаш», Миржакып Дулатулы, подтверждал слова своего соратника: «Помимо поста и Курбан-байрама, которые являются общими для мусульман и отмечаются два раза в год, у нас есть только один праздник — Наурыз. Наурыз — это настоящий казахский национальный праздник. Празднование Наурыза занимало у казахов особое место. Ведь 9 марта, а сейчас 22 марта — это тот же день равноденствия, когда ночь равна дню, закончилась зима и приблизилось лето, кочевники становились довольными. Становилось ясно, что произошло воскрешение природы, лежащей зимой на смертном одре, что всех радует, но нет народа более счастливого от ухода зимы и прихода лета, чем казахи».

Священная цифра 7
В старину накануне праздника казахи приводили в порядок хозяйство, производили уборку жилищ, наполняли все емкости кумысом, айраном, шубатом, молоком, а также зерновыми злаками в знак изобилия в новом году. Накануне праздника старались закрыть все долги, бедные и немощные брались на поруки близких родственников, засидевшиеся девушки на выданье (бойжеткен) сватались и пр. Во время празднования Наурыза оказывают помощь сиротам, больным и обездоленным людям. Одной из интересных традиций является кормление в этот праздник птицы наурызкок и другой дичи. Детям, родившимся в Наурыз, давали соответствующие имена: мальчикам — Наурызбай и пр., девочкам, к примеру, Наурызгуль. Хорошей приметой у казахов считались осадки в виде снега в день празднования, это связывали с очищением, причем казахи красоту девушек сравнивают с белизной снежного мартовского покрова — белоснежного и пушистого.

В первый день празднования рано утром жители аулов отправлялись встречать рассвет, а затем с помощью кетменей, лопат расчищали родник или арык, как символы жизни и урожая. Ритуал сопровождался высадкой саженцев деревьев возле родников под руководством аксакалов, которые приговаривали: «Бір тал кессең, он тал ек!» — «Срубил одно дерево — посади десять!» Женщины производили обряд выливания молока в родник, вознося при этом молитвы языческим силам природы — Солнцу, Земле, Воде, а затем угощали всех участников различной снедью — вареным мясом, куртом, иримшиком и пр.

Бытовал на праздник также обход нарядно одетыми глашатаями всех домохозяйств с приглашением на общее празднование в специально отведенном месте вблизи аула, где устанавливался котел для приготовления праздничного блюда «бель-котерер» из мяса быка, чтобы зарядиться его силой, энергией и выносливостью.

По древним представлениям, богатый праздничный стол с ритуальными и традиционными блюдами должен обеспечить семье и всему родовому клану благополучие и успех на целый год. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-көже (суп Наурыз), который должен состоять из 7 ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки — рис, кукуруза или пшеница и молоко. Они означали 7 элементов жизни: радость, удача, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественная защита. Символика цифры 7 является священной у многих народов мира, пронизывает данный праздник: 7 ингредиентов в наурыз-коже, каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей, обменявшись поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.

С древности укоренился обычай «сәлемдесу», когда при встрече мужчины здоровались за руки и обнимались, женщины и мужчины также друг друга тепло обнимали. Празднование Наурыза сопровождается повсеместным весельем, играми по отгадыванию загадок (жумбак), произнесением скороговорок (жанылтпаш), перетягиванием аркана и др., домбровыми состязаниями акынов (айтыс), проведением национальных видов спорта — қазақша күрес, тоғызқұмалақ, устраивались конные скачки — байга, қыз қуу, катание молодежи на традиционных качелях — алтыбақан и другие увеселения. «Науырыз құтты болсын!» — «Да здравствует Наурыз!», «Көктем туды!» — «С рождением весны!» — так казахи поздравляют друг друга и по сей день.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
доктор исторических наук, профессор

Статьи по Теме

Back to top button