ГлавнаяОбщество

Два часа — и юрта готова!

Изобретенное кочевниками древнее жилище считают шедевром мировой цивилизации. Оно популярно
и в наши дни. А способы и секреты его изготовления и установки, требовавшие особого мастерства и знаний, передаются из поколения в поколение.

В День культуры и национальных традиций по инициативе акимата района «Байқоңыр» в столичной школе-гимназии № 49 имени Кошке Кеменгерулы был проведен мастер-класс по установке юрты «Асыл мұра — киіз үй». В ходе встречи этнограф Акедил ТОЙШАНУЛЫ рассказал учащимся о правильной технике сбора и особенностях пошива юрты. По словам организаторов, такие мероприятия прививают молодому поколению национальные ценности и интерес к народному ремеслу.

— Юрта — это роскошный образец непревзойденной национальной архитектуры с богатым наследием и неповторимым обликом. Сегодня на мастер-классе собрали большую юрту. Этот мастер-класс ценен тем, что прививает детям связь с национальной культурой, — отметил этнограф.

Веками выверенная инструкция
По словам мастеров, юрта — легкое и простое в возведении жилище, только если человек владеет всеми правилами ее сборки. Юрту, которую ранее уже использовали, можно собрать за два часа. Все зависит от ее размера. К слову, они бывают 6-, 8-, 10-, 12-, 24-канатными. На сбор новой юрты нужно больше времени, чем обычно, так как ее деревянные изделия — кереге — натянуть друг на друга сложнее, приходится каждую деталь подгонять вручную. Например, на установку 12-канатной юрты хватит 7 специалистов. Только один шанырак поднимают 3 человека, надо сказать и о том, что составляющие юрты сами по себе очень тяжелые.

Главным материалом для юрты служит тальник, перед использованием его сушат 3-5 лет. Создание юрты начинается с возведения решетчатых стен, которые называются кереге. Их подвязывают между собой на бас арқан. При сборке кереге соблюдают выверенную столетиями схему расположения отверстий. Правильно собранное кереге должно складываться как гармошка. Устанавливаются двери. Затем над будущей юртой поднимают шанырак и начинают устанавливать уық. Все закрепляют с помощью тізбе — ленты, чтобы жерди, составляющие купол, крепко держали всю конструкцию. Когда деревянный каркас юрты готов, его накрывают войлоком. Он позволяет зимой сохранить тепло внутри юрты, а летом создает приятную прохладу.

Устанавливали юрты на открытом солнечном месте, а двери всегда располагались строго в южном направлении. Это позволяло обогревать жилище благодаря естественной солнечной энергии, а также различать время суток. Через түндік — отверстие, расположенное на самом верху, солнечный свет скользил по юрте и по нему определяли точное время.

Правила внутреннего убранства
Не забывают обучать молодежь и правилам внутреннего убранства жилища кочевников. Именно оно отражало представление народа о мироздании. Все предметы интерьера наделялись символическими и магическими значениями. Обустройство переносного дома говорило о достатке семьи, ее месте в роду.

Раньше на стенах размещали ворсистые ковры, которые защищали помещение от холода. Также развешивали тұс киіз — настенные ковры, выполненные на основе ткани или войлока. Их украшала вышивка шелковыми и хлопчатобумажными нитями.

Там, где располагался түндік — круглое отверстие в центре купола, служащее для дневного освещения, как и полагается, располагают полосу ткани, которая украшена национальными казахскими орнаментами. Она носит название басқұр. Входящий в юрту сразу обращал внимание на эту узорчатую вытканную тесьму.

Внутреннее убранство юрты должно строго отвечать национальным канонам. Правая сторона юрты называлась женской половиной, где ставилась ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина — мужская часть, в ней ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Сердце юрты в степи — очаг, располагающийся в центре помещения. Кочевники размещали казан, разводили под ним огонь, а затем приступали к приготовлению пищи. Дым от огня выходил прямо в отверстие. За очагом, напротив входа, было почетное место в юрте. Оно предназначалось для важных гостей или старейшин семьи. Вдоль стен устанавливали төсекағаш — деревянные лежаки-кровати. Справа от очага — место кровати хозяев, а слева — незамужних дочерей и сестер. С центра купола свисали ленты с кисточками, которые называются шашақ бау. Они символизировали звезды и созвездия, были призваны отгонять злых духов и привлекать в жилище добрых. И это далеко не все, что было в юрте.

Поучительный урок
Все это школьникам показали и рассказали на мастер-классе: традиционную перевязку кереге, верную фиксацию и подъем шанырака, установку уықов, удержание ремней и жердей. Учащиеся задавали интересующие вопросы и демонстрировали свои таланты, исполнив несколько кюев на домбре.

— Мастер-класс прошел очень интересно, получили много полезной информации. Рада быть свидетелем правильного создания юрты. Хотелось бы, чтобы в нашей школе такие мероприятия продолжались и проводились чаще, потому что сохранение национальных ценностей важно для каждого из нас, — сказала школьница.

Сегодня юрта — традиционное жилище кочевников — популярна не только в стране, но и за ее пределами. Казахскую юрту используют на базах отдыха, в качестве гостиницы в горных местностях, в качестве кафе в этническом стиле или торговой точки в городе. В крытых помещениях чаще устанавливают половинчатую юрту. Экологичность, простота использования и возможность установки в любом месте — все эти преимущества выделяют юрту на фоне других архитектурных решений.

Фото Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button