НовостиОбщество

Эффективная энергетика

В Астане состоялась пресс-конференция, на которой журналистам рассказали о первых результатах реализации Стратегии развития группы компаний АО «Астанаэнергосервис»
на 2018-2020 годы.

Угроз нет

АО «Астанаэнергосервис» управляет предприятиями энергетического комплекса столицы.
По данным компании, продолжительность отопительного сезона 2017-2018 годов составила 226 дней. Осенне-зимний период успешно завершен, энергетический комплекс эффективно отработал даже в период экстремально низких температур. На данном этапе предприятиями энергокомплекса ведется подготовка к следующему отопительному сезону.

– Успешному прохождению предстоящего отопительного сезона и текущей деятельности предприятий ничего не угрожает. Энергокомплекс готов к любым вызовам. Сформирован очень серьезный уровень компетенций, у нас применяются самые передовые в республике технологии, есть все условия для качественного и бесперебойного обслуживания населения и передачи электричества и тепла, – заверил председатель правления АО «Астанаэнергосервис» Ардак ТИЕС.

По его словам, акимом города была поставлена задача провести диагностику энергетических предприятий и разработать стратегию, которая охватит все компании энергокомплекса.

– Основная цель, которую мы поставили, – обеспечение операционной эффективности. Стратегия рассчитана на три года, потому что мы хотели поставить видимые задачи, добиться осязаемых изменений и реально трансформировать компанию за короткий срок. Это первая стратегия в энергокомплексе с момента ее деятельности, – отметил глава компании.
Одними из наиболее важных направлений стратегии является развитие кадрового потенциала и охрана труда.

– Мы нашли внутренние источники, не за счет тарифа, и увеличили заработную плату. За период 2017 год и 5 месяцев текущего года заработная плата по «Астана-РЭК» выросла на 10%, по «Астана-Энергия» 11%, по «Астана-Теплотранзит» 27%. В трехлетнем бюджете, который мы сейчас разрабатываем, предусмотрено ежегодное повышение зарплаты минимум на 10% всему персоналу.
Политика компании – никаких сокращений производственного персонала, только наращивание внутренних компетенций через аттестацию. Цель аттестации – не санкции, а определение и нивелирование пробелов для развития навыков управления, планирования, эксплуатации.

Существующие в компаниях соцпакеты неравномерны, наша цель – дорастить низкие показатели до высшего уровня по всему энергокомплексу.

Что касается охраны труда, существующая ситуация удовлетворительная, но мы хотим поднять ее до европейского уровня. Для этого привлекли экспертов, сейчас работаем над созданием культуры производства, – сообщил Ардак Тиес.

Устранить системные ошибки

При проведении диагностики предприятий энергокомплекса с целью разработки стратегии был выявлен ряд нарушений. О них рассказал заместитель председателя правления АО «Астанаэнергосервис» по корпоративному развитию и улучшениям Олжас ОРАЛОВ. Это такие недостатки, как превышение нормативных сроков ремонта оборудования, завышение стоимости запасных частей, отсутствие экономического и технического обоснования некоторых мероприятий инвестиционной программы, трата денег на текущий и капитальный ремонт оборудования, которое после этого демонтируется.

– Давать правовую оценку мы не имеем права, поэтому эта информация передается в компетентные органы. Но в этом вопросе есть системные ошибки, и поэтому коренные причины необходимо решать комплексно, что сейчас и делаем. Мы разработали, утвердили и внедряем инвестиционную политику, которая требует защищать необходимость инвестиций, формировать конкретные параметры проектов, эти требования стандартные для промышленных предприятий. Создаем инвестиционный комитет, который принимает решение об утверждении или отклонении мероприятий, в состав пригласили представителей крупных ведомств – Министерство энергетики, акимат, «Самрук-Энерго». Кроме того, формируем совет эффективности, который будет задавать вопросы по инвестиционным мероприятиям. Для участия в деятельности совета эффективности может подать заявку любой желающий, будем открыто публиковать результаты его работы, – сообщил о проводимых мероприятиях Олжас Оралов.
Он отметил важность проектного подхода к управлению ремонтом оборудования.

– Каждая наша компания по сути управляет деньгами жителей нашей столицы, каждый час простоя основного оборудования – это средства, которые теряет потребитель. Например, стоимость суток простоя турбогенератора на ТЭЦ-2 составляет порядка 18 млн тенге, – отметил Олжас Оралов.
По его словам, эффективность работы предприятий в соответствии со стратегией выражается в конкретных показателях.

– Это часы работы оборудования, время в ремонтах, расходы на собственные нужды, удельный расход топлива и потери. Остановимся на потерях электрической энергии в сетях. Потери – это проблема не только компании, в конце концов все потребители оплачивают в цене электроэнергии так называемый нормативный уровень потерь. Имея практически новые сети в городе, а также 2,6 млрд тенге инвестиций в АСКУЭ – систему учета электроэнергии, коммерческие потери в виде несанкционированного использования энергии должны быть сведены к нулю, но по факту АСКУЭ охвачены до 20% юридических лиц. А юрлица – это тот сегмент рынка, где наиболее высок риск нарушений, проверки в 2018 году показали нарушения на сумму более 221 млн тенге. Большая работа предстоит по привязке показателей эффективности работы сетевой компании к объему потерь на всех уровнях сотрудников, – сообщил спикер.

Результаты в миллиардах

Заместитель председателя правления АО «Астанаэнергосервис» по экономике и финансам Елена КАПЛУНОВСКАЯ отметила, что уже сегодня удалось существенно повысить эффективность деятельности компаний.

– Еще летом 2016 года акимом города было принято, возможно, непопулярное с точки зрения энергетики, но как время показывает, очень правильное решение. Он сказал энергетикам: «Тарифы не будут повышаться до тех пор, пока вы не найдете все резервы и не сделаете так, чтобы деньги работали эффективно». В результате утвержденный тариф только по производству электроэнергии был введен не с 1 января, а с 1 октября 2017 года. Мы не взяли у потребителей 1,7 млрд тенге, потому что действительно нашли резервы. Ни одна компания не пострадала из-за того, что тариф не был увеличен в запланированный срок, все наши инвестиционные проекты, ремонтные затраты мы смогли выполнить, всего лишь используя простой подход: начали смотреть на эффективность своей работы. При рассмотрении бюджета только по одной компании мы нашли резерв в размере 600 млн тенге, на сегодня этот резерв уже достигает 1 млрд тенге, эти деньги аккумулируются и используются, чтобы обезопасить компанию при осуществлении последующих инвестиций, – говорит Елена Каплуновская.

По ее словам, существенным пробелом было отсутствие должного мониторинга за движением денежных средств.

– В результате за период с 2013 по 2016 год была накоплена кредиторская задолженность в размере 13 млрд тенге. За 2016-2017 годы только одной из компаний погашено долгов на 11 млрд тенге, на сегодня мы не имеем ни одной тенге просроченной кредиторской задолженности. Сейчас на счетах наших компаний больше 11 млрд тенге. Это денежные средства, которые мы смогли саккумулировать. Оптимизировали банковские расходы на 86 млн тенге, получили дополнительный доход 45 млн тенге от размещения временно свободных денег. Начали работу полгода назад, а уже на сегодня результаты измеряются миллиардами тенге, – сказала Елена Каплуновская.

Мансия САКЕНОВА

Метки

Похожие статьи

Закрыть