Общество

Электросамокаты заполонили столицу

Наряду со столичным велошерингом большую популярность набирают электросамокаты, которые можно взять в аренду и прокатиться с ветерком, не дожидаясь автобуса. При этом вам не нужно крутить педали и тратить энергию.

В 2021 году ТОО «ГЦРИ «Astana Invest» совместно с компанией Jet Kazakhstan запустило первую в столице платформу аренды электросамокатов. Для использования необходимо скачать мобильное приложение JET, зарегистрироваться по номеру телефона, привязать банковскую карту для оплаты, выбрать самокат, сканировать QR-код, подобрать подходящий тариф и начать поездку. У электросамокатов – два тормоза – задние и передние. Данные о нахождении транспорта, степени заряда находятся в самом приложении.
Безусловно, у транспорта множество положительных аргументов для его использования, один из которых – вклад в экологию. Кроме того, его мобильность. Особенно для тех, кто купил собственный электросамокат: сложить и забрать с собой, скажем, на работу.

В больших городах, да и в любых заторах просто номер один. Минуя пробки, проезжая труднодоступные места, с легкостью добираешься до места назначения.

Польза есть и для здоровья. Для того чтобы держаться на самокате, необходимо равновесие. Поэтому при движении на нем задействованы основные группы мышц – спины, живота, верхних и нижних конечностей, что приводит к их укреплению и даже улучшает общее состояние организма. И самый главный плюс – нет необходимости усиленно крутить педали, как на велосипеде. Поэтому добраться до работы возможно не истекая потом, как после интенсивной тренировки.

Стоит отметить, что для многих астанчан, электросамокат – это тот же самый самокат, что был в детстве, который ехал, отталкиваясь ногами. Но компания Jet Kazakhstan на своей странице в Instagram дает четкие указания по использованию арендуемого транспорта: максимальный вес – 100 кг, не рекомендуется использовать в сильный ветер и дождь, а также прыгать на нем. Кататься вдвоем, втроем также запрещено – это может привести к тяжелым травмам пользователей при падении, штрафу и блокировке. Для управления водительские права не нужны, но требуется достижение возраста 18 лет. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу рекомендуется вести электросамокат рядом с собой. Зоны, в которых можно завершить аренду, выделены в приложении синим знаком «P».

Если разгон на личном электросамокате может доходить до 60 км/ч, то на шеринговых установлен лимит скорости – 25 км/ч.

Как и в любом средстве передвижения, таких как велосипед, мотоцикл, обязательным атрибутом является шлем, который, как показывает практика, в большинстве случаев мы не наблюдаем. Стоит сказать и про поворотники на самокатах: являясь автолюбителем, мне трудно предположить, куда человек на таком транспорте захочет повернуть. К сожалению, на сегодняшний день в законе РК нет такого понятия, как «электросамокат».
Не так давно стало известно, что в Казахстане стали разрабатывать стандарт «Самокаты электрические.

Технические требования». Председатель технического комитета №87 по стандартизации колесных и сельскохозяйственных машин Ербол СЕЙПИЛОВ на заседании технического обсуждения проекта рассказал, что его разработка была инициирована МВД РК по поручению Правительства РК.

– В целом была очень большая дискуссия между людьми, которые считали, что это велосипед, и теми, кто считал, что это мопед или мотоцикл. Основная причина разработки данных стандартов – классификация. В рамках данного стандарта мы предусмотрели максимальную скорость самоката до 25 км/час, а также возможность пешеходного режима. Сам производитель самоката должен предусмотреть инструкции по росту, весу, возрасту того, кто будет непосредственно использовать самокат. Ну и требование по технической части: это обязательно должна быть светоотражающая маркировка и маркировка самого самоката, – сказал он.

Электросамокаты настолько заполонили город, что у многих возник вопрос: это транспортное средство для езды на автомобильных дорогах или все же оно не является участником дорожного движения? По словам Ербола Сейпилова, самокаты, развивающие скорость до 25 километров в час, больше относятся к велосипедам.

– Он может использоваться на дорогах общего пользования, но при этом должны соблюдаться элементарные Правила дорожного движения в целях недопущения ДТП. Ну и, конечно же, он может ездить по тротуарам, при этом должен ограничивать скорость движения либо останавливаться перед людьми, чтобы не было никакой опасности, – пояснил председатель технического комитета.

В свою очередь заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Жандос МУРАТАЛИЕВ сообщил, что большая часть ДТП приходится на электросамокаты.

– На данный момент мы разрешаем электросамокатам двигаться по велосипедным дорожкам, по полосе общественного транспорта, так как не можем полностью им запретить ездить по нашим дорогам. Как и велосипедистам, управление самокатом допускается по правому краю проезжей части, – сказал Жандос Мураталиев.

Полную картину, как разработка повлияет на любителей стремительно разгоняющегося транспорта и как это будет выглядеть, поймем после внедрения стандартов, а это примерно сентябрь текущего года. Пока водителям и пешеходам остается лавировать между пользователями данного средства передвижения в непонимании, кто прав, а кто виноват.

Фото Оналхана ОНЕРХАНА

Метки

Похожие статьи

Закрыть