Горожане

Энергия созидания

В рамках празднования 30-летия Независимости Республики Казахстан вспоминаем о становлении столицы вместе с теми, кто с первых дней создавал ее.

Казахстанский композитор и заслуженный деятель Казахстана Толеген МУХАМЕДЖАНОВ поделился своими воспоминаниями.

— В 1998 году вас назначили заместителем акима города. Вы курировали в течение нескольких лет вопросы социальной сферы и культуры. Это самый расцвет и становление города как столицы. Расскажите, вы сразу согласились на должность. Может, возникала мысль сказать нет и остаться в той сфере, где работали большую часть жизни?
— Я всегда хотел быть только творческим человеком, но у меня было еще одно увлечение, одновременно занимался и общественной деятельностью. В 1997 году с помощью Ассамблеи народа Казахстана провели благотворительную акцию на День духовного согласия. По всей стране посадили за один праздничный стол 60000 человек. Разумеется, был еще ряд значимых мероприятий. Все вместе они дали почву для того, чтобы меня наградили орденом «Парасат». 13 декабря 1997 года прилетел в Акмолу, чтобы получить его из рук Президента. В момент вручения выразил ему свою благодарность за высокую награду и сказал, что всегда готов быть его солдатом. 27 декабря мне позвонил Имангали Тасмагамбетов и сказал, что есть поручение Президента. На следующий день он приехал и сообщил, что Президент предложил мне стать заместителем акима города Акмолы. Это было неожиданно, состояние шоковое. До того времени неоднократно отказывался от государственной службы, потому что, как и говорил ранее, всегда хотел заниматься только творчеством. Но здесь понял, не смогу отказаться. Во-первых, я дал слово Президенту нашей страны. Во-вторых, есть довольно расхожая фраза Владимира Маяковского: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Видимо, наступило время, когда необходимо было проявить свое гражданское отношение к стране, к событиям, которые происходили. С большой осторожностью и опасением, справлюсь или не справлюсь, дал согласие. 5 января 1998 года прилетел в Акмолу уже на работу в качестве заместителя акима.

— Во время подготовки к международной презентации новой столицы главная часть мероприятия легла на ваши плечи. Трудно было организовать все это?
— Когда я вышел на работу, мне все было незнакомо. Я пытался вникать в происходящее. Первые письма, которые получал, несколько раз перечитывал от первой до последней строчки, чтобы понять содержание. Это уже потом, когда набиваешь руку, понимаешь, что необходимо ухватывать главное. Первое и главное поручение было провести 10 июня 1998 года международную презентацию столицы. До этого у меня был небольшой опыт в организации мероприятий: был директором Государственного академичес-
кого театра оперы и балета имени Абая, генеральным директором объединенной дирекции международного конкурса популярной музыки «Азия дауысы», в 1992 году проводил первый Всемирный конгресс духовного согласия в Алматы. Все это давало мне небольшую уверенность, что справлюсь с вверенной мне деятельностью. Когда зашла речь о том, что для проведения международной презентации столицы будут приглашены известные люди из России, я был против. Потому что это наша столица, и если не сможем провести сами, то кто мы и что мы можем. Может, поэтому я и был назначен руководителем единой художественно-постановочной группы. Это было колоссальной ответственностью и в то же время давало возможность проявить себя и вместе со мной многим нашим талантливым творческим деятелям: сценаристам, режиссерам, художникам, дизайнерам.

— Как создавались творческие коллективы и какие проходили мероприятия?
— Мероприятий проводилось в столице много. Но, в первую очередь, необходимо было создавать творческие коллективы, потому что в Акмоле их почти не было. Приходилось начинать с нуля. Помню первые репетиции оркестра казахских народных инструментов, когда артисты вынуждены были сидеть на кирпичах. Честно говоря, склоняю голову перед этими музыкантами, которые тогда впервые приехали и в таких спартанских условиях проводили репетиции в очень холодном и неуютном зале. Даже стульев не было, ноты лежали на кирпичах, дверей не было, а дверной проем в комнату, где жил дирижер, был просто прикрыт одеялом. Это был главный дирижер Мырзагали Айдаболов, вечная память замечательному артисту. 15 апреля 1998 года во Дворце «Жастар» провели презентацию первого творческого коллектива города Акмолы — оркестра казахских народных инструментов. Это было очень важное событие, которое окрылило нас. Сам переезд столицы был незабываем. Начали приезжать творческие люди, музыканты, композиторы, певцы, поэты, художники и т.д. Готовились к презентации и в то же время намечали перспективы роста столицы. Конечно, нужны были молодые, талантливые ребята, и мы вышли с инициативой провести фестиваль творческой молодежи «Шабыт». Написали письмо на имя Президента за подписью министра образования, культуры и здравоохранения РК Крымбека Кушербаева и акима города Адильбека Джаксыбекова с просьбой взять это мероприятие под свой патронат. На что он дал свое согласие. В конце октября — начале ноября 1998 года провели первый фестиваль «Шабыт». Мероприятие оказало колоссальное содействие в становлении культуры столицы. О том, с какой быстротой решались вопросы, рассказывает следующий случай. Я зашел к акиму Адильбеку Джаксыбекову, чтобы представиться, и он мне говорит, напишите заявление о приеме на работу. Пишу заявление в кабинете руководителя аппарата, потому что своего кабинета не было. И тут говорят, что ко мне пришли на прием. Заходят три женщины в шляпах, одна из которых Айман Мусаходжаева. Они пришли с инициативой создания Академии музыки. Идея, конечно, была поддержана и Президентом, и акимом, и, конечно, я всеми фибрами души был «за». Руководством города, всеми своими возможностями помогали открытию и становлению Академии музыки, что дало, конечно, хороший приток музыкантов, педагогов, студентов. Все это дало возможность в кратчайшие сроки создать оркестр симфонической музыки. Помню, за месяц до презентации столицы Нурсултан Назарбаев собрал постановочную группу и сам лично с карандашом просмотрел программу вплоть до приглашенных артистов. Настолько щепетильно он относился к мероприятию. И, надо сказать, что наша команда успешно с этим справилась. Уникальным событием во время гала-концерта стал прямой эфир с космосом, а именно Президента с космонавтом Талгатом Мусабаевым.

— Расскажите историю создания первой труппы Театра оперы и балета.
— В декабре 1999 года на День Независимости мы провели большой концерт, не приглашая ни одного артиста из Алматы. Надо отдать должное Президенту, он всегда внимательно следил за становлением культуры и, по всей вероятности, оценил этот факт. И вот после этого мероприятия мне звонит аким и говорит: «Толеген, Президент поручил создать Театр оперы и балета». Нурсултан Абишевич как личность, как политик может предугадать и поставить задачу, которая может еще выше поднять планку той работы, что уже сделана. Тогда Дворец железнодорожников уже стали переделывать под драматический театр, но после поручения полностью перепроектировали под оперный театр. Для создания оперного театра не было ни симфонического оркестра, ни одного артиста балета, не говоря уже о рабочих сцены. Помню, говорили даже, что нужно лет десять, чтобы создать театр. Наверное, во мне всегда жил дух авантюризма, и я предложил акиму взять инициативу в свои руки. Аким поддержал, и ровно через семь месяцев после выхода постановления Правительства 14 октября 2000 года мы открыли Театр оперы и балета. В постановление Правительства были внесены пункты о направлении выпускников Алматинского хореографического училища имени А.В. Селезнева, плюс еще дополнительный курс, который заканчивал, в столицу для создания балетной труппы. Для того чтобы молодые ребята приехали, мы организовали гастроли училища в Астану. В Конгресс-холле во время гастролей встретились с ними и разговаривали, пытались заинтересовать их. И главное, что им могло быть интересно, именно об этом все мы говорили — это шанс построить коллектив с нуля. Организовать самый молодой балет в мире. Разумеется, нужно было еще решить проб-
лему жилья. Тогда первый заместитель акима Фарит Галимов, отвечающий за строительство в городе, предложил переделать общежитие. Он по-отечески отнесся к этому и в каждой комнате сделал все удобства, потому что многие ехали к нам из уютных родительских гнезд. Потом я лично раздавал всем ключи, ходил с ними по комнатам. В ходе открытия оперного театра первыми стали оперные постановки Мукана Тулебаева «Биржан — Сара», Джузеппе Верди «Травиата» и балет Петра Чайковского «Лебединое озеро». Какой балет был, как они танцевали, какое было вдохновение! Потом мы встретились с ребятами и сказали им, что низко в пояс им кланяемся. Считаю, что они совершили подвиг. Приехать и буквально за короткое время создать и поставить балет, а в настоящее время сотворить одну из лучших в мире балетных трупп!

— С какими сложностями и проблемами при построении столицы сталкивались вы и жители столицы?
— До прилета в Акмолу, как творческий человек, я не думал об организации своей жизни: как и где буду жить. После прилета стали возникать такие мысли: боже мой, ночь, буран, холодно, вот куда я пойду? Со мной вместе прилетел Имангали Тасмагамбетов и спросил: «Ты что, испугался? Не бойся, будешь со мной жить». Наверное, в душе на него все-таки надеялся. Вот что значит дружба. Позже к нам присоединился Кайрат Мами, мы жили втроем полгода в общежитии. Я скучаю по тем временам, был какой-то энтузиазм. Было очень интересно решать какие-то глобальные проблемы. Помню, в акимате каждый день, без выходных, в 9 вечера были совещания. Ставили вопросы, которые необходимо срочно решать. Снег надо убирать, тракторов нет, городское коммунальное хозяйство еще не создано. И эти вопросы накапливались. Поэтому с огромным уважением отношусь к своим коллегам, которые работали вместе со мной, к акиму и его заместителям. Именно они на каждом своем участке решали непростые проблемы. Все равно с провинциального города один спрос, а со столицы уже другой, да и люди смотрят на это по-другому. Нужно было делать город привлекательным, чтобы люди почувствовали биение сердца новой столицы. К сожалению, не все приняли решение переноса столицы положительно. Даже я, когда впервые услышал про переезд, категорически был против. Считаю, что Нурсултан Назарбаев, приняв такое решение, взял на себя колоссальную ответственность, взвалив на себя непомерную ношу. Не просто решил, а сделал. Здесь снова вспоминается Владимир Маяковский: «Здесь будет город-сад!». Я считаю, что люди, которые живут в столице, любят этот город, должны с благодарностью относиться к тем, кто стоял у истоков его создания, и всем тем, кто был рядом. Не все оставались, многие уезжали, потому что здесь довольно суровая зима и не была развита инфраструктура. Помню, один раз как-то собрались пообедать с министрами. Ресторанов не было, пошли в какую-то столовую и обедали в кабинете директора. Условия были тогда не из лучших. Это сейчас огромный выбор различных ресторанов и кухонь. Поздно вечером приезжаешь к себе домой, идти некуда, темно, бураны, окна покрыты инеем, веерное отключение света, конечно, кому такое понравится. Это надо было пережить. Но, знаете, был какой-то подъем, откуда-то взялись силы. На самом деле это было удивительное время, никто не считался с тем, выспался-не выспался, отдохнул-не отдохнул, все жили в каком-то бешеном ритме. И этот ритм уносил как ураганный ветер опавшие листья. И ты не чувствуешь лишений каких-то, только колоссальная энергия от становления этого удивительного города.

— Что дала столица лично вам и какие возможности открыла?
— Столица дала мне возможность ответить на вопрос, который я задавал себе еще в детстве: «Кто я? Зачем родился и для чего живу?». Прожив какой-то промежуток своей жизни, приятно осознавать, что за тобой остается след. Когда сейчас происходят мероприятия в столице, фестивали, понимаешь, что есть продолжение того дела, чем ты начинал заниматься ранее. Становление столицы — один из важных этапов в жизни многих людей. Я никогда не думал о переезде в столицу, но живу здесь и меня отсюда не оторвать. Чувствуешь, что это твое, неотделимое. Как-то Адильбек Джаксыбеков мне сказал: «Толеген, мы такие счастливые. Именно нам среди миллионов наших сограждан Президент поручил строить столицу, и мы должны быть безмерно благодарны, что нам выпала такая честь». Мы действительно счастливые люди, и я благодарен судьбе, что причастен к таким выдающимся событиям.

Статьи по Теме

Back to top button