Эпоха Сакена Сейфуллина
В этом году литературный мир отметит 130-летний юбилей государственного деятеля, поэта и писателя, нашего выдающегося земляка, родившегося в октябре 1894 года в Акмолинском уезде, передает Вечерняя Астана.
Отдал жизнь за возрождение нации
– Сакен ушел из жизни в возрасте 44 лет, находясь в расцвете жизненных и творческих сил, – начал свой рассказ доктор исторических наук, профессор и директор музея Сакена Сейфуллина Марат АБСЕМЕТОВ. – Он принадлежал к числу казахских деятелей, отдавших свою жизнь за возрождение нации. Его знаменитый прадед Жаныбек Байбеков был одним из немногих казахских интеллигентов середины XIX века, который призывал народ к просвещению, построив мечеть и училище в своем родовом имении «Қотыр оба».
Как отмечает собеседник, эпоха Сакена – это время крушения мировых империй, таких как Британская и Российская, а также эпоха Махатмы Ганди и освобождения Востока от оков рабства.
– На плечи Сакена выпали тяжелые испытания во время работы на свинцово-цинковых копях у английского капиталиста Фелла Нельсона, когда он ожидал смертную казнь в тюремных казематах Колчака и совершил побег из тюрьмы. В период советской власти он оказался в гуще проблем новой жизни. К заслугам Сакена относится его плодотворная деятельность по возвращению Казахстану территорий Семипалатинской и Акмолинской губерний, находившихся в ведении Сибирского края. Благодаря его усилиям земли Центрального, Северо-Восточного и Восточного Казахстана после долгих споров и доказательств вошли в состав молодой Казахской республики, – рассказывает спикер.
В 1920-е годы Сакен активно участвовал в ликвидации последствий голода, неоднократно выезжая в пострадавшие районы. С его именем связаны организация финансовой системы, банковского дела и страхования в Казахстане, создание государственных структур и строительство железной дороги Петропавловск – Кокчетав. На заседаниях Совнаркома он поднимал вопрос об организации гражданской авиации в республике, мечтал поднять Казахстан на крылья, сравнивая его с мифической птицей Самрук, и собирал деньги на первый казахстанский аэроплан.
– Интересный факт, о котором, возможно, знают не все казахстанцы: первые шаги по созданию авиации в Казахстане предпринимал председатель Совета народных комиссаров республики Сакен Сейфуллин. С 1920 по 1925 годы столицей Казахстана был Оренбург. На заседании Совнаркома КАССР 4 апреля 1923 года Сейфуллин постановил создать Комиссию по проведению кампании помощи воздушному флоту, утвердил ее состав, а также поручил членам комиссии встретиться в Москве с председателем «Добролета» Алексеем Рыковым для обсуждения вопросов развития авиации в республике, – продолжает собеседник.
Сакен Сейфуллин активно продвигал идею создания воздушного сообщения в Казахстане. Он многократно обращался к московским властям с просьбами о предоставлении воздушных судов республике и организовывал кампании среди населения по сбору средств на покупку авиационной техники. Сакен был убежден, что авиация играет ключевую роль в будущем развития Казахстана, учитывая его огромные территории.
– Знаете, он считал себя страстным акмолинцем и часто подчеркивал, что для него нет ничего лучше акмолинского хлеба и силы духа, воплощенной в легендарном борце-силаче из Акмолы Хаджимукане Мунайтпасове. Но также Сакен отдавал предпочтение вопросам культуры и духовного наследия. Одним из первых документов, разработанных и подписанных им на посту председателя Совнаркома, был Декрет об учреждении в республике архивного и музейного дела, – подчеркнул Марат Абсеметов.
В период разрухи и голода памятники истории и культуры казахского народа находились в плачевном состоянии. На заседании Совнаркома был поднят вопрос о сборе средств на ремонт мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
– Сакен Сейфуллин уделял огромное внимание изучению фольклорного и музыкального наследия казахского народа, – продолжает собеседник. – В условиях финансового кризиса он нашел средства для Александра Затаевича на сбор, подготовку и издание 1000 песен казахского народа. Прямо в кабинете председателя Совнаркома Затаевич записывал ноты конного марша хана Абылая в исполнении Сакена Сейфуллина. Помощник и друг Сакена, Алькей Утекин, исполнял марш хана Кенесары. Любовь к народному творчеству вдохновляла его на поиск, сбор и издание многотомного собрания казахского фольклора.
В Оренбурге казахская интеллигенция активно устраивала литературные и музыкальные вечера, а также популярные шахматные турниры. Сакен Сейфуллин был членом оренбургского Общества любителей шахматных игр.
– Среди всех спортивных игр Сакен предпочитал шахматы, считая их демократичной и философской игрой. В 1920 году после завершения VIII съезда Советов он сыграл вничью в сеансе одновременной игры с будущим чемпионом мира Александром Алехиным, который в то время работал в аппарате Коминтерна. В 1924 году по инициативе Сакена Сейфуллина в Оренбурге прошел первый шахматный турнир, посвященный воссоединению казахских территорий. Также в этом же году при его активном участии в Уральске открылась первая казахская школа, где, помимо общеобразовательных предметов, на высоком уровне изучались основы шахматной игры.
В сакеноведение, которое в данный момент сложилось как направление филологической науки, значительный вклад внесли такие ученые, как К. Жумалиев, С. Талжанов, Е. Исмалов, Т. Какишев, М. Базарбаев, С. Кирабаев, К. Камалиева, Т. Жангельдин и многие другие. Государственные и общественные деятели – Левон Мирзоян, Жумабек Ташенев и Динмухамед Кунаев, тоже популяризировали и увековечили имя Сакена Сейфуллина.
– Мой отец, Оралбай Абсеметов, прекрасно исполнял песни Сакена Сейфуллина. Он говорил своему другу, Каратаю Турысову, который был первым секретарем Каражальского горкома партии, что песни Сакена исходят из самой глубины души народа. Для казахов независимо от того, где они живут в степи, песни Сакена близки сердцу, так как они несут в себе его животворящий дух, подобно непокорным волнам Каспия, просторам Сары-Арки и высотам снежных вершин Алатау. У Олжаса Сулейменова есть такие строки: «Каждое новое поколение должно чувствовать себя последним верблюдом в караване. У последнего верблюда ноша тяжелее: на него взваливаются, кроме собственной, и тюки, уроненные ушедшим в даль караваном… Мы должны быть готовыми взвалить их на горбы свои. И помнить, что верблюд возит золото, а ест колючку».
Музей на одноименной улице
Заведующая отделом историко-культурного наследия и экскурсионно-выставочной работы Карлыгаш ЖУМАХАНОВА рассказала, что государственный музей выдающегося сына казахского народа Сакена Сейфуллина был основан 21 февраля 1988 года. В его коллекции насчитывается более 6 тысяч экспонатов, включая уникальные фотографии, книги, редкие документы, архивные материалы в виде фото- и ксерокопий, газеты, личные вещи, принадлежавшие Сакену Сейфуллину и его семье. Также в музее собраны произведения искусства – картины и скульптуры, посвященные жизни и творчеству поэта.
– Дом, где расположен музей, был построен в 1846 году самарским купцом Казанцевым, который занимался переправкой сырья (кожи, шерсти) в Россию. Это аккуратное деревянное здание прошлого века с белыми наличниками и низким крыльцом. Музей не только хранит памятники истории и материальной культуры, связанные с жизнью и деятельностью Сакена Сейфуллина, но и является научно-исследовательским центром с просветительскими задачами.
Сотрудники музея собирали информацию о поэте по крупицам, обращались в музеи стран СНГ и связывались с теми, кто имел какие-либо сведения о нем. Их иследования и собранные экспонаты нашли свое место в экспозиции. Благодаря заботе супруги поэта Гульбахрам, которая бережно собирала все его вещи и документы, Сакен Сейфуллин стал близким и понятным сегодня. В 1958 году родные посмертно реабилитированного Сейфуллина передали значительное количество раритетов в Центральный исторический музей Казахстана и Целиноградский областной историко-краеведческий музей. Многие артефакты также были сохранены семьей его брата Мажита, – говорит Карлыгаш Жумаханова.
Экспозиция музея расположена в семи залах. Вводный зал знакомит посетителей с сегодняшней столицей. Акмола является родиной Сакена Сейфуллина, и с ней связаны важнейшие периоды его жизни: учеба, общественная и государственная деятельность. Экспозиция этого зала рассказывает о среде, в которой рос и воспитывался юный Сакен. Здесь также отражены годы его учебы в Нильды, Акмолинске и Омске.
После февральской революции в жизни Сакена начинается новый этап. Он активно участвует в революционных событиях, руководит в Акмолинске Казахской молодежной организацией «Жас Казах». Эти события представлены в зале «Революционная деятельность».
В июне 1918 года в Акмолинске произошел контрреволюционный переворот. Сакен вместе с другими членами Совдепа становится узником Акмолинской тюрьмы, «вагонов смерти» атамана Анненкова и Омского концлагеря. Эти драматические события нашли свое отражение в следующем зале музея. В зале «Государственная и педагогическая деятельность» представлены документы, фотографии и другие материалы, рассказывающие о работе Сакена Сейфуллина на посту председателя Совета народных комиссаров Казахстана, а также о его вкладе в подготовку высококвалифицированных национальных кадров. Сакен Сейфуллин успешно совмещал государственную работу с литературной деятельностью. Его литературное наследие включает стихи, поэмы, повести, романы, пьесы и статьи.
Экспозиция зала «Литературная деятельность» рассказывает о творчестве писателя. Здесь экспонируются его личные вещи, письма, книги, уникальные фотографии, а также материалы об участии Сакена Сейфуллина в работе I Всесоюзного съезда советских писателей в 1934 году.
В 1938 году Сакен Сейфуллин становится жертвой сталинских репрессий. В экспозиции музея представлены документы, свидетельствующие о трагической судьбе писателя: протокол обыска, ксерокопии обвинительного заключения, приговор выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР и справка об исполнении приговора о расстреле Сакена Сейфуллина.
– В 1958 году честное имя Сакена Сейфуллина было реабилитировано. С этого времени начинают издаваться исследования о его жизни и творчестве, празднуются юбилейные даты поэта. Экспозиция зала «В памяти народной» открывается книгами, посвященными исследованиям жизни и творчества Сакена Сейфуллина. Здесь представлен материал о праздновании 70-летия со дня его рождения, о первой постановке пьесы Сабита Муканова «Сакен Сейфуллин» Акмолинским театром драмы. Также собраны его произведения, изданные после его реабилитации, сувениры, выпущенные к юбилейным датам, и подарки. Из подмосковного Красногорска привезен документальный фильм «Турксиб», состоящий из двух частей и снятый в 1930 году режиссером А. Роомом. Фильм посвящен торжественному открытию железной дороги, и на уникальных кадрах этой хроники запечатлен С. Сейфуллин, – добавила спикер.
Акмолинск занимал особое место в судьбе Сакена Сейфуллина: здесь он учился и жил. В Астане множество исторических мест, связанных с именем поэта. Это подтверждают историко-познавательные документы и экспонаты, хранящиеся в фондах музея. Об этих годах своей жизни он повествует в своем известном историко-мемуарном романе «Тернистый путь».
Музей Сакена Сейфуллина уже много лет служит жителям и гостям города, пропагандируя творческое и духовное наследие поэта, и является одним из исторических и духовных центров столицы. Экспозиция музея начинается материалами, отражающими родные места Сакена, и завершается показом документов о последних трагических днях его жизни.
17 августа 1995 года Первый Президент страны, посетив музей, оставил запись: «Асыл бабамыз Сәкен Сейфуллинның аруағы тәуелсіз елімізді желеп-жебеп жүрсін».
Шынар Хамитова