КультураНовости

Этикет для театрала

Столичные театралы точно знают, что  зрители  должны  быть предварительно подготовлены к просмотру оперного, драматического или балетного спектакля.   Искусствовед, балетный критик, старший преподаватель Казахской национальной академии  хореографии Флюра МУСИНА рассказала нам об основных  правилах посещения театра и других тонкостях театрального этикета, которые помогут  всем соблюдать  нормы правильного поведения в стенах храма искусств.

— Флюра Борисовна, каким образом изменились правила посещения театра за время его существования?

— Времена меняются, меняются и театральные формы, а с ними и правила посещения театра. В античные времена люди разных сословий съезжались на театральные представления со всех концов, чтобы на каменных скамьях многотысячных амфитеатров смотреть трагедии в вперемежку с комедиями и фарсам, а сами представления могли длится неделями; средневековые литургии и мистерии являлись скорее ритуалами, в которых люди чувствовали себя частью действия и проходили они либо в самом храме, либо на площадью перед ним; с появлением сценической коробки и театров в том виде, к которым мы привыкли появилась и пресловутая четвертая стена – зрители смотрели на происходящее на сцене, и чувствовали себя скорее наблюдателями, чем участниками, вовлекаясь в действие лишь эмоциональным участием. С появлением придворного театра появился и дресс-код и театральный этикет, ведь главным образом представление было адресовано монарху, а роскошное убранство театра априори подразумевало и роскошь нарядов публики. Причем, продолжительные антракты между актами (а их обычно было не менее четырех) служили не только для того, чтобы поменять сложные декорации, но, и чтобы дамы успели продефилировать по фойе, показать наряды, блеснуть драгоценностями, а кавалеры остроумием. Словом «театр уж полон, ложи блещут…»

 

-Что включает в себя театральный этикет и всегда ли ему сегодня стоит следовать?

— Театральный этикет был сформирован отчасти и придворным этикетом, но многие его составляющие актуальны и в современном театре. Конечно, сегодня артисты не будут обращать свои арии, вариации и пламенные монологи в королевскую ложу, но главное правило поведения в театре – не разрушать своими действиями тончайшую магическую атмосферу спектакля – действует и сегодня. Поэтому разговаривать во время действия, разворачивать шоколадки, есть, пить, ходить между рядами, в поисках своего места (если зритель опоздал, что тоже не приветствуется), и что еще хуже – поднимать скандал, если твое место занято, это, конечно же moviton. Для этого в театре и существуют капельдинеры, чтобы урегулировать и предотвратить все возможные проблемы. В наших столичных театрах это еще и необыкновенно красивые девушки в прекрасных униформах, так что двойное эстетическое удовольствие для зрителей.

-Какими бывают очевидные и неочевидные нарушения правил этикета?

— Здесь многое зависит от местного менталитета зрителей. Допустим, в Италии зал может взорваться аплодисментами во время исполнения артистом сложной вариации или во время арии. Зрители выражают свой непосредственный восторг от удачно исполненного пируэта или чисто взятой высокой ноты. А в Японии действие спектакля проходит в полной тишине, здесь зрители боятся нарушить творческий процесс, помешать артисту. И только после завершения выступления зрительный зал аплодирует долго и благодарно. Наш стремительный век тоже внес свои коррективы в театральный этикет, поскольку появились, так сказать, «театральные» туристы, люди хотят посмотреть спектакль в известном театре, а времени и возможности переодеться нет, график путешествия очень насыщенный. Сама не раз пребывала в такой ситуации, немного неловко себя чувствуешь среди нарядной публики, но многие театры смягчили дресс-код, часто можно и в джинсах людей увидеть. Еще одно правило, которое существует во многих крупных театрах мира – зрители не должны выходить на сцену, чтобы дарить артистам цветы. Их передают через капельдинеров. И это правильно – сцена святое место, по ней нельзя ходить просто так. Ну, и конечно же сотовые телефоны. Несмотря на то, что перед каждым спектаклем звучит просьба их отключить и не делать фото во время спектакля, все равно в самый драматический момент в полной тишине  прозвучит веселенький рингтон, и  забывчивый хозяин телефона будет долго безуспешно пытаться его отключить!

-Каким образом нужно предварительно подготовится к походу в театр?

— Думаю, что прежде всего нужно идти в театр с открытым восприятием, не ожидая что тебя будут развлекать, а быть готовым приложить усилия, чтобы получить впечатление. Вообще, чтобы слушать классическую музыку, наслаждаться оперой, поймать очарование танца, нужно потрудиться, образовать, так сказать, новые когнитивные связи в своей голове.  Для этого, конечно же нужно проделать предварительную работу: узнать, что за произведение ты будешь смотреть, прочитать либретто оперы или балета (часто бывают очень запутанные истории, так что без подсказки кто кого любит, и кто чья дочь или отец не разберешься). Интересно, когда ты знаешь как было написано то или иное произведение, так, например опера «Искатели жемчуга» была написана Ж. Бизе задолго до его знаменитой «Кармен», композитору было всего 25 лет! А какая прекрасная музыка! Хорошо бы знать к какому стилю относится балет, чтобы не пытаться считать историю в бессюжетном спектакле Баланчина или понять логику действия артистов в балетах Форсайта. А если опера или балет имеет солидную историю, то очень интересно сравнить разные постановки. Вообще это бездонный, увлекательный мир, и аппетит приходит во время еды, вы сами не заметите, как будете улавливать тончайшие оттенки исполнения и режиссерских трактовок.  Но если речь идет о совершенно новом спектакле, замысел которого родился здесь и сейчас, я лично предпочитаю ничего не знать о нем, прийти и получить тот месседж, который автор посылает в мир. За последнее время я получила несколько очень сильных театральных впечатлений благодаря молодым казахстанским деятелям искусства. 

-Насколько астанчане осведомлены о правилах театрального этикета, соблюдают ли они дресс-код?

-Однозначно, могу сказать, что в столичных театрах не просто соблюдают дресс-код, здесь можно увидеть потрясающе красивых дам в вечерних туалетах, одетых не просто со вкусом, а необычайно изобретательно и с удовольствием. Видно, что поход в театр, это не просто проведение культурного досуга, это акт творчества. Кроме того, в театрах «Астана Опера» и «Астана Балет» за 7 лет существования сформировался свой зритель, который ходит на все премьеры, знает ведущих артистов и репертуар. И испытывает огромную гордость от того, что в сердце Евразии, на просторах бескрайних степей, существуют такие прекрасные театры. Нам невероятно повезло.

 

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть