КультураНовости

Философия в красках

Все больше тематических выставок, привлекающих внимание к проблемам экологии, значимости и важности человека, стали проводить молодые художники. Одна их таких философских экспозиций открылась в Триумфальной арке.

Сохраните Талдыколь!

Молодая художница Айсулу ШАЙКЕНОВА привлекла внимание общества к проблеме озера Талдыколь. О его судьбе сейчас идут горячие споры, между тем угроза исчезновения редких птиц, прилетающих на гнездование, растений возрастает стремительно. Некоторых видов уже не стало.

– Все растения, изображенные на рисунках, произрастают на озере Талдыколь. Только задумайтесь: озеру 13 тысяч лет и там более 5000 видов растительности, в том числе редких. На некоторых картинах я сфокусировала внимание на застройках, которые хотят возвести рядом с озером, осушив значительную часть уникального водоема, – рассказала автор.

Особый интерес привлекли ледяные птицы, олицетворяющие судьбу озера.

– Работа называется «Құстар келді». Я подумала, что тающий лед будет символизировать исчезновение прекрасных птиц, ландшафта, исторических артефактов. И мы становимся свидетелями этой природной катастрофы, – добавила девушка.

Ключи от квартиры

Необычную работу представила Аяна БАЙГОЗИНА. В ней отражена история длиной в несколько лет, с исполнением заветной мечты в конце. На деревянных досточках девушка изобразила ключи от съемных квартир, в которых она проживала со своей семьей, пока не появилась своя жилплощадь. 20 разных квартир, и вот наконец собственная квартира.

– Здесь поднимается проблематика людей, которые переезжают в большой город, арендуют жилье. При этом часто находятся в подвешенном состоянии, поскольку в любой момент хозяин может сказать: «Пожалуйста, освободи завтра квартиру, я продаю ее или повышаю цену за съем». В такие ситуации попадает множество приезжих. Нестабильность заставляет человека испытывать дискомфорт. Эта работа о душевном состоянии, – отметила Аяна.

По словам автора, использование досточек не случайно. Ведь дерево – прямая ассоциация с домом, с мебелью в нем, какими-то предметами декора. К тому же это экологичный материал.

Жители – нити города

Не менее философские работы представила Айгерим ОСПАНОВА. Это ковры в необычной подаче, на которых хочется рассмотреть подробно каждую деталь.

– Мы видим город в метафоре. В нем есть физическое пространство, социальное, ментальное, культурное. И художники имеют возможность работать и объединять все эти сферы.

Почему ковер? Потому что в нашей номадической культуре в этот предмет вкладывается смысл через орнаменты, цвет. Можно рассказать целую историю народа. У ковра всегда есть нить основы и уток, ворс. Нить основы – это наше физическое пространство, ландшафт, где мы находимся. Там же мы выстраиваем, как нить утка, город, здания, делаем вертикали. И люди как ворс, который вплетается и образует орнамент. Каждый из горожан влияет на формирование смысла города. Мы есть наполнение и контент, – рассказывает о работе Айгерим.

И вот перед посетителем предстает ковер с изображенной семейной историей.

– Эта работа называется «Гранд палас». Изначально вид был другой. Здесь была карта передвижения моей семьи, когда мы только переехали в столицу из Степногорска. С каждым домом была связана своя маленькая история. Есть еще частица этой работы, где сохранились заметки о каждом доме: съемное жилье, общежитие, рабочее место папы. В итоге мы строим свой дом. Дальше картина поехала в Бишкек на конкурс «Отцы и деды», про взаимоотношения поколений. И у меня началась работа в поисках идентичности: кто я, какое место занимаю в семье? Нарисовала поверх карты передвижений нашу первую семейную фотографию, – рассказала художник.

Вторая часть работ представлена в стиле шелкографии и называется «Городские лейкоциты»

– Лейкоциты – это часть нашей крови, которые заботятся о нашем здоровье. Если мы рассматриваем город как организм, тогда мы в нем двигаемся, как кровь. Городские жители и общественный транспорт могут выступать теми самыми лейкоцитами. Я рассказываю о жизни обычных людей, которые утром едут на работу, вечером – домой. И все мы являемся частицами города, – добавила автор.

История в людях

В конце выставки перед гостем предстают картины в необычной технике. В глаза сразу бросается цвет полотна и техника выполнения. В основу легли люди на базарчиках в старом городе.

– Столица ассоциируется с большими глянцевыми, красивыми зданиями, новыми улицами, блеском ТРЦ. Но если пройти вглубь улиц старого города, то мы видим бабушек и дедушек, которые продают вещи, овощи и ягоды. Фон был выбран, чтобы привлечь внимание и придать драматичности. Ведь эти люди немного одиноки. Мы смотрим на них и видим душу, с какой любовью они все это выращивают, чувствуешь тепло рук. Здесь кроется и выбор техники. Я хотела показать черты лица, руки, морщинки, – рассказала о работах Алма ШАЙКЕНОВА.

В основе картин реальные люди. Их фотографировали, разговаривали с ними, а они взамен делились своими жизненными историями. И после чего с помощью графического планшета создавался образ будущей работы. И такие полотна действительно привлекают внимание: цвет, плавные линии, белые вкрапления, позы, столики или коробки, где разложены товары. Это все дополняет атмосферу глянцевого города, наполняет его душевностью.

Метки

Похожие статьи

Закрыть