Общество

Финансовая грамотность с малых лет

В наше время дети с раннего возраста усваивают, что деньги — это что-то очень важное в мире взрослых, еще не понимая, что это они видят потребность взрослых в деньгах, поэтому и учить их финансовой грамотности нужно как можно раньше, считает психолог Камила УСОЛЬЦЕВА.

Рассказывать детям, что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны, лучше уже с дошкольного возраста в игровой форме — в магазин, кафе, салон красоты. В этом возрасте дети копируют взрослых: рисуют игрушечные деньги и банковские карты, расплачиваются листиками. И начинают усваивать отношение родителей к деньгам. Личный пример лучше любых нравоучений. Лучшее, что могут сделать родители, — подать пример здорового отношения к финансам. К сожалению, на территории нашей страны уровень финансовой грамотности взрослых — около 40 процентов, поэтому, прежде чем учить чему-то ребенка, следует в первую очередь посмотреть, какое у вас самих отношение к вашим деньгам.

Если родитель сам плавает в теме финансов, появляется хорошая возможность учиться грамотному распоряжению деньгами вместе.

Когда вы привлекаете ребенка к планированию бюджета, он начинает лучше понимать многие финансовые возможности и ограничения семьи. Финансовая грамотность — это во многом про привычки и определенную систему управления средствами. Детям намного легче воспринимать точную информацию, нежели абстрактные понятия «много/мало», «дорого», особенно когда для каждой семьи денежные выражения этих понятий очень разнятся.

В тележку — самое важное
Если вы идете в магазин с ребенком, можно заранее составить список покупок и бюджет, который вы запланировали потратить.

Тут можно наглядно показать, что есть покупки первой важности, которые вы берете в первую очередь, а если остаются деньги, можно купить то, что не было запланировано или относится к категории не самых важных покупок.
В процессе можно обсудить цены на товары, почему один и тот же товар может продаваться по разной стоимости, как покупать выгоднее.

Дошкольники и младшие школьники могут помочь вам с поиском конкретных продуктов, с выбором более привлекательной цены. Процесс можно превратить в игру, тогда не нужно будет давать ребенку в руки телефон и бороться с его желанием купить лишнюю шоколадку у кассы.

Когда вы купили все основное по списку, выделите небольшую сумму, которую ребенок может потратить по своему усмотрению. Купить конфеты или мелки? Это важный момент осмысления своих желаний. Ведь взрослые тоже сталкиваются с необходимостью делать такой выбор. Рано или поздно приходится «убрать что-то из тележки».
Если отношения с деньгами нездоровые, то однажды жизнь заставит отказаться от ненужного, а если это произойдет неожиданно и в неподходящий момент, будет вдвойне больнее.

Финансы — это свобода решений
Ответственность формируется при условии наличия свободы. Чтобы ребенок научился управлять финансами, ему необходимо иметь свои деньги, которые он будет тратить так, как считает нужным. Да, обязательно будут нерациональные, необдуманные покупки, но это важный опыт, и надо помочь ему этот опыт усвоить. Знания, полученные самостоятельно, в разы ценнее теории.

Карманные деньги нужны ребенку для того, чтобы он научился распоряжаться средствами самостоятельно. Это деньги ребенка, и только он должен решать, как их тратить. Чем вы можете помочь? Время от времени предлагайте ребенку про-
анализировать, сколько денег и на что он потратил, какие у него желания, как можно распределить деньги так, чтобы хватало, копить на что-то большее и в то же время позволять себе приятные покупки.

Чем старше становится ребенок, тем больше денег необходимо будет выделять, но, опять же, не стоит забывать про систему. Сначала можно давать деньги на каждый день. Когда появится опыт самостоятельного использования денег, можно давать их на несколько дней вперед, постепенно увеличивая период.

Неизрасходованные деньги можно откладывать, а можно спустить на шоколадки — ребенок должен научиться принимать такие решения самостоятельно. Обязательно обсудите правила и последствия траты неприкосновенного запаса либо ситуации потери денег/карты/телефона.

Возможности и ответственность
Деньги на карманные расходы — это не «кнут и пряник». Как бы себя ни вел ребенок, нельзя лишать его денег из-за непослушания. Но если он испортил чью-то собственность, к примеру, стоит вместе с ним обсудить то, как этот материальный ущерб он будет восстанавливать.

Не стоит также платить за оценки или выполнение бытовых поручений. Если какие-то задачи выходят за рамки стандартных, то их можно использовать как инструмент мотивации, что-то вроде премии от работодателя по итогам работы. Но любые премии должны также быть в системе, обсуждаться заранее как дополнительные возможности, а не обязательства родителей.

Когда мы говорим про накопления, важно не просто рассказывать о том, что не стоит тратить все свои средства, а лучше обсудить те возможности, которые дадут накопленные деньги. Начинайте с желаний ребенка, лучше определить такие, на которые не придется копить слишком долго, тогда ребенок сможет быстрее получить свой первый опыт достижения финансовой цели.

Деньги — это всегда про возможности. Важно не только познакомить ребенка с цифрами и обязательствами, показать, что деньги нужны для выживания, но и сформировать здоровое отношение к ним. Да, они нужны для жизни, но это не единственно важное во взрослой жизни, не стоит все измерять деньгами.

Основная цель знакомства с миром финансов не в самих деньгах, а в том, какие возможности они открывают.

Сто тенге — это много? А десять тысяч?

Очень важно в разговорах с ребенком обсудить различные аспекты, которые входят в финансовую грамотность: как деньги появляются в семье, как и на что потратить, как сохранить, как приумножить.

Позже можно рассказать также о налогах, государственной поддержке, финансовой безопасности, мошенниках, способах защиты своих денег и возможностях контроля над финансами (сейчас есть специальные мобильные приложения для этого, и дети быстро в них вникают).
Для детей процесс появления денег в семье часто остается загадкой: пока они живут своей жизнью, родители ходят на работу, вечером возвращаются домой.

В неформальной беседе обсудите с ребенком, как в вашей семье распределяются деньги: кто и как их зарабатывает, какие есть основные расходы, откладываете ли вы деньги, если да, то на какие цели. Такие разговоры со временем помогают ребенку понять, почему вы отказываетесь купить ему очередной конструктор за 50000 тенге, к примеру.

Обучение финансовой грамотности — это не только разговоры, тут невозможно без практики. Информация в голове ребенка будет накапливаться и усваиваться потихоньку.

Каждая семья ежедневно принимает различные финансовые решения: купить продукты возле дома, заказать онлайн или съездить на рынок, приготовить ужин или пойти в кафе, в каком магазине выгоднее купить продукты, на какие кружки отдать детей, как провести выходные. Важно вовлекать в эти процессы и детей, рассматривая решения через призму финансов. Расскажите, на что в первую очередь семья тратит деньги: продукты, жилье и коммунальные платежи, обучение и развитие, одежда, здоровье.

Игрушки и развлечения можно отнести к дополнительным тратам, которые совершают после распределения денег на основные нужды. При этом не стоит на эту статью расходов тратить все оставшиеся деньги, часть из них стоит перевести в сбережения. Если объяснять детям, на что конкретно уходят деньги, на чем можно сэкономить, то ребенок быстрее поймет, как работает эта система в его семье.

В тему

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Результаты социологического исследования, проведенного Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в рамках реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, свидетельствуют: в стране наблюдается рост уровня финансовой грамотности.

По данным опроса АРРФР РК, 47,9% респондентов ведут семейный бюджет лично. Совместное распоряжение финансами семьи присуще больше гражданам 18-29 лет (25,9%). При этом больше ответственности возлагается на женщин, нежели на мужчин. Собственным бюджетом частично распоряжаются 42,5%.

Навыками финансового менеджмента больше обладают респонденты трудоспособного возраста старше 30 лет, которые вовремя оплачивают все счета (48,6%), взвешивают свои покупательские способности (46,2%) и внимательно следят за доходами и тратами (43,8%).

Респонденты более молодого и старшего поколения признаются, что их расходы превышают доходы (12,9 и 15,5% соответственно), также они живут «одним днем» (12,6 и 12,2% соответственно).

При этом 67,9% респондентов имеют возможность откладывать деньги, треть из них (31,5%) делает накопления после уплаты всех ежемесячных обязательных трат, это от 20 до 40% от ежемесячного дохода.

Наиболее известными финансовыми продуктами для граждан стали товарный кредит (67,6%) и банковский депозит (60,4%).
Помимо данных услуг, респонденты чаще всего пользовались за последние два года жилищным кредитом или ипотекой (39,1%), интернет- и мобильным банкингом (38,8%), пенсионным аннуитетом (38,7%).

При выборе финансовых услуг чаще всего участники опроса рассматривают несколько вариантов в разных финансовых организациях (43,3%). Возрастная специфика участников опроса продемонстрировала, что чем моложе возраст респондента, тем шире он анализирует рынок услуг в поиске наиболее подходящих вариантов: 18-29 лет — 43,2%, 30-49 лет — 44,3%. Для сравнения: респонденты от 50 до 63 лет — 41,6%, старше 63 лет — 40,5%.

Одним из важных показателей финансовой грамотности является порядок подписания официальных документов в финансовых организациях. Преимущественная доля населения (2022 г. — 45,2%, 2021 г. — 44,9%) утверждает, что при подписании договора с финансовой организацией проявляет внимательность, прочитав и прояснив все условия.

Статьи по Теме

Back to top button