Uncategorized

Франчайзинг в Казахстане: от первых сделок — к новой волне регулирования

Франчайзинг пришёл в Казахстан в середине 1990‑х. Пионерами стали завод Coca‑Cola, запущенный в 1994 году, и отель «Рахат Палас», который вскоре начал работать под брендом Hyatt. Эти проекты показали, что международные стандарты можно успешно адаптировать к местным условиям, и заложили основу рынка, который продолжает расти уже третье десятилетие.

В июне 2002 года принят Закон РК «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», направленный на развитие и государственную поддержку франчайзинговой деятельности в Республике Казахстан. Законом раскрыты основные понятия, используемые при возникновении отношений, связанных с осуществлением комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

К середине 2000‑х в страну пришли сети Adidas, Baskin Robbins, «Рамстор», KFC, Burger King, Gloria Jean’s Coffees и другие глобальные бренды. Вместе с ними — первые казахстанские предприниматели, решившие развивать бизнес по модели франчайзинга.

Сегодня, по данным «Казпатента», зарегистрировано 473 франчайзинговых договора. Формат вышел далеко за пределы Алматы и Астаны: в регионах быстрее всего растут кофейни и фаст‑фуд‑сети.

Структура рынка выглядит так:

  • общественное питание — 41 %,
  • услуги — 32 %,
  • торговля — 24 %,
  • производство и другие отрасли — 3 %.

Пока франчайзинг формирует лишь около 3 % малого и среднего бизнеса, но для многих предпринимателей это один из самых надёжных способов старта или масштабирования.

В настоящее время в Мажилисе обсуждается новый пакет поправок, который, по замыслу авторов, должен обеспечить прозрачность и доверие в сфере франчайзинга, что будет способствовать развитию предпринимательства и инвестиционной привлекательности Казахстана.

Одним из ключевых аспектов законопроекта является введение государственного регулирования (аккредитации) лицензионных брокеров. Введение аккредитации брокеров позволит установить четкие требования и стандарты для их работы, что в свою очередь поможет минимизировать риски, связанные с недобросовестной деятельностью брокеров. Порядок аккредитации и квалификационные требования к лицензионным брокерам будут утверждены уполномоченным органом.

В подпунктах 4), 5), 6) пункта 2 ст. 80 Предпринимательского кодекса РК предусмотрено, что задачи государственного регулирования предпринимательства включают стимулирование добросовестного, этичного ведения бизнеса, основанного на деловой репутации предпринимателей, содействие развитию саморегулирования, защиту прав потребителей.

При этом, средствами обеспечения исполнения требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства, являются следующие регуляторные инструменты:

1) разрешительный или уведомительный порядок осуществления субъектами предпринимательства отдельных видов деятельности или действий (операций);

2) государственный контроль и надзор;

3) установление законами Республики Казахстан ответственности субъектов предпринимательства;

4) информационные инструменты;

5) саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в саморегулируемой организации.

В свою очередь, согласно Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» аккредитация входит в перечень разрешений второй категории.

Другая важная новация – внедрить механизм саморегулирования в сфере франчайзинга. Такую инициативу озвучили участники франчайзингового рынка в ходе рабочего совещания в министерстве торговли и интеграции. Бизнес – динамично развивающаяся сфера, и не всегда государство может быть достаточно компетентным в этом вопросе. Необходимо создать условия для саморегулирования, чтобы рынок мог развиваться по своим правилам.

Законопроект также предусматривает введение требования о документе раскрытия информации о комплексе исключительных прав, который должен прикладываться к договору комплексной предпринимательской лицензии. Эта поправка направлена на повышение прозрачности и снижение рисков при заключении договоров франчайзинга.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости и защиты прав как лицензиаров, так и лицензиатов, законопроект предполагает наделение их дополнительными правами и обязанностями.

Сфера франчайзинга в Казахстане очень большая и важная с точки зрения товарооборота. Необходимо решить актуальные вопросы регулирования этой сферы, чтобы обеспечить ее стабильное развитие. Эта сфера является одной из ключевых для развития малого и среднего бизнеса. Государство должно создать условия, которые позволят предпринимателям эффективно развивать свои франшизы и привлекать инвестиции.

Назрела необходимость создания системы лицензирования для упаковщиков франшиз. На сегодняшний день на рынке существует множество упаковщиков, но далеко не все из них действуют добросовестно. Необходимо установить требования к их компетенции и ответственности.

На рынке сформировалась особая категория специалистов – «упаковщики франшиз», которые предоставляют услуги по подготовке товаров к продаже или доставке, соответствующие требованиям франчайзера. Эти услуги особенно актуальны в розничной торговле и сфере общественного питания, где крайне важно соблюдение стандартов качества и представления продукции.

Однако возникла проблема в связи с тем, что некоторые из этих «упаковщиков» активно продвигают идею создания франшиз среди начинающих предпринимателей без учета реальной устойчивости бизнес- модели. Это приводит к финансовым потерям для клиентов, которые вкладывают средства в неперспективные проекты. Некоторые случаи, когда предприниматели стремятся окупить инвестиции в течение непомерно короткого срока, часто заканчиваются неудачей из-за отсутствия должной управленческой отчетности и понимания рыночных рисков.

Проблема усугубляется из-за отсутствия строгих требований к деятельности лицензионных брокеров и упаковщиков франшиз. Отсутствие четких критериев и стандартов лицензирования, обучения и аккредитации для этих участников рынка создает условия для возникновения споров, в том числе и судебных, касающихся нарушения прав на интеллектуальную собственность и использования товарных знаков.

Чтобы урегулировать эту ситуацию и предотвратить  дальнейшие злоупотребления на рынке франчайзинга, необходимо ввести строгие правила лицензирования для всех участников рынка  франчайзинга.

Введение этих норм создаст более сбалансированные и справедливые условия для участников франчайзинговых отношений, что, в свою очередь, способствует укреплению доверия и повышению стабильности на рынке.

Мы наблюдаем, как в мире франчайзинг становится двигателем экономики. В США, например, он занимает 3% ВВП. Нам нужно создать условия, чтобы франчайзинг стал таким же важным для Казахстана. Важным аспектом стало привлечение международного опыта в развитие франчайзинга в Казахстане. Успешные практики, применяемые в таких странах, как США и страны Европы, могут стать основой для формирования эффективной системы франчайзинга в Казахстане.

Франчайзинг должен стать одним из драйверов казахстанской экономики. Мы видим его потенциал не только как инструмента для МСБ, но и как платформы для вывода готовых проектов на внешние рынки. Важно создать такие условия, при которых каждый бизнес сможет расти устойчиво и безопасно.

Мухатаев Муратбек Мейрамович

Специалист центра частного законодательства Института парламентаризма при УДП РК

Закон РК от 24 июня 2002 года № 330-II

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button