История

«Гакку». Лебединая песня Куляш

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения первой казахской оперной певицы, одной из первых обладательниц звания народной артистки СССР Куляш БАЙСЕИТОВОЙ.

Самородок
Родилась Куляш (Гульбахрам) Байсеитова (1912-1957) в степях Сарыарки, в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне – Карагандинская область). Но в официальной биографии местом рождения указан город Верный. В этот город ее привезли в двенадцатилетнем возрасте.
Куляш росла в бедной семье из рода Тобыкты, и государство определило ее в детский дом с гособеспечением. Она с детства любила петь и играть на домбре, пела, аккомпанируя на гармони. Окончив школу, сразу пошла работать делопроизводителем, чтобы помочь семье. Тогда же увлеклась драматическим кружком при клубе торговых работников в Алма-Ате, она хорошо декламировала и пела. Услышав на концерте ее выступление, где она прочитала стихотворение Беимбета Майлина и спела казахскую народную песню «Баянаул», Серке Кожамкулов, один из создателей казахского драмтеатра, обратил внимание на девушку, отметив у нее отличную дикцию, темперамент и смелость на сцене, уговорил ее перейти на работу в театр. Первое ее выступление на профессиональной сцене было в эпизодической роли – играла мальчика-продавца газет в инсценировке ко Дню печати. Вскоре неожиданно сыграла и главную роль в спектакле «Енлик-Кебек» М. Ауэзова, сменив заболевшую актрису.

В 1933 году, когда был создан Государственный музыкальный театр, она перешла туда и сыграла роль Айман в первой музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (13 января 1934 года), созданной по либретто М. Ауэзова. Айман была единственной партией комедийного плана в театральном творчестве Куляш Байсеитовой. Через несколько месяцев она сыграла свою коронную партию в опере Брусиловского «Кыз-Жибек». В 1934 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Казахской ССР.

В 1926 году в Кзыл-Орде, тогдашней столице республики, открыл занавес первый казахский профессиональный театр драмы, и работали в нем самодеятельные артисты из числа работающей молодежи, проявившие актерские таланты, умеющие петь и играть на народных музыкальных инструментах. Через сравнительно небольшой отрезок времени в Казахстане начал действовать Государственный театр оперы и балета (1933), и основной костяк в опере составили поющие актеры драматического театра, переехавшего в 1929 году в Алма-Ату, среди которых была и Куляш Байсеитова, девичья фамилия Беисова. Народный самородок, не имеющая специального музыкального образования, трудом и упорством достигшая высот в вокальном искусстве одного из сложных жанров музыкальной культуры – в опере. Много партий спела певица в казахских операх, в операх русских и зарубежных композиторов-классиков, но коронной ее ролью стал образ Жибек – девушки из легендарного эпоса «Кыз-Жибек».

Голос прозрачный, как вода родной Алматинки
Множество лестных отзывов об опере и главных исполнителях было опубликовано в республиканских и центральных изданиях того времени, особенно после показа оперы во время Первой декады казахской литературы и искусства в Москве (1936). Красочные декорации и костюмы театрального художника Анатолия Ненашева вызвали первые аплодисменты зрителей, пришедших на оперу в филиал Большого театра СССР (за декорации и костюмы в опере художник получил золотую медаль на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже в 1937 году).

Но самый громкий успех был у Куляш. Искусствовед Ирина Левицкая писала: «Словно серебряный колокольчик, звенел, переливался голос Куляш. Восторгам не было конца – зал не хотел успокаиваться до тех пор, пока дирижер не дал вступление, и с новой покоряющей силой полился пленительный голос певицы. Прозрачный, чистый, как вода, ее родной, горной Алмаатинки». На следующий день вся страна узнала о потрясающем успехе казахской оперы «Кыз-Жибек».

На втором спектакле присутствовали руководители страны – И. В. Сталин, М. И. Калинин, С. Орджоникидзе, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов и другие. Куляш Байсеитовой аплодировал любивший оперу вождь советского народа, который, услышав ее удивительный голос на сцене Большого театра СССР, назвал ее казахским соловьем. Это определение прочно закрепилось за певицей и осталось в памяти народа и истории казахского искусства. По завершении декады Куляш Байсеитовой вручили высшую правительственную награду того времени – орден Трудового Красного Знамени, через несколько месяцев ей одной из первых в Союзе было присвоено звание народной артистки СССР.

Фотография в Клину
10 февраля 1946 года на сцене Театра оперы и балета имени Абая состоялась премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин» на казахском языке, где партию Татьяны пела Куляш Байсеитова.

Впервые опера была поставлена в 1879 году в Москве на сцене Большого театра. С тех пор фотографии лучших исполнителей роли Татьяны хранятся в Клину, в Доме-музее Петра Ильича Чайковского, и среди них почетное место занимает и фото любимицы казахского народа, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

В роли Чио-Чио-Сан в одноименной опере Дж. Пуччини (в Европе идет под названием «Мадам Баттерфляй») Куляш своим пением вызывала слезы не только у зрителей, но и, по свидетельству народной артистки СССР Натальи Сац, у дирижера, оркестрантов и технических работников. На премьере 14 мая 1944 года присутствовал знаменитый актер, народный артист СССР Николай Черкасов, который, не скрывая восторга, сказал Куляш Байсеитовой: «Такой Чио-Сан, как вы, я никогда не видел и не увижу. Вы не только певица, вы – артистка непостижимая… Я был весь в вашей власти и переживаниях. Переживал все вместе с вами, как мальчишка переживал. Спасибо!». Это была первая европейская опера в исполнении казахской труппы.

Жибек и «Гакку»
Золотой фонд казахского оперного искусства начинается с оперы «Кыз-Жибек». Именно эпосу «Кыз-Жибек» суждено было стать основой для либретто первой национальной оперы. Мухтар Ауэзов писал: «Среди эпического наследия казахской старины «Кыз-Жибек» выделяется своими высокими поэтическими достоинствами… Казахский эпический стих достигает здесь высокой образности, звучности и выразительности. Эти свойства и определили самую широкую популярность поэмы в народной памяти, сделав образ Жибек национальным образом девушки-невесты».

Сюжет эпоса в поэтическом пересказе Габита Мусрепова получил сценическую жизнь. Музыку написал молодой композитор Евгений Брусиловский на основе казахских народных мелодий и песен. «Музыка «Кыз-Жибек» является народной и составляет богатейшее сокровище, веками накопленное казахским народом», – писал Е. Брусиловский.

Ария Кыз-Жибек «Гакку» была невероятно популярной в народе. Песню «Гакку» сложил народный композитор и певец, акын-импровизатор Укили Ибрай Сандыбайулы (1860-1930). Эту песню сохранил и донес до наших дней акын и певец Иса Байзаков, а знаток казахской народной музыки Борис Ерзакович записал ее у Исы Байзакова, переложив на ноты (по другим источникам ее записал Александр Затаевич). Ее и использовал композитор Е. Брусиловский для главной арии Кыз-Жибек. Куляш полюбилась эта песня, и она всюду ее напевала – и дома, и в гостях. Но неожиданно своеобразную интерпретацию в песню внесла сама певица. Канабек Байсеитов – оперный певец, постановщик опер и супруг Куляш Байсеитовой – вспоминал: «С самого момента, как мы решили, что «Гакку» в опере будет исполнять Жибек, Куляш не расставалась с этой песней. Ей очень понравилась она с первого раза. В Аксай мы, помнится, втроем отправились на телеге. По дороге Куляш пела «Гакку» и по-своему изменила припев, добавив к нему игривое «Ах-ха-ха, ах-ха, ха, ха», Евгений Брусиловский воскликнул: «Вот это здорово! Очень подходит к песне», и тут же записал что-то в свой блокнот. Так и родилась эта знаменитая ария «Гакку».
Премьера оперы состоялась 7 ноября 1934 года. Первую постановку осуществили Жумат Шанин и Канабек Байсеитов (впоследствии было несколько редакций).

Первыми исполнителями были певцы, стоявшие у истоков театрально-музыкального искусства Казахстана. Роль Кыз-Жибек исполнила легендарная Куляш Байсеитова, Бекежана – Курманбек Жандарбеков, Тулегена – Канабек Байсеитов, Шеге – Манарбек Ержанов, Камки – Урия Турдыкулова, Дурии – Xафиза Нурмуханбетова, Сансызбая – А. Мусабеков, в танцах выступили Шара Жиенкулова, Нурсулу Топалова, Даурен Абиров и др.
«У подножия Тянь-Шанских гор родилась первая опера советской Азии. Ожила древняя легенда о чудесной любви Кыз-Жибек», – писал Ануар Алимжанов (1930-1993).

Столичная улица Куляш Байсеитовой начинается с переулка Шыңтас и пересекается
с улицами Қарасай батыра, Дулатова, Абат-Байтақ, Жәлел и Шақпақ. Длина – 2447,8 м

«Казахский вальс»
За двадцать семь лет работы в театре Куляш Байсеитова спела двадцать заглавных партий.
Она также выступала на концертах, исполняя народные песни разных народов и произведения композиторов Казахстана. Особенно популярными были песни «Булбул» и «Казахский вальс» композитора Латифа Хамиди.

Гимны и вальсы являются музыкальными символами народа. У нас немало замечательных вальсов, посвященных различным городам, чувствам радости и счастья человека. Но жемчужиной среди них по праву считается поэтичный «Казахский вальс», рождение которого связано с именем нашего маститого писателя и поэта Сабита Муканова. На его поэтические строки, пронизанные любовью к земле, природе, юношеству, написал музыку Латиф Хамиди. Песня создана в 1940 году. Она была необычайно популярной в исполнении двух казахских соловьев – Куляш Байсеитовой и позже Бибигуль Тулегеновой.

А в создании мелодии песни самую активную роль сыграла Куляш Байсеитова. Латиф Хамиди много советовался с ней как с оперной звездой и будущей исполнительницей песни, написанной в жанре романсовой лирики. Много часов провели они за фортепиано, в творческом процессе вырабатывая окончательный вариант. И где бы солисты не выступали с концертами, всегда звучал этот чарующий вальс, несущий торжество музыки и поэзии.

«Казахский вальс» стал настолько любимым и популярным в народе, что получил свою вторую жизнь в танце. Знаменитая Шара Жиенкулова поставила и до конца своей сценической жизни исполняла танец на музыку вальса.

Однажды произошло редкое и знаменательное событие, когда «Казахский вальс» свел воедино голос Куляш Байсеитовой и танец Шары. Как вспоминает танцовщица в одной из своих статей, в 1950 году они случайно встретились на гастролях в Тбилиси, куда знаменитая певица была приглашена петь в опере грузинского классика 3. Палиашвили «Даиси» («Сумерки»). И хотя у Шары вечером должен был состояться концерт, она его отменила и пошла в Оперный театр поддержать своим присутствием великую землячку. Успех Куляш был настолько потрясающий, что восхищенные зрители, не дав певице переодеться, прямо в белом платье героини оперы несли Байсеитову два квартала до гостиницы, расположенной на проспекте Руставели. И так как зрители долго скандировали под окнами: «Куляш! Куляш!», то она и Шара вышли на просторный балкон и исполнили «Казахский вальс». Куляш пела, Шара танцевала, а внизу танцевал весь проспект…
В 1942 году Куляш Байсеитова выезжала с концертными бригадами на фронт, поднимая своими песнями и добрыми пожеланиями дух бойцов. Немало писем получала от бойцов и командиров со словами благодарности. Среди них следует отметить письмо от Героя Советского Союза Малика Габдуллина, который писал: «…На досуге бойцы завели полученный в подарок от трудящихся Казахстана патефон. Поставили пластинку – арию из «Кыз-Жибек». Вдруг налетели немецкие стервятники: пришлось замаскироваться, но патефон не останавливали: близкая нашему сердцу ария ободряла». Певица награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Соприкосновение с талантом певицы
Мне, как автору строк, на редкость повезло: в 1968 году я присутствовала на юбилейном, 1000-м спектакле оперы «Кыз-Жибек». Как реликвию храню юбилейную брошюру и программку. На сцену вышел, как и тридцать четыре года назад на премьере 1934 года, почти весь исполнительский состав, за исключением двух солистов, которых не было в живых. Это неповторимая первая Кыз-Жибек – Куляш Байсеитова и народный артист Манарбек Ержанов, первый исполнитель роли Шеге. В тот вечер партию Кыз-Жибек пела народная артистка республики Шабал Бейсекова, игравшая на одной сцене с Куляш Байсеитовой. Роль Шеге исполнил народный артист Гарифулла Курмангалиев. В остальных ролях выступил прежний состав: народные артисты К. Байсеитов, К. Жандарбеков, артисты У. Турдыкулова, X. Нурмухамедова, А. Мусабеков, в танцах – знаменитая Шара Жиенкулова и Нурсулу Топалова.

Мне не довелось слышать пение Куляш Байсеитовой на сцене, но в жизни я видела ее, будучи первоклашкой, когда училась в средней школе № 10 имени Некрасова в городе Алма-Ата. Она находилась на месте нынешней гостиницы «Алма-Ата» по улице Калинина, напротив Оперного театра. В этой школе учились дети многих артистов и ученых, дома которых находились по улице Алатау (ныне – улица имени Куляш Байсеитовой). Я училась и общалась с Раушан Байсеитовой (народная артистка республики, балерина). Однажды пронесся слух, что в школу пришла мама Раушан Байсеитовой, артистка. Вместе с другими я вышла в коридор и увидела, как она прошла в светлом макинтоше и головном уборе. А через некоторое время Раушан уехала в Москву в хореографическое училище.

С гордостью храню памятный юбилейный значок, посвященный Куляш Байсеитовой, на котором она изображена в полный рост на фоне бордового занавеса в своей коронной роли Кыз-Жибек в свадебном саукеле.

Значок этот, изготовленный в ограниченном количестве в честь юбилейной годовщины певицы (1967), я получила из рук ее дочерей Куралай и Карлыгаш, которые пришли на встречу со студентами – членами эстетического клуба «Общество семи муз» при КазГУ, которым руководил замечательный знаток искусства, профессор Бахтажар Мекишев. Это был вечер памяти великой певицы. Дочери выступали с воспоминаниями, а когда зазвучал в записи голос их матери, исполняющей «Гакку», глаза их наполнились слезами, обнявшись, и, не стесняясь аудитории, они молча плакали…

Известная художница и актриса кино Гульфайрус Исмаилова создала образ первой казахской оперной певицы в картине «Портрет Куляш Байсеитовой в роли Кыз-Жибек» (1962). Певица изображена в театральном костюме в образе Кыз-Жибек. Ожидая любимого в окружении подруг, поет знаменитую песню.
Партия Кыз-Жибек стала коронной для Куляш Байсеитовой, лебединой песней. Последнее ее выступление на сцене также было в партии Кыз-Жибек.

Когда ее провожали в последний путь, оркестр играл мелодию «Гакку» – любимую песню певицы. Позже был установлен надгробный памятник – Куляш Байсеитова в образе Кыз-Жибек. Она прожила всего сорок пять лет.

Фатима ОРАЗБЕКОВА, член Союза журналистов РК

Статьи по Теме

Back to top button