Официально

Гарантия ценностей Конституции

В Нур-Султане обсудили грядущие изменения и дополнения в Конституцию РК. В случае принятия конституционных поправок будет создана прочная правовая основа для реализации провозглашенной Главой государства идеи Второй республики.

22 апреля в Акорде состоялось совещание по внесению изменений и дополнений в Конституцию. В своем выступлении Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил, что поправки означают переход Казахстана к качественно новой модели формирования и взаимодействия институтов власти, укоренение новой политической культуры. Глава государства назвал эту модель «Второй республикой». В связи с чем в Службе центральных коммуникаций состоялся брифинг специальной рабочей группы на тему «Вторая республика. Основные изменения и дополнения в Конституцию РК».

По словам члена специальной рабочей группы, руководителя аппарата Конституционного совета Бахыта НУРМУХАНОВА, Послание Президента Республики народу Казахстана в этом году придало новый импульс проводимым в стране демократическим процессам. В нем наглядно продемонстрирован облик «Нового Казахстана», задачи, стоящие перед его созданием, и пути решения этих задач.

— Большинство озвученных инициатив затрагивают основы общества и государства, закрепленные в Конституции. Специальная рабочая группа, созданная с этой целью, представила проект поправок в Конституцию. В рабочей группе наряду с государственными органами приняли участие представители НПО, известные в стране юристы, ученые, — сказал Бахыт Нурмуханов.

Руководитель аппарата Конституционного совета также отметил, что в результате прошедшей в 2017 году конституционной реформы часть полномочий Главы государства была передана Парламенту и Правительству. Теперь, по словам спикера, предусматривается дальнейшее усиление роли Парламента и местных представительных органов. Значительно изменится порядок формирования палат Парламента и их функции.

— Имеются существенные изменения в порядке комплектования палат и их функциях. Квота президента в Сенате будет сокращена с 15 до 10, пять из которых будут представлены Ассамблеей народа Казахстана. На выборах в Мажилис будет введена смешанная избирательная система. 30% депутатов Мажилиса избираются по 1 мандатным территориальным избирательным округам, и избиратели имеют возможность отзыва депутата, не исполнившего предвыборное обещание. Внесен ряд изменений, посвященных модернизации законо­творческого процесса. Право принятия закона в основном принадлежит Мажилису. Сенату предоставляется право одобрять или не одобрять законы, принятые Мажилисом. Поддержано предложение о принятии конституционных законов на совместном заседании палат с учетом важности регулируемых ими вопросов. Правительству будет предоставлено право принимать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона, в случаях угрозы жизни и здоровью людей, безопасности государства и другим ценностям, — рассказал спикер.

По его словам, значительная часть предлагаемых поправок касается прав человека. Поскольку в прошлом году из Уголовного кодекса и других законов были исключены нормы о смертной казни, теперь это понятие исключается и из Конституции. Также предусмотрена отдельная статья об институте уполномоченного по правам человека. Для предоставления гражданам возможности обращения Конституционный совет будет преобразован в конституционный суд.

Отмечая особенности новых поправок в Конституцию страны, доктор юридических наук, член рабочей группы по разработке поправок в основной закон Индира АУБАКИРОВА, выступая на пресс-конференции, отметила роль Президента как гаранта основных ценностей, заложенных в основном законе страны.

— Особо следует остановиться на нормах, которые ограничивают роль Президента, его полномочия в системе государственной власти. Это само по себе примечательно, по сути, мы можем называть этот процесс «самоограничением». В условиях Второй республики переход от суперпрезидентской системы власти к сильному Парламенту, в целом к сильным представительным органам — это ограничение роли Президента в ряде тех направлений, которые до этого относились именно к компетенции высшего должностного лица государства. Если давать научную концептуальную характеристику данным мерам, то здесь мы можем сказать, что Президент выбрал путь усиления роли гаранта Конституции. Здесь он выступает уже не столько как руководитель страны, а как гарант тех ценностей, которые заложены в основном законе нашей страны, как гарант идеи конституционализма, — сказала доктор юридических наук.

Спикер отметила, что вопрос заключается не столько в сокращении объема полномочий Президента, сколько в усилении других ветвей власти.

— При этом в системе государственной власти предусмотрены положения, усиливающие правовую защищенность личности, появляются фундаментальные институты, приобретающие конституционный статус, как уполномоченный по правам человека и Конституционный суд. То есть в системе власти гражданин приобретает более широкие возможности отстаивания своих прав. В этом аспекте законодательством предусмотрено принятие впоследствии самостоятельных отдельных конституционных законов. Также предусмотрено обретение конституционного статуса прокуратурой, — отметила спикер.
Индира Аубакирова отметила, что депутатам Парламента предстоит большой объем работы, идейный посыл Послания Главы государства должен быть конкретизирован и в последующих законах. Для депутатов на первом месте должны быть чаяния народа, поскольку именно они заложены в Послании Президента, и они будут отражены в разрабатываемых поправках в Конституцию.

Доктор юридических наук среди ряда других основных моментов Конституции также выделила запрет о смертной казни.

— Эта норма, начиная с 90-х годов, была поддержана многими государствами. На данный момент 141 страна закрепила норму о запрете на смертную казнь. Мы живем в цивилизованном обществе. А разрешение смертной казни — это санкционировать убийство на юридическом слоге. От этого убийц меньше не станет. Я считаю, в этом плане наше государство идет по правильному пути. То, что во Второй республике у нас не будет такой нормы, — это позитивный шаг вперед, — отметила спикер.

— Основная идея конституционной реформы, которая будет проводиться, — это реализация идей Второй республики. Она предполагает дальнейший переход от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской. И это не для того, чтобы изменить только форму. Речь идет об изменении содержания, в целом работы государственного управления. А это позитивное изменение отразится на жизни всего народа Казахстана, — отметил в свою очередь член рабочей группы, доктор юридических наук Ермек АБДРАСУЛОВ, выступая на брифинге.

Спикер обозначил основные направления совершенствования системы сдержек и противовесов. В частности, недопущение сращивания государственных и партийных структур. Также это относится к тенденциям непотизма в системе государственного управления, когда кадровые назначения совершаются не с учетом профессиональных качеств, а исходя из родственности и т. д.

— В этом вопросе роль Главы государства, его личный пример и конституционное закрепление данного принципа приведут к тому, что и в других структурах ветвей власти, министерств, ведомств эти нормы будут соблюдаться. К примеру, возьмем запрет о том, что близкие родственники президента не вправе занимать должности политических и государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Я думаю, это хороший задел, который необходимо исполнять и которого нужно придерживаться всем остальным, — сказал спикер.

По словам Ермека Абдрасулова, по вопросу о статусе Первого Президента рабочая группа пришла к выводу, что его необходимо определить в самой Конституции, как статус основателя независимого Казахстана. Это будет закреплением заслуг Первого Президента.

Отметим, в соответствии с новой парадигмой, сокращаются полномочия президента, значительно усиливается роль Парламента и местных представительных органов, существенно расширяется участие граждан, системно укрепляется правозащитная сфера, воссоздается конституционный суд.

Статьи по Теме

Back to top button