Общество

Гарантия прав казахстанцев

Более четверти века страна отмечает всенародный праздник принятия Основного закона суверенного Казахстана. Многое изменилось с тех пор, особенно в части общественно-политического устройства. Внесение изменений и дополнений в нашу Конституцию в итоге можно назвать ответом на вызовы времени, поскольку реализация многих инициатив
по реформированию государственного управления Президентом Касым-Жомартом Токаевым была бы без них невозможной.

Дополнения и изменения в Основной закон Казахстана вносились не раз. Однако, как утверждают эксперты, более значимые из них пришлись на этот год. Внесение изменений в Конституцию — это новый уровень соблюдения законности.

16 марта текущего года Президент Касым-Жомарт Токаев обратился к казахстанцам с Посланием «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», в котором отметил необходимость скорых политических преобразований. В частности, переход от суперпрезидентской формы правления к президентской с усилением института Парламента, в особенности Мажилиса. Говорилось и о системе сдержек и противовесов в ветвях государственной власти, переходе на пропорционально-мажоритарную систему выборов, о создании Конституционного суда.

По своей сути они означают переход Казахстана к качественно новой модели формирования и взаимодействия институтов власти, укоренение новой политической культуры. Для более четкого и емкого понимания Касым-Жомарт Токаев обозначил эту модель как Вторая республика. В соответствии с этим сокращаются полномочия Президента, зато значительно усиливается роль Мажилиса и маслихатов, существенно расширяется участие граждан, системно укрепляется правозащитная сфера.

Весь комплекс вопросов, озвученных в Послании, был вынесен на всенародный референдум, который состоялся 17 апреля нынешнего года, где большинством голосов народа Казахстана был одобрен. Сегодня действующий Основной закон страны после соответствующих изменений и дополнений — это результат совместного труда ученых юристов и правоведов Республики Казахстана, а также народа страны, своей волей придавшего данному закону наивысшую легитимность. Как член городского Совета ветеранов, хочу отметить активное участие ветеранов столицы и их поддержку во время референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию страны.

Конституционные законы, регулирующие наиболее важные правоотношения, будут приниматься на совместных заседаниях палат Парламента. При принятии этих законов для более внимательного и всестороннего их обсуждения, как и при принятии изменений и дополнений в Конституцию, вводится обязательность не менее двух чтений. В Конституцию включен также юридический механизм преодоления Парламентом возражений Президента по конституционным законам.

Анализируя неустойчивую современную мировую геополитическую обстановку, мы видим, что при многовекторности политики Казахстан держит непреклонный курс на продвижение прежде всего национальных интересов и сохранение внешней и внутренней безопасности, демократизацию нашего общества и повышение качества жизни граждан. И все это было бы невозможно без прочного правового фундамента — конституционных основ.

Казахстан последовательно идет к созданию конкурентоспособной, социально ориентированной экономики. К сожалению, современное развитие сопряжено с финансовыми, экономическими и, как показало время, эпидемиологическими кризисами, экологической деградацией и другими глобальными вызовами. Состоятельность Казахстана, как социального государства, еще раз показала пандемия коронавируса. При этом, несмотря на некоторые проблемы в деятельности государственных органов и общественных организаций, в таких сложных условиях государство смогло мобилизовать усилия и оказать гражданам, временно лишенным работы, материальную поддержку. Поэтому, несмотря на пандемию, наши граждане чувствуют себя защищенными государством.

Благодаря своевременному внесению в Конституцию необходимых изменений конституционного строительства и модернизации политической системы наша страна смогла выдержать внешние угрозы и внутренние противоречия и стать эффективно развивающимся независимым государством, сохранив политическую стабильность и общественное согласие, гарантируя защиту прав и свобод граждан. При этом вносимые в Конституцию поправки не меняли ее основы — провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев точно охарактеризовал достоинства Основного закона страны: «Конституция Казахстана, вобрав в себе лучший мировой опыт и практику, а также исторические и национальные традиции, служит прочным фундаментом единства народа Казахстана и независимости государства».

Необходимо отметить изменение редакции пункта 3 статьи 6 Конституции, принципиально важного для общества и государства вопроса о собственности на землю. Текст новой редакции читается так: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство».

Новая норма повышает ответственность должностных лиц и государственных органов за экологические и социальные составляющие договоров с недропользователями. Безусловно, данная норма потребует некоторой корректировки законодательства и не исключает возможности участия народа в продаже и эксплуатации природных ресурсов.

Определенные изменения затронули сферу межнационального и межконфессионального согласия. Как мы помним, особый резонанс вызвало перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству для повышения эффективности государственного управления.

Появление статьи Уполномоченного по правам человека в нашей стране на уровне Конституции позволяет усилить статус этого органа. Уполномоченный «содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина». В своей деятельности он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этого давно требовали общественные организации страны.
Следует отметить, что проблемы реализации конституционных норм и актуальные вопросы их совершенствования в нашем обществе не замалчиваются. Они активно обсуждаются, потому как их устранение жизненно необходимо для обеспечения верховенства Основного закона страны.

Как известно, в бытность Первого Президента широко практиковалось по поводу или без повода изменение некоторых статей или грубо нарушались нормы Конституции страны. К какому печальному событию это привело, мы видели во время кровавых январских дней. Пора понять всем жителям страны, что никто в Казахстане не имеет права и не должен нарушать, включая Президента страны, Конституцию, ибо по определению Основного закона все мы равны перед законом.

Мейрам БАЙГАЗИН,
почетный журналист
Казахстана, член медиагруппы городского Совета ветеранов

Статьи по Теме

Back to top button