Культура

«Гауһартас»: и слезы, и овации

Вот уже несколько недель в столичном Музыкальном театре юного зрителя с аншлагом идет премьера музыкальной драмы «Гауһартас». Билеты раскуплены до мая.

Перед началом спектакля на сцену неизменно выходит директор МТЮЗ и режиссер нашумевшего мюзикла Асхат МАЕМИРОВ.

— Многие, вероятно, впервые в жизни пришли в театр после нашумевшей в ТikТоk песни «Құдаша», собравшей миллионные просмотры, — обращается к зрительному залу режиссер-постановщик мюзикла.
Но два с лишним часа спектакля — это не только талантливо исполненные труппой любимые народные шлягеры, а прежде всего грустная история любви.

Спектакль поставлен по знаменитой повести «Гауһартас» лауреата Государственной премии, Қазақстанның Еңбек Ері, драматурга Дулата ИСАБЕКОВА, написанной в 1967 году. Многие помнят непревзойденную киноверсию с легендарным актерским составом: Каукен Кенжетаев, Амина Умурзакова, Досхан Жолжаксынов, Жанна Куанышева.

Автор пьесы был искренне тронут новой премьерой МТЮЗ и напомнил, что поводом для написания драмы стала когда-то услышанная им по радио в

Москве песня «Гауһартас» в исполнении несравненной Бибигуль Тулегеновой, ему было тогда 25 лет, и он служил в армии. Спустя более полувека пьеса вновь возвратилась к зрителю.
По словам Асхата Маемирова, фильм «Гауһартас» в свое время занимал второе место в прокате после прославленной «Кыз Жибек».

Сценическая версия «Гауһартас» произвела фурор. Спектакль, длившийся два с половиной часа, поставлен в жанре музыкальной драмы, в постановке много музыки. Песня «Келші, айым» Мэлса Өзбекова, часто используемая в кино, народные песни «Гауһартас», «Құдаша» и другие произведения исполнялись актерами в сопровождении оркестра народных инструментов театра и эстрадного ансамбля. Бауыржан Ақтаев написал лейтмотив и смонтировал музыку.

Действие происходит в семье старого чабана, в которой растут два сына — старший Тастан и младший Қайыркен. Причем они очень отличаются друг от друга, старший брат больше похож на своего отца — жесткий, молчаливый, сдержанный, младший же напоминает мать — добрый, теплый, жизнерадостный.
Мать и младший сын сразу же полюбили невестку Салтанат — молодую жену Тастана. Она была веселой, улыбчивой, трудолюбивой, общительной, красиво пела. Самым верным другом в семье для Салтанат становится именно Қайыркен, которого она зовет Еркебала. Ведь, согласно казахским обычаям, невестка не называет родственников мужа по имени, а выбирает подходящее им имя. Қайыркен становится для Салтанат самым близким человеком, с которым она делится сокровенными мыслями, становится для него идеалом женщины, любимой женеше.

Муж главной героини Тастан более строг. Однажды зимой, надев малахай, Салтанат решила порезвиться и взяла без спроса его любимую лошадь. Узнав о своеволии жены, Тастан жестоко избил Салтанат, после этого она сникла, не ожидав такого резкого отношения мужа. Казалось, она старается угодить во всем, любит, но он холоден с ней.

Қайыркен же всегда помогал любимой невестке, разговаривал с ней, шутил — стал ее лучшим другом. Возможно, так и жила бы Салтанат в семье родителей мужа и свыклась, пока в дом не пришла беда. Однажды в ненастье в поисках отары овец она сильно простудилась, слегла в постель и за несколько дней сгорела — не выдержало сердце.

Только у изголовья Тастан понял, что не смог уберечь свою жемчужину, поздно поняв, какое сокровище потерял.

В конце постановки звучат глубокие по смыслу слова отца сыну, которые заставляют и зрителей задуматься:

— Золото, которое доступно, не имеет ценности, — сказал отец. — Ты, сынок, из рук золото упустил.
После премьеры отрывки из мюзикла мгновенно облетели социальные сети. Они стали необычайно популярны и за рубежом. Многие столичные зрители признались, что, увидев отрывки в социальных сетях, шли на развлекательный мюзикл. Но «Гауһартас» намного глубже. Это стало понятно после слез и оваций зала, когда опустился занавес, настало самое время задуматься о сокровенных понятиях — любви, близких людях, семейном счастье.

Статьи по Теме

Back to top button