История

Газиза: автобиографический этюд

В Камерном зале «Астана Оперы» при поддержке акимата столицы и под эгидой Союза композиторов Казахстана состоялся торжественный концерт, посвященный 95-летию народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, первой казашки — профессионального композитора Газизы Жубановой.

Династия
Газиза родилась в семье великого музыканта, композитора, дирижера, основателя оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы академика Ахмета Жубанова.

С особым теплом она вспоминала свои детские годы. Аул раскинулся в климатически суровых краях Западного Казахстана Актюбинской губернии, у подножия живописных, отливающих синевой Мугоджарских гор и среди бескрайней зеленой степи с нежными полевыми цветами весной, желтой от спелых колосьев пшеницы летом, выцветшей – осенью и покрытой голубым снегом по колено зимой. Неподалеку было озеро, которое дети легко переплывали, с белым-белым прибрежным песком. Этот белый песок в памяти Газизы Ахметовны навсегда остался символом детства.

Другой эпизод связан с годами студенчества. В летние каникулы поезд Москва — Алма-Ата шел без расписания, его останавливали на каждой станции, отодвигали на запасные рельсы, и дорога занимала неделю-две пути. Открывая родную землю, именно тогда Газиза по-настоящему поняла, как любит родную степь, родителей и свой народ.

Она с шести лет начала заниматься музыкой, к этому располагала сама обстановка в доме. Бывали вечера, когда у них собирались корифеи казахской культуры: Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев, Куддус Кужамьяров, Канабек и Куляш Байсеитовы, Шара Жиенкулова.

Мысль стать композитором жила в ней с детства. Отец брал ее с собой в оркестр Курмангазы, и она, прячась под роялем, слушала, как проходят репетиции.
Будучи подростком, она уже сама сочиняла целые пьесы. Как только папа, Ахмет Жубанов, уходил по делам, девочка надевала его бархатную темно-золотистую пижаму, садилась за черный рояль «Блютнер», брала нотную бумагу и сочиняла музыку.

Семейная легенда
Весной 1945-го, в год Победы, Газиза с золотой медалью окончила школу и с благословения отца поехала поступать в Москву, в знаменитую Гнесинку. Годы учебы пролетели как мгновение. Потом были московская консерватория с отличием, аспирантура. Вместе с ней училась целая плеяда прославленных в будущем композиторов: Родион Щедрин, Андрей Петров, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова.

И именно в эти дни, в канун 1957 года, судьба подарила счастливый случай. Позже в семье композитора Газизы Жубановой и известного казахского режиссера Азербайжана Мамбетова эту историю будут рассказывать как семейную легенду.

В те годы было очень популярно землячество, студенты-казахи из разных вузов встречали праздники вместе. На одну из таких встреч в общежитие на Трифоновской улице пришла и Газиза. Особенно трогательно о встрече вспоминал Азербайжан Мадиевич. Он, начинающий режиссер, только вернулся после успешной постановки, где ему подарили огромную красную рыбу, и он созвал друзей.

«Среди них была Газиза! Она была беленькая, с голубыми глазами, скромная и вместе с тем общительная. Это был незабываемый вечер в моей жизни», — вспоминал через годы Азербайжан ага.
Вскоре они поженились.

Продолжательница композиторской династии Жубановых — внучка Карина Измаилова

Большая мама
«Сейчас вспоминаю нашу совместную жизнь — около сорока лет. Это было время радостных, счастливых минут и вместе с тем были горькие дни, тяжелые минуты», — через годы напишет в своих мемуарах прославленный режиссер. Одной из таких потерь станет утрата младшего сына Газизы Ахметовны и Азербайжана Мадиевича — трехлетнего Ахана, названного в честь деда.

По признанию режиссера, Газиза Ахметовна успевала достаточно времени уделять детям — Дине, Алие, Алиби и Адаю. Из детей Алиби стал единственным продолжателем композиторской династии Жубановых.
Став бабушкой, до последнего дня Газиза Ахметовна опекала и помогала своим внукам. У Газизы Жубановой и Азербайжана Мамбетова — восемь внуков. Музыкантами стали Анара, Камилла и Карина. Теперь уже есть и правнуки. В семье внуки неизменно звали бабушку үлкен мама — большая мама.

С 12 ночи до 6 утра
И все же время с 12 ночи до 6 утра всегда оставалось для Газизы Ахметовны ее временем, миром ее музыки. Все в семье это знали, никто ей не мешал, никто не тревожил. И так было всегда. Пришло вдохновение, не пришло, был ли спектакль, концерт или важная встреча — ночью она садилась за работу. Эти часы были святыми для нее. Она была композитором от Бога, личность, и у нее была работоспособность, присущая поистине великим людям.

В тот день, когда Газизы Жубановой не стало, родные увидели на рояле последние нотные наброски. Это был романс на стихи Марины Цветаевой «Прощание».

Ученики
Двенадцать лет жизни Газиза Ахметовна отдала своему детищу, став ректором Казахской консерватории имени Курмангазы. Вот как о педагоге вспоминает сегодня председатель Союза композиторов Казахстана, профессор КазНУИ Серикжан АБДИНУРОВ:

— Я поступил в алматинскую консерваторию имени Курмангазы в 1988 году. Тогда на кафедре композиции работали выдающиеся композиторы Казахстана, такие как Газиза Ахметовна, Еркегали Рахмадиев, Куддус Кужамьяров, Анатолий Бычков. Это четыре кита, на которых все смотрели как на богов. Все студенты консерватории трепетно относились к ним. Я поступил в класс к Кужамьярову, но с Газизой Ахметовной много встречался, и где-то в душе у меня была мысль, почему я не попал в класс Газизы Жубановой. У нее уже тогда был талантливый курс, которые, будучи молодыми композиторами, заявили о себе: Алмас Серкебаев, Куат Шильдебаев, Актоты Раимкулова.

— Я вспоминаю 1989 год, — продолжает собеседник, — когда заканчивали первый курс, месяц апрель, в консерватории на кафедре композиции всегда проводились отчетные концерты кафедры. И я на своем первом концерте выставил два своих фортепианных произведения — «Дала» и «Дастан». Сам играл. Это происходило в камерном зале консерватории. Зал был полон. Все студенты, вся профессура, и было очень много музыкантов с других кафедр. После концерта мы, молодые композиторы, с трепетом ждали оценки. И вдруг Газиза Ахметовна, Кужамьяров и Рахмадиев из зала поднимаются на сцену и поздравляют каждого отдельно. Когда ко мне подошла Газиза Ахметовна, она поцеловала меня в лоб как сына, обняла по-матерински нежно и сказала: «Молодец! С тебя будет толк». И эти ее слова дали мне крылья для будущих побед. Эти ее слова я сохранил в памяти на всю жизнь. Невозможно забыть, как при встрече она всегда приветливо тихо улыбалась и просто по-матерински могла спросить: «Как у тебя дела?». Хотя была уже ректором в эти годы.

Продолжение следует
Самыми теплыми воспоминаниями о маме поделилась с автором строк дочь Газизы Ахметовны и Азербайжана Мадиевича пианистка, профессор КазНУИ Дина МАМБЕТОВА.

— Когда должна была родиться моя младшая дочь Карина, мама уже тяжело болела и почти все время лежала в больнице. Как-то раз на УЗИ врач с улыбкой сказала мне: «Смотрите, она (уже сказали, что будет девочка) высунула свою ручку. Хотите, я сделаю снимок?». Я, конечно же, с радостью согласилась и принесла этот снимок маме в больницу. Мама долго внимательно смотрела на него… В своей книге «Мир мой — музыка» мама писала: «Как я хочу пройтись с внучкой по белому снегу…».
В последний день рождения мамы — 2 декабря — Карине исполнилось 40 дней. Вскоре мамы не стало. В этом есть какая-то необъяснимая мистика.
Наша Карина, блестяще окончив московскую консерваторию и аспирантуру с красным дипломом как пианистка, так же, как и ее бабушка, сейчас получает второе высшее образование в московской консерватории уже как композитор. Династия продолжается.

 

Статьи по Теме

Back to top button