НовостиОбщество

Где учить профессиям?

На материально-техническое оснащение государственных колледжей столицы дополнительно требуется минимум 800 млн тенге. Если местный бюджет поддержит выделение этой суммы, то в городе обещают качественно подойти к подготовке профессиональных кадров. Однако в Управлении образования считают, что это лишь часть проблем профессионально-технической сферы, которые требуют скорейшего решения.

Подробно все нюансы обучения в колледжах обсудили члены Общественного совета с представителями сферы образования. На встрече присутствовали директора профессионально-технических учреждений, а также представители других заинтересованных структур акимата.

К слову, член Общественного совета Асима БИМЕНДИНА отметила ряд нерешенных проблем, требующих внимания. Для того чтобы изучить ситуацию, представители общественности посетили семь колледжей, в том числе частные.

– В первую очередь, отмечено отсутствие межведомственного взаимодействия госорганов, таких как управления образования с занятостью и социальной защиты, а также по инвестициям и развитию предпринимательства, в решении вопросов прогнозирования и мониторинга потребностей рынка труда. Должен быть создан конкретный государственный орган, ответственный за эту работу, – отметила она. – Колледжи должны знать заранее перечень востребованных специальностей на последующие годы и готовить соответствующую материальную базу.

Кроме того, рекомендовано обратить внимание на развитие дуальной системы обучения и поддержку учащихся из социально уязвимых категорий.Как выяснилось, сегодня столичные профессионально-технические учебные заведения делают все возможное для того, чтобы учащиеся получали практические занятия на рабочих местах. Но в этом плане есть проблемы, о которых, по мнению директора политехнического колледжа Касымхана СЕНГАЗЫЕВА, нужно говорить вслух.

По его словам, по дуальному обучению лидируют два региона – Карагандинский и Восточно-Казахстанский, потому что там расположены крупные градообразующие предприятия, с которыми колледжи заключают соглашения о сотрудничестве.

– У нас нет таких крупных компаний, которые могли предоставить места для практики студентов. К тому же со стороны бизнеса прослеживается очень слабая заинтересованность в будущих кадрах. Даже с крупными строительными компаниями приходилось 1,5 года прорабатывать учебную программу. Проблема еще и в том, что многие учащиеся – несовершеннолетние, и поэтому компании боятся пускать их на производство, – подчеркнул директор колледжа.

Чтобы как-то изменить ситуацию в рамках подушевого финансирования, руководство учебных заведений предлагает определенные меры. В частности, компаниям, которые сотрудничают с колледжами в рамках дуального обучения, возмещать расходы за каждого учащегося, а также страховать их.

– Прозвучало много критики по поводу того, что мы отстаем от рынка труда, готовим невостребованные кадры. В ближайшие два-три года ситуация поменяется. Сейчас Министерством образования принимается решение дать академическую свободу колледжам, как когда-то дали вузам. Если это произойдет, то мы на основе 498 профессиональных стандартов составим образовательную программу, ориентированную на интересы работодателей, – уточнил Касымхан Сенгазыев.

Помимо прочего, в столице намерены на базе колледжей создавать ресурсные центры.

Руководитель Управления образования Шолпан КАДЫРОВА заверила, что сегодня ведомством делается все возможное для того, чтобы достичь высокого развития профессионального образования. Впрочем, в этом должен быть заинтересован и местный бюджет.
– Если бюджетом было предусмотрено всего 322 млн на все колледжи, то обеспечение материально-технической базы этих заведений невозможно. Поэтому наша бюджетная заявка на сегодняшний день составляет более 800 млн тенге. Сегодня необходимо решить вопрос с колледжем энергетики и связи. Предлагались разные варианты по его судьбе, но сегодня ему нужно придать новый статус.

Конечно, сейчас стоит вопрос передачи в доверительное управление, но в то же время необходимо подходить осторожно, потому что есть не очень хорошие примеры, когда достаточно сильные колледжи потеряли себя, перейдя в доверительное управление. Мы заинтересованы привлекать бизнес в колледжи, находящиеся не в лучшем положении. Существует хорошая практика с детскими садами, куда привлекли инвесторов для открытия частных детских садов с госдотацией, ее можно применять и в колледжах, – уверена глава ведомства.

По данным управления, сегодня в системе технического и професси­онального образования обучается 26643 студента по 77 специальностям и 122 квалификациям. При этом количество учебных заведений в течение длительного времени остается неизменным – 35 колледжей. Стоит отметить, что львиная доля государственного заказа приходится на местный бюджет – 3353 ученических места из 4602, при этом он ежегодно увеличивается для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Статьи по Теме

Back to top button