Общество

Генеральный план будущего Астаны

На портале «Открытые НПА» до 8 декабря продолжается онлайн-обсуждение проекта Генерального плана города Астаны до 2035 года. Как указано в документе, он определяет направления перспективного комплексного развития, планировочной организации территории, системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города.

Новым Генеральным планом столицы приняты следующие проектные периоды: 2021 год, первая очередь строительства — 2025 год, расчетный срок — 2035 год.

Демография
Население в трудоспособном возрасте к концу расчетного срока составит 66% от численности населения города.

Численность населения в пределах административных границ территории города составила в исходном 2021 году 1184,4 тыс. человек. Согласно прогнозу, в 2025 году в столице будет проживать 1 миллион 480 тысяч человек. К расчетному сроку численность населения города составит 2 миллиона 275 тысяч человек.

В документе отмечается, что прогноз перспективной численности населения города Астаны выполнен с учетом объективно происходящих изменений в естественном и миграционном движении населения по методике Национального статистического агентства Республики Казахстан с использованием экономико-математических методов на основе корреляционно-регрессионного анализа, методов передвижки возрастов, статистической экстраполяции и трудового баланса.

«Перспективная численность населения определена методом статистических исследований с учетом оптимального включения населения в трудоспособном возрасте в деятельность во всех сферах социально-экономической деятельности», — говорится в документе.

Транспортная инфраструктура
Согласно документу, транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста демографических и социально-экономических показателей, подвижности населения, изменения объемов пассажирских и грузовых перевозок, бесконфликтного включения новых альтернативных видов транспорта, ужесточения экологических требований.

«Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость немоторизированных способов перемещения (пешеходное и велосипедное движение), общественного и индивидуального транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также предоставление возможности потребителям альтернативного выбора видов транспортного обслуживания», — говорится в генплане.

Увеличение потенциала городской транспортной инфраструктуры будет выполняться с учетом необходимости минимизации затрат времени населением на передвижения при установлении приоритета развития общественного пассажирского транспорта и повышении его доли в общем объеме пассажирских перевозок. При этом продолжится:
— поэтапное формирование каркаса улично-дорожной сети столицы на направлениях, установленных Генеральным планом города Астаны;
— развитие системы транспорт­но-пересадочных узлов;
— развитие городского общественного пассажирского транспорта;
— развитие сферы услуг по прокату легкового транспорта и средств индивидуальной мобильности, обеспечивающих снижение уровня владения и пользования индивидуальным транспортом;
— создание целостной и безопасной сети движения для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями, а также обустройство уличных пространств и дворовых территорий для комфортного и безопасного движения пешеходов.

Жилищно-гражданское строительство

Одной из основных целей в генеральном плане является устранение диспропорции в комфортности проживания, в частности, по показателю обеспеченности жилищным фондом. При этом в документе на расчетный период для обеспечения комфортности проживания в городе принят показатель обеспеченности жилищным фондом — 30 кв. м на человека. Для достижения такого уровня комфортности проживания есть необходимость увеличения жилищного фонда до 68250 тыс. кв. м.

На первом этапе, в 2025 году, запланировано увеличить обеспеченность жилищным фондом
на человека до 26 кв. м, жилищный фонд при этом составит 37200 тыс. кв. м.

Генеральным планом также предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижений нормативных показателей обеспеченности населения бесплатными услугами социально значимых объектов в сочетании с развитием негосударственных форм обслуживания.

Для развития сети дошкольных учреждений на расчетный срок предусмотрено увеличение количества мест в дошкольных учреждениях на 82,7 тыс. мест, из них 64,8 тыс. в отдельно стоящих детских садах государственного и частного типа.

Генеральным планом на расчетный срок предусмотрено увеличение количества мест
в общеобразовательных учреждениях
на 257,4 тыс. ученических мест, или 164 школы,
к уже существующему 94341 месту,
или 100 школам, на исходный год.

«Для обеспечения комфортного проживания на расчетный срок необходимо ввести амбулаторные учреждения с общей мощностью 21,8 тыс. посещений в смену, а также увеличить с учетом прогнозной численности населения больничный фонд коек на 4265 единиц», — говорится в документе.

На первом этапе предусмотрено строительство
27 объектов учреждения здравоохранения:
8 больниц, 13 амбулаторных поликлиник,
3 реабилитационных центра (вместимостью
904 места) и 3 прочих объекта здравоохранения.
На расчетный срок запланировано строительство 62 объектов здравоохранения: 3 больницы,
53 поликлиники и 5 реабилитационных центров
и центр экспертизы лекарственных средств
и медицинских изделий с лабораториями.

Инженерная инфраструктура
До 2025 года в Астане планируется завершить строительство второй нитки водовода диаметром 1200 мм от водохранилища до насосно-фильтровальных станций, а для технического водоснабжения расширить НС «Тельмана» со 100 тыс. (существующая мощность) до 160 тыс. кубометров/сутки со строительством второй нитки до индустриального парка.

К 2035 году расчетный максимально суточный расход составит 613 тыс. кубометров в сутки, для чего предусмотрено строительство НФС-4 на 210 тыс. кубометров в сутки с водоводом от канала Иртыш — Караганда.

В городе функционируют 17 комплексов очистных сооружений ливневой канализации, 113 ливневых насосных станций. Общая протяженность сетей ливневой канализации составляет 610,2 км.
На 2025 год предусмотрено строительство
7 очистных сооружений, на 2035-й
дополнительно 7.

Согласно генеральному плану, действующая система теплоснабжения Астаны представлена двумя основными направлениями: система централизованного теплоснабжения (ЦТ) на базе ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 с шестью районными котельными, суммарной располагаемой тепловой мощностью ~2709 Гкал/ч и система децентрализованного теплоснабжения (ДЦТ).

К 2025 году потребность в тепловых нагрузках составит 3863 Гкал/час, для чего предусмотрено строительство первой очереди ТЭЦ-3, двух
ГТС — «Юго-Восток» и «Туран». К 2035 году потребность тепловых нагрузок возрастет до 5820 Гкал/ч, для чего предусмотрено расширение ТЭЦ-2, строительство второй очереди ТЭЦ-3 и двух ГТС — «Тельмана» и «Юго-Запад».

К 2025 году предусмотрено строительство АГРС-3 (газораспределительная сеть) южнее пересечения кольцевой автодороги и канала Нура-Есиль с производительностью 350 кубометров в час и строительство газопровода-отвода от «Сарыарки» до АГРС-3 протяженностью 71,707 км. К 2035 году преду­смотрена реконструкция АГРС-1 «Астана» и АГРС-2 «Астана» с увеличением производительности каждой из них с 230 тыс. до 350 тыс. кубометров в час. Газификация началась с вводом в эксплуатацию МГ «Сарыарка». АГРС-1 «Астана» и АГРС-2 «Астана» имеют суммарную производительность 460 тыс. кубометров в час.

Между тем расчетная мощность источников электроэнергии на 2035 год составит 1800 МВт.

«Для обеспечения надежного электроснабжения до 2025 года необходимо строительство пяти подстанций 110/10 кВ (ПС «Южная-2», «Батыгай», «Кабанбай батыра», «Арай», «Карлыгаш»).
Для обеспечения электроснабжения до 2035 года необходимо строительство четырех подстанций (ПС «Наурыз», «Майбалык», «Ансаган», «Багыстан»)», — сообщается в документе.

Развитие экономики, промышленности и науки
Астана на сегодняшний день уже накопила значительный потенциал для развития IT-сектора и вполне может позиционироваться как один из городов — претендентов на роль IT-столицы Центральной Азии. Это обусловлено несколькими факторами: в городе базируется половина компаний — казахстанских IT-чемпионов, открыт один из лучших IT-университетов страны, в Астане функционирует крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии «Астана Хаб».

«Ускорить развитие отечественной науки могло бы формирование научного кластера, ядром которого может выступить международный научный комплекс. Положительный опыт «Назарбаев Университета» демонстрирует возможность организации научно-образовательных учреждений международного уровня с привлечением лучших зарубежных ученых», — говорится в документе.

В целях диверсификации экономики и создания в городе мест приложения труда пре­дусмотрено развитие промышленности в пределах уже существующей промышленной зоны, индустриальных зон. Основные направления, реализуемые в городе, — металлургия (аффинажный завод), пищевая промышленность для обеспечения продовольственной безопасности столицы, машиностроение, а также производство материалов для жилищного, гражданского и промышленного строительства.

 

Статьи по Теме

Back to top button