Герб Казахстана.Многовековая история Великой степи

В символике Казахстана и, в частности, в структурных элементах Государственного герба страны сокрыт глубокий смысл. Попытаемся его раскрыть через призму творчества уникального человека — Жандарбека МАЛИБЕКУЛЫ — автора Государственного герба РК, заслуженного архитектора, чья жизнь олицетворяет путь строителя независимого Казахстана.
АРХИТЕКТОР
Во всем мире государственные символы, являясь исторически сложившимися отличительными знаками государства, олицетворяют его национальный суверенитет, самобытность и, прежде всего, богатую историю и культуру. В Государственном гербе Казахстана раскрывается философия казахской государственности, особенности многовековой истории Мәңгілік Ел, определяется глубокая сакральность традиционного культурного быта народа, который необходимо комплексно исследовать на основе большого пласта архивных и фольклорных источников. На сегодня актуальным вопросом является изучение истории Великой степи через структурные элементы Государственного герба РК, что вносит огромный вклад в формирование патриотизма и национальной идеи, укрепляет национальное единство и согласие, повышает международный авторитет страны в ответ на глобальные вызовы. Изучением этих и других вопросов занимаются сотрудники научно-исследовательского центра Oitek на базе Евразийского национального университета имени Л. Гумилева под руководством профессора Жандарбека Малибекулы — заслуженного архитектора, автора многих книг по истории создания стандартного образца герба Казахстана.
Жандарбек Малибекулы родился 24 марта 1942 года в ауле Екпінді Жанакорганского района Кызылординской области. В 1965 году окончил архитектурный факультет Ташкентского политехнического института. В 1965-1998 годы работал начальником отдела и главным архитектором в Ташкентском проектном институте «НИИП градостроительства». За годы работы в Узбекистане он принимал участие в проектировании многих зданий и комплексов Самарканда, Намангана, Андижана, Навои, Ферганы. Он изготовил проекты посольств Казахстана и Кыргызстана в Ташкенте, восстановил надпись мавзолея Толе би, находящегося в Ташкенте. В 1992 году он принял участие в конкурсе на государственные символы Республики Казахстан, где его проект Государственного герба стал победителем. Государственный герб Республики Казахстан, созданный по его проекту, отражает историю государства, его традиции, культуру и ценности, состоит из гармонично совмещенных форм, идейных схем и предметных деталей.
После обретения независимости Жандарбек Малибекулы переехал в Казахстан, внес большой вклад в архитектурный облик республики. За годы своей профессиональной деятельности он участвовал в строительстве важных зданий и сооружений столицы и других городов. Среди них мечеть «Нур-Астана», Национальный центр нейрохирургии, рабочий проект ЖК «Алатау», рабочий проект здания «Егемен Қазақстан», его первые макеты были использованы при строительстве лабораторного корпуса и общежития Евразийского национального университета имени Л. Гумилева. С 2001 года он работает профессором на кафедре «Архитектура» Евразийского национального университета, возглавляет НИИ «Этноархитектура».
Жандарбек Малибекулы является лауреатом многих международных архитектурных конкурсов, в том числе по разработке генерального плана Туркестана и плана градостроительства столицы Казахстана, выставочного комплекса ЭКСПО-2017 и других проектов. Он член Союза архитекторов Казахстана и Узбекистана, заслуженный архитектор Узбекистана, почетный архитектор Казахстана, почетный строитель Казахстана, обладатель Государственной премии РК. за большие заслуги перед республикой в деле укрепления государственности и суверенитета РК, за большой личный вклад в развитие и умножение духовного и интеллектуального потенциала республики награжден нагрудными знаками «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері», «Еңбек ардагері», орденами «Құрмет» и «Барыс» I степени.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СВОИХ КОРНЯХ
Профессор Жандарбек Малибекулы активно занимается научно-исследовательской деятельностью, в частности, вопросами внедрения национальных образов в современную архитектуру, участвовал в реализации научного проекта грантового финансирования, посвященного казахской юрте и ее значению в современной архитектуре. Он ввел новый термин в архитектуре — «ойтек» — производное от двух казахских понятий — «ой» и «тек», что в глобальном смысле означает размышление о своих глубинных корнях и национальном происхождении. По его мнению, в повседневной жизни должна быть использована система архитектуры, соответствующая традициям и обычаям Великой степи, продолжающая историческую преемственность. Духовной основой новой архитектуры должны являться национальное самосознание, здравый смысл и разум.
1 ноября 2018 года под его руководством было внесено заметное изменение герба со времен его создания. Так, в Национальном стандарте РК СТ РК 989-2014 «Государственный герб Республики Казахстан. Технические условия» изменилось написание слова «Казахстан» на латинской графике — Qazaqstan, что связано с будущим переходом казахского языка на латиницу. В 2019 году вышла уникальная книга Жандарбека Малибекулы «Қазақстан Елтаңбасы» на казахском, русском и английском языках, где рассказывается об основных концептах, лежащих в основе глубокой философии одного из главных символов независимости.
Более тридцати лет назад после обретения независимости наша страна утвердила собственные герб, флаг и гимн, которые не просто идентифицировали нас на мировом политическом пространстве как совершенно новую страну, но и отражали многовековую историю, культуру и традиции казахского народа, прошедшего через множество испытаний на пути к суверенности. Герб Казахстана — эмблема государства, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах, является результатом огромного труда, творческих исканий, исследований в области истории Казахстана. В своих работах профессор отмечает, что Государственный герб Республики Казахстан отражает связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Отразить суверенитет, единство и целостность Казахстана с его многовековой историей только созданием художественного образа Государственного герба было бы неправильно с точки зрения патриотического воспитания подрастающего поколения казахстанцев. Воспитание уважения и любви к символу государства, его корректное использование составляет важнейшее направление в формировании чувства гордости, преданности и любви к отечеству.
АКАДЕМИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
Казахский народ, издавна мечтавший о независимости, добился этого в 1991 году. Республика Казахстан стала признанным всем миром самостоятельным государством. Казахи испокон веков живут на родной земле. На бескрайних просторах Великой степи они сформировали свой менталитет, свои традиции, свою культуру. Казахи — счастливый народ, который издревле жил и развивался здесь, растил потомство, дружески относился к соседним странам. Академия Великой степи — это незыблемые обычаи и традиции, мировоззрение, нравственность казахов.
Профессор Жандарбек Малибекулы отмечает, что национальная школа воспитания — это школа чести, совести и достоинства, мужества и самопожертвования, выраженная в преемственности поколений от мала до велика. Народ каганатов и ханств, народ вечной страны — Мәңгілік Ел. Это не просто письмена, высеченные на камнях, а жизненная идея сегодняшнего и будущего. «Мәңгілік Ел» укрепляет патриотизм, мировосприятие, сознание, духовные основы молодежи. В этом плане каждый государственный символ призван вобрать в себя самую главную идею, мечты, основы, будущее страны. Отражая бесценную сокровищницу, наследие и задачи казахского народа, сформированные на протяжении веков, герб каждым своим штрихом, образом, символом, намеком подчеркивает вечность страны.
По мнению профессора Жандарбека Малибекулы, архитектоника символа — юрта — золотой стержень истории, философии страны. Все это характеризуется геральдическими картинами. Геральдические картины — символическая гармоничность, которая дает краткое объяснение нашим национальным историческим, культурным, традиционным ценностям, выраженным в гербе. Наши история и культура только благодаря независимости были возрождены, начался период их развития и расцвета.
Начиная с IV-III тысячелетия до н.э. до ХХ века одной из главных ценностей, которые саки, гунны и тюрки оставили своим потомкам на огромной территории Великой степи, является тамга. Тамга — наш паспорт национального происхождения на протяжении эпох со времен далеких предков. О том, что в казахской Великой степи с незапамятных времен Алтай, Жетысу, Тенгритау, Каратау, Иртыш, Поволжье населяли древние племена, убедительно свидетельствуют их тамги. Поэтому систему тамги следует расценивать как информационный институт в культуре Великой степи.
В своем творчестве профессор Жандарбек Малибекулы объясняет, что тему герба и Золотого воина, или сакской эпохи, определяет звериный стиль. Не секрет, что о генезисе казахского народа, его племенной основе в V-IV веках до н.э. в советское время сформировалось неверное мнение. Образ сакского воина в золотом одеянии, найденного в 1973 году археологом Кемалем Акишевым в Иссыкском кургане, поразил весь мир. Это явилось убедительным доказательством глубины нашей духовной культуры. Основа образов зверей и животных в гербе берет начало из седой старины. Очень многое может поведать наследие, найденное в районах Аркаима, Ботая, Чингистау и Тарбагатая, Чиликты. Периоды Майемера в VII-VI веках до н.э. и Кулажорги в V-IV веках, другие археологические находки ІІІ-І веков до н.э. — золотые украшения Бугутаса и гуннской эпохи, корона Таниркута, золотые застежки, такие традиционные комплексы, как захоронение человека вместе с лошадью, — все это неписаная история тысячелетий. Подобная тенденция, как оказалось, присуща и регионам Горного Алтая, Алтынколя, Косагача.
В части герба, которая показывает страну казахов как родину обитателей тулпаров, изображены мысли о том, что впервые лошадь была приручена в казахской степи. Вспоминая древнюю ботайскую культуру в Северном Казахстане, убеждаемся, что и до сакско-гуннских эпох, и после лошадь почитали особо, что она стала неотъемлемой частью обычаев и традиций. Дальнейшего изучения требуют образы зверей и животных, имеющихся на петроглифах Ордабалыка, Сарайчика, Тарбагатая, Манырака, Сауыр-горы, Каратауских гор в местности Сауысканды. Изображения оленя, беркута, архара составляют геральдическую композицию, свойственную древней эпохе. Поскольку эти неповторимые произведения искусства являются неразрывной частью нашей культуры, в нашем Государственном гербе они превратились в образы священного рога с семью кольцами и признака «босага».
ИНСТИТУТ РОДОСЛОВНОЙ
Это система обычаев и традиций, священный шанырак — яркое свидетельство традиций и преемственности поколений. Все они результат национального творческого труда, рожденного в силу жизненной необходимости. Синкретическое наследие, которое удовлетворяло и хозяйственные потребности, и являлось творением искусства. Оно продвигалось, развивалось по сформировавшемуся веками принципу «все казахи — потомки одного предка, ветви одного дерева, от одних корней». Каждый человек знал свои корни, свое происхождение и передавал все это последующему поколению во имя единства общества.
В нашей Конституции закреплено равноправие всех этносов страны. При этом мощным рычагом укрепления единства и дружбы является институт Ассамблеи народа Казахстана. Она прошла закалку на практике подлинного единения народа. Светлые уыки и шанырак в гербе отражают единство представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане, и сплоченность их вокруг казахской нации. Вместе с казахским народом они под девизом «Одна страна — один народ — одна Родина» всецело поддерживают идею «Мәңгілік Ел» и уверенно шагают в будущее.
На сегодня профессор Жандарбек Малибекулы воспитал не одно поколение молодых талантливых архитекторов через призму изучения глубокой философии и исторического прошлого Великой степи. В своем многолетнем творчестве он приобщает молодое поколение к осознанному изучению многовековой истории Великой степи через призму символизма, отраженного на современном образце Государственного герба РК.
Махаббат КОЗЫБАЕВА, директор филиала Института истории и этнологии
имени Ч. Валиханова
в городе Астане, доктор PhD