АналитикаНовости

Год 1999 Город на пороге третьего тысячелетия

1999 год для молодой столицы был особенным. Он начался с предвыборной гонки, продолжился грандиозным строительством и завершился планами по освоению левого берега Астаны. Кроме того, 1999-й запомнился еще и жаркими спорами о точной дате начала третьего тысячелетия.

1999 год начался с предвыборной гонки. На 10 января назначены выборы Президента Казахстана. Кандидатами на высокий пост стали Н. Назарбаев, С.Адильдин, Э. Габбасов, Г. Касымов. На финишной прямой Нурсултан Назарбаев оказался с 77, 2% голосов казахстанцев. Как и следовало ожидать по итогам первых демократических выборов, на альтернативной основе Президентом РК на новый семилетний срок избран Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Инаугурация Президента состоялась в Конгресс-холле. А в начале января от имени международных организаций Нурсултану Назарбаеву вручили знамя мира космонавты Алексей Леонов, Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров и известный российский ученый Сергей Капица.

5 января 1999 года журналисты газеты рассказали о том, что Новый год тысячи горожан встречали на улице. Это было добровольное желание. Жители столицы пришли в сказочный ледовый городок, чтобы принять участие в массовом забеге на Президентскую милю, который возглавил аким столицы Адильбек Джаксыбеков. «Помимо акима, милю бежали его заместитель, известный композитор Толеген Мухамеджанов, прославленные марафонцы братья Иван и Николай Ламоновы. Впереди разноцветной лавины бегунов мчался на русской тройке Дед Мороз. Генеральный директор корпорации «Цесна» Николай Мещеряков водрузил на свои плечи сынишку и с родным грузом по-молодецки преодолел всю дистанцию» («Вечерняя Астана», 5 января 1999 года).

90-е продолжаются — так можно было бы назвать материал об очередном страшном происшествии, имевшем место в январе 1999-го. «8 января пожарный патруль выехал на Коргалжынскую трассу для тушения сгоревшей иномарки. В сгоревшем «Опеле-Омега» был обнаружен обезглавленный обуглившийся труп. Личность или хотя бы пол погибшего установить не удалось» («Вечерняя Астана», 16 января 1999 года). Спустя несколько дней новая трагедия. «Два дня в канализационном люке провел 11-летний мальчик, родные которого сбились с ног в поисках. К счастью, юный астанчанин выжил, отделавшись лишь переохлаждением и обморожением кистей». Спустя десятилетия проблема вновь заставит говорить о себе, но ответственность сегодняшних властей дает надежду, что трагедия больше не повторится.

В феврале было ликвидировано АОЗТ «Акмола-Аэропорт» и вместо него создано государственное предприятие «Международный аэропорт Астаны». А в апреле открылось новое здание аэровокзала. Оно было построено по существующим мировым стандартам и встретило первых посетителей теплом и уютом. По оценкам специалистов, в строительстве дополнительной взлетно-посадочной полосы в те годы не было необходимости. Существующая полоса аэропорта в состоянии была обеспечить посадку и взлет 70 авиалайнеров в сутки, обслуживать около десятка самолетов. Но руководство аэропорта, предвидя, что в ближайшее десятилетие интенсивность воздушного сообщения возрастет, идет на реконструкцию всего комплекса.Газета сообщила о том, что в стране будет проведена первая со дня получения суверенитета страны перепись населения. Согласно последней переписи, которая проводилась в 1989 году, население страны составило 17 миллионов человек. «Однако в последние несколько лет, — отмечается в данных респуб­ликанского агентства по статистике, — численность проживающих в стране снизилась из-за отрицательного сальдо миграции: республику покинуло более 2 миллионов человек, а приехало на постоянное проживание около 600 тысяч» («Вечерняя Астана», 6 марта 1999 года).

«С февраля 1998 года по март 1999-го впервые водительские удостоверения получили 2900 женщин. Это 20 процентов от общего числа тех, кто получил право водить автомобиль», — пишет «Вечерка». Автор статьи, наверное, даже не подозревал, что спустя десять лет уже не тысячи, а десятки тысяч женщин или, выражаясь слогом автора, «нынешних амазонок сменят коней на авто».

«Вечерка» пишет о буднях столичных микрорайонов: магазин «Орбита» дал полуофициальное название всему району. На площади у магазина, у стоянки дачных автобусов, — стихийный базарчик. Казалось, что он будет вечным, но его уже начинает «теснить» открытый в 1998 году торговый центр «Евразия». Рядом — стремительно расширяющийся евразийский университет, скоро начнет свою жизнь спортивный парк.

В сквере на одноименной улице установлен

«Если имя тебе — торе» — так называется материал о работе созданного год назад в городе нового института исполнительной власти — торе (главы квартальных комитетов общественного самоуправления). «Оба района столицы поделены на 37 кварталов, во главе каждого назначен свой торе. Они ведут активную разъяснительную работу с общественностью, ликвидируют стихийные свалки, вместе с работниками коммунальных служб города много делают по сбору платежей» («Вечерняя Астана», 1 апреля 1999 года).

10 апреля газета отметила своеобразный юбилей. Год назад издание вышло в свет под новым названием «Вечерняя Астана». «Недавно был выпущен первый номер газеты, который был набран и сверстан в собственном компьютерном центре редакции. Это событие знаменует не только переход на современные технологии производства газеты, но и ощутимый вклад по пути освоения рыночных реалий сегодняшнего дня», — пишут журналисты.

5 мая в столичном центре делового и культурного сотрудничества прошла пресс-конференция авторов нового эскиза герба Астаны. Их авторы — Салават Дембаев и Аманжол Чиканаев. Новый эскиз представляет собой коронованного белого барса на фоне пурпурной крепостной стены и синего неба в обрамлении колосьев. Форма герба — круглый восточный щит. Эскиз нового герба был вынесен на суд общественности. Об Арбате шел разговор еще в 1999 году. Оказывается, уже тогда по поручению акима столицы был разработан эскиз крытой пешеходно-рекреационной зоны, которая должна была протянуться от здания Конгресс-холла (ныне — Концертный зал «Астана». — Ред.) до набережной Есиля. В тот год появилась галерея «Миллениум», ставшая любимым местом отдыха горожан. Первым покупателем здесь стал Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев. Он купил роскошный чапан, который сразу презентовал высокому гостю — президенту Молдовы Петру Лучински, принявшему участие в торжественном открытии галереи. Арбат, правда, в другом формате, появился на набережной лишь в 2018 году.

В конце мая многие улицы столицы обрели новые имена. К примеру, улица Первомайская была названа именем Карасай батыра, Рабочая переименована в Бейсековой, улица, носящая ранее имя Лихачева, стала называться улица Жубанова, Лесозаводская — Кеменгерулы, Жуковского — Бейсекбаева, улица Красного Креста стала носить имя Брусиловского, Полевая — Ташенова, переулок Асфальтовый отныне носит имя Таха Хусейна, а бульвар Заводской стал называться в честь академика Скрябина.

Астана удостоена премии ЮНЕСКО «Города за мир». В честь этого события на центральном стадионе состоялось театрализованное представление. «Еще за два часа до шоу под открытым небом к стадиону начали стекаться людские потоки. К началу представления невозможно было найти ни одного свободного места на трибунах». «На дорожку ступил караван из слонов. Такой диковинки еще не видели ни на одном празднике города. Огромные животные поднимали цирковых артистов, выполняли различные трюки и даже прыгали со скакалкой» («Вечерняя Астана», 10 августа 1999 года).

Состоялась закладка нового парка в районе карьера по старой Вишневской трассе. Новый парк раскинется на 20 га земли, где уже посажены ясеневая и кленовая аллеи. По замыслу организаторов парк положит начало новой серии парков, под которые предполагается отдать 60 га вековой степи.

Закончилась реконструкция одного из самых старейших зданий города, входящего в комплекс краеведческого музея, — дома Кубрина. «Внутренний дворик музея вымощен брусчаткой, причем так удачно, что сохранены заросли боярышника. Видимо, соответствующий колорит придаст и архитектурный центр сквера, пока это морской якорь, но не вызывает сомнения, что архитекторы найдут более удачное решение. Украсит этот знаменитый дом и решетчатый забор, который оградит территорию музея от близлежащих рядов цветочной торговли» («Вечерняя Астана», 30 октября 1999 года). Пройдет время, дом останется, как и затейливый забор, но располагаться в нем будет и Посольство Украины, после — Государственный архив, который и принял решение здесь вновь создать историко-краеведческий музей.

В канун встречи третьего тысячелетия в Астане возводится уникальный ледовый городок. К ожидаемому миллениуму в столице из прозрачных кирпичей возведут 7 чудес света и характерные сооружения пяти континентов. Построят Галикарнасский мавзолей с колесницей Гелиоса, вырастут пирамида Хеопса с ледовой горкой, храм Артемиды, Александрийский маяк, ледовые сады Семирамиды, где огнями расцветет главная елка столицы, храм Махараджи, православный храм и мусульманская мечеть.

По инициативе газеты «Вечерняя Астана» впервые в городе прошел

В столице открылись спортивно-развлекательный центр «Жастар» и первоклассный кинотеатр «Cinema City». Первым киносеансом стал голливудский блокбастер «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером.

Реконструировано здание Казахского государственного музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Первым художественным руководителем театра стал известный режиссер Азербайжан Мамбетов, переехавший в Астану по приглашению Президента.

Любопытно, но первоначально Домом министерств называлось грандиозное по тем временам здание, возведенное на пересечении проспектов Абая и Жеңіс. Как было отмечено на его открытии, он построен отечественными силами без привлечения умов и рабочих рук из-за границы.
12-этажный корпус имел три основных и 9 эвакуационных входов и выходов, блок конференц-залов, современное кафе-столовую на 150 мест, железнодорожные и авиакассы, парикмахерскую с двумя залами, отделение Народного банка, киоски, 9 лифтов, два из которых панорамные.
В Доме министерств в конце декабря разместились четыре центральных исполнительных органа: Министерство финансов, Министерство государственных доходов, Министерство экономики и Агентство РК по инвестициям.

В акимате Астаны состоялась презентация проекта генерального строительства новой столицы. По идее авторов, инфраструктура старой части города не претерпит значительных изменений. Согласно проекту, город начнет развиваться в сторону левого берега реки Есиль. Промышленные зоны останутся на севере. Проект также подразумевает строительство кольцевой транспортной скоростной магистрали вокруг столицы. Сам город будет разбит на несколько центров и микрорайонов.

Статьи по Теме

Back to top button