КультураНовости

Город глазами художников

Казахстанская столица сегодня – центр притяжения творческих людей. А что притягивало художников в город полвека назад, о чем они думали, как видели? Ответы на эти вопросы дает уникальная выставка «Художники и Целиноград. Жизнь и город», расположившаяся в Национальном музее РК.

По словам организаторов, выставка «Художники и Целиноград. Жизнь и город» посвящена Союзу художников (1961-1997 гг.) как знак уважения к тем, кто стоял у истоков профессионального искусства в целинном крае.

– История нашей столицы складывалась постепенно на протяжении длительного времени. Активный рост города происходил в советский период и был связан с освоением целинных земель. Именно в это время в Целиноград по направлению при­ехали выпускники творческих вузов из Ленинграда, Москвы и было принято решение об образовании Целинного отделения Союза художников Казахстана, – сказал заместитель директора Национального музея РК Абай САТУБАЛДИН.Конечно, не все удалось собрать. В эти сумбурные 90-е кто-то уезжал, как, например, братья Порунины, кто-то в отчаянии раздавал свои картины и искал другой вид заработка, много было трагических судеб. Но все же более 200 живописных, графических, декоративно-прикладных и скульп­турных произведений, созданных за полвека членами целиноградского Союза художников, их учениками, позволяют понять, что тогда любили, чем любовались, в чем видели развитие и рост страны.

– Художниками, как и музыкантами, поэтами и так далее, становятся потому, что бог дал им талант. И человек подсознательно ищет способы его реализовать. Отсюда и трудности с препятствиями преодолевает. Сейчас мы живем в том мире, когда настоящее искусство уходит на второй план, теряется в новых экспериментах. И вот тут на помощь нам приходят музеи. Аукционы также должны выходить на новый уровень. Потому что потенциальный клиент – это эрудированный человек. Он хочет знать больше, постичь, заглянуть глазами художника в ту эпоху, когда он работал, отдавал всего себя своим работам, – сказала дочь художника Михаила Антонюка Оксана ФЭЙГАН-АНТОНЮК.

Исторического колорита выставке добавляли документы, предоставленные Государственным городским архивом города Нур-Султана, предметы быта 60-80-х годов прошлого века из фондов нашего музея, артефакты из личных коллекций родственников и при участии паблик-сообщества fading.tce.

Главным источником вдохновения для художников были жители города – соседи, родные, известные люди, сам уютный, провинциальный Целиноград, национальные традиции, красота труда, большие достижения. Для нынешних молодых людей, которые снисходительно называют те времена «совком» и думают, что все делалось строго по команде партии, будет удивительно узнать о разнообразии стилей, жанров, тематик в эпохе соцреализма.

В богатой коллекции экспозиции есть высокопрофессиональные портреты современников, городские пейзажи. В творениях «Торговец хлебом», «На сабантуй», «Праздник плуга», «Байга» Асгата ДИНИКЕЕВА часто прослеживаются лирические нотки, сочетающиеся с колоритными национальными мотивами. О суровых погодных условиях напоминают работы «Зима в Макинске» Ивана СВИТИЧА, «После бурана», «Аул» Алексея ТЕРЕХОВА, «В родном ауле» Максима ХОЛУЕВА. Тонкие, зыбкие силуэты, тени, изображенные на картинах «Вечер», «Первый снег» Виктора ХОЛУЕВА, привносят романтическую гармонию. Буйство и пестрота красок на полотнах «Клоунада», «Венецианский карнавал» Нины ТЕРЕЩЕНКО продолжают тему смелых эксцентричных образов. Центральное место экспозиции все-таки занимают красочные городские пейзажи «Утро Акмолинска» Виктора КЕЛЯ, «Панорама Целинограда» Василия ТОВТИНА, «Улица Мира» Виктора ТОЛЧИНСКОГО, «Крыши старого города», «Праздничная юрта» Михаила АНТОНЮКА, где остались родные дома, улочки, дорогие сердцу дворы, а еще – тот Ишим, в котором купались, ловили рыбу, искали ракушки, рвали лилии и кувшинки.

Фото предоставлены пресс-службой
Национального музея РК

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть