В столице презентовали Ассоциацию содействия развитию городов QazUrban, главная цель которой — привнести положительные изменения в жизнь горожан. Организация создана Центром прикладных исследований Talap, одной из основных задач которой является поддержка реализации целей устойчивого развития ООН до 2030 года в Казахстане.
— У нас давно зрела идея обратить внимание и поддерживать идею разумной урбанистики. Мы вдохновились книгой датского архитектора Яна Гейла, который в свое время предложил концепцию развития Алматы. Город должен быть живым, безопасным, устойчивым и здоровым. Мы решили создать некоммерческую организацию, которая объединит экспертов, гражданских активистов, неравнодушных жителей, чтобы привлечь внимание к вопросам урбанизации и комфортной городской среды, — отметил директор Центра прикладных исследований Talap Рахим ОШАКБАЕВ. Членами ассоциации стали юридические лица и индивидуальные предприниматели. В проекте могут принять участие волонтеры, эксперты, специалисты, неравнодушные люди и активисты. Заявку можно оставить через сайт ассоциации, представив свою позицию. Будут организованы круглые столы, дискуссии, выработка публичной позиции, рекомендации госорганам, проведение кабинетных и полевых исследований, реализация волонтерских программ, привлечение внимания к проблемам городской среды через фоторепортажи, съемки, статьи и материалы.
По словам Рахима Ошакбаева, в октябре ассоциация планирует провести форум QazUrban, на который будут приглашены известные иностранные урбанисты.
Мастер-план «Нур-Султан — комфортный город»
Руководитель столичного Центра урбанистики Елнар БАЗЫКЕН рассказал о развитии столицы в рамках нового мастер-плана.
— Центр урбанистики занимается как благоустройством, так и развитием города. У нас есть четкие стратегии, как сделать нашу столицу устойчивой и комфортной. В 2017 году по поручению Елбасы приступили к разработке мастер-плана. Наша цель — сделать Нур-Султан городом для людей. Это создание пешеходных активных улиц, доступное перемещение, адаптация к климату, обеспечение качественных услуг в шаговой доступности.
Необходимо проектировать улицы таким образом, чтобы человек в естественной среде вел активный образ жизни, — говорит Елнар Базыкен.
Основные принципы мастер-плана — городская структура, мобильность и инфраструктура экологии.
В городскую структуру входят создание уличного убранизма, непрерывные тротуары, безопасные пешеходные переходы, смешивание пешеходных и велосипедных потоков, общественного и частного транспорта. Мобильность — это транспортное планирование, то есть увеличение передвижения различных видов транспорта, сбалансирование дорожного полотна для безопасного и свободного движения, инфраструктура экологии, уменьшение потребления энергии и инвестирование в возобновляемые источники, увеличение доли переработки мусора и отходов.
Как изменятся улицы
Улицы нашего города намерены преобразовать и сделать более удобную пешеходную среду.
— Мы начали программу «Благоустройство-2025». В ее рамках будут реконструированы улицы в основном в историческом центре (Сатпаева, Петрова, Абая). Цель — сделать их комфортными для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта. Особое внимание уделяется безбарьерной среде.
Около 30% населения столицы составляют маломобильные группы. Это не только люди с ограниченными возможностями, но и мамы с колясками, пожилые. Мы решили разработать целостный подход, где будут созданы условия для всех, — говорит руководитель центра.
Дождевые сады
Дождевые сады — элементы устойчивой системы управления ливневыми стоками — позволяют снизить нагрузку на основную систему канализации и создают эстетически привлекательные ландшафты.
— Сейчас во многих странах создаются дождевые сады вдоль проезжей части. Мы планируем установить их в нашем городе. Дождевой сад позволяет воде впитаться в землю. Он может стать экономически эффективным и красивым способом уменьшения поверхностных стоков в жилых кварталах, — продолжил Елнар Базыкен.
Общественное пространство и площадки
Ведутся строительные работы нового общественного пространства по улице Омарова — от проспекта Республики до улицы Ауэзова. В проекте предусмотрены реконструкция и обновление существующего фонтана, от начала которого искусственный ручей перетекает в сухой фонтан.
Одна из самых больших детских экоплощадок открыта под мостом по улице Сарайшык. Этот центр притяжения соединяет парки триатлон и Президентский. Общая площадь игровой зоны — 1088 квадратных метров. Она еще пополнится малыми архитектурными формами. Планируется создание паркур-площадки для любителей экстремального спорта.
Аналогичное общественное пространство создано под мостом возле ЕНУ имени Л. Гумилева. Там еще появятся зоны для стритбола, настольного тенниса, скейт-площадка, воркаут-зона и стрит-арт.
Сейчас столичный Центр урбанистики рассматривает локацию, где могут появиться граффити с изображением выдающихся спортсменов и чемпионов олимпиад — Жаксылыка Ушкемпирова и Дениса Тена. Несомненно, имена этих звезд казахстанского спорта всегда будут в памяти каждого казахстанца. Вся работа по созданию новых точек притяжения и создания города для людей ведется по мастер-плану «Нур-Султан — комфортный город».
В этом году в столице благоустроили 150 дворов и построили 54 общественных пространства.
Концепция нулевого травматизма Vision Zero
Директор ТОО «Коркем Телеком» Асет АХМЕТОВ рассказал, как снизить смертность на дорогах благодаря концепции Vision Zero.
— Родоначальники концепции Vision Zero в Швеции добились превосходных результатов. Что касается дорожного травматизма, то в программе все описано в мельчайших подробностях. Если дизайн улиц и дорог провоцирует нарушения среди разных участников движения, значит, его нужно изменить. Человек может ошибаться, а дизайн — нет.
Вместо того чтобы сосредоточиться на предотвращении ДТП в целом, Vision Zero ставит людей на первое место и уделяет особое внимание противодействию несчастным случаям, — отметил Асет Ахметов.
Ассоциация будет работать в 11 направлениях
1. Комплексное и современное городское планирование и развитие на основе широкого вовлечения в эти вопросы гражданского сообщества и жителей
— Много жителей сталкивается с проблемой, когда застройщик возводит ненужные объекты или создает неудобства. Важно на начальном этапе узнавать мнения людей. Сегодня уровень урбанизации в Казахстане составляет около 58,2%. По прогнозу, к 2050 году эта цифра вырастет до 70%.
Люди переезжают в города, поэтому конфликтов будет возникать все больше, — говорит директор центра.
2. Доступное и комфортное жилье
— В Казахстане реализуется очень много программ. Тысячи жителей в ожидании доступного жилья. Они должны иметь право на доступ к качественному благоустройству, озеленению, спортивным детским площадкам, — добавляет Рахим Ошакбаев.
3. Комфортная инфраструктура
— Инфраструктура должна быть сбалансированной. Бывает так, что на территории построенных домов нет рядом школ и детсадов. И людям приходится ездить в другие районы. Во всех регионах есть отставание социальной инфраструктуры от строительства жилья, — говорит координатор проекта.
4. Зеленый и чистый город: улучшение качества воздуха, сохранение экологического равновесия, сокращение мусорных свалок, обеспечение доступа населения к зеленым зонам
5. Город для людей, а не для машин
— Современная урбанистика неожиданно приходит к выводу, что чем больше строится дорог, тем больше становится машин. Это порождает ожесточенные споры. Параллельно с дорогами должны развиваться общественный транспорт, остановки, велодорожки, — отметил Рахим Ошакбаев.
6. Безопасный город: концепция нулевого травматизма Vision Zero: нулевая терпимость даже к мелким нарушениям, развитие комплексов видеофиксации, правильная организация дорожного движения
7. Концепция Smart City
8. Безбарьерная среда: обустройство городской среды под нужды маломобильных групп
9. Развитие сферы услуг и коммерческой недвижимости
10. Поддержка городских сообществ: реализация реформы ОСИ, открытый бюджет инициирования местных проектов и вовлечение городского населения в их реализацию
11. Современные ценности городского жителя
— Когда мы говорим про фундаментальный процесс — переезд из села в город, происходит изменение ценностей. К примеру, приезжают наши соотечественники, получают жилье в городе. Они считают, что моя квартира — это мое, а все, что вне ее, — это не мое, оставляют на лестничной площадке пакет с мусором. Развитие ценностей у такого жителя — это понимание того, что лестничная площадка и дворовая территория тоже его собственность, кондоминиум, и он начинает к нему относиться по-другому. Мы хотели бы культивировать современные ценности городского жителя, который бережно относится к экологии, — говорит Рахим Ошакбаев.