НовостиОбщество

Город, продуманный до мелочей

Нур-Султан планируют привести к единому архитектурному стилю. На днях об этом сказал аким города Алтай КУЛЬГИНОВ во время пресс-конференции в СЦК. Дизайн-код столицы разработан архитекторами по поручению Главы государства. Рекомендации будут в обязательном порядке учитываться во всех архитектурных проектах города.

Как отметил аким столицы, дизайн-код представляет собой архитектурное программирование городских пространств с помощью правил и рекомендаций для формирования стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды.

Здесь предусмотрена корректировка существующего положения улично-дорожной сети в пределах красных линий от фасадной части застройки по обеим сторонам улиц с учетом малых архитектурных форм, благоустройства, применения отделочных материалов, цветовых решений, габаритов рекламных конструкций. Особая роль отведена фасадам зданий. Разработаны примеры колористических решений для существующей застройки и перспективных проектов. В будущем цветовые решения зданий будут основываться на трех доминирующих цветах — белом, желтом и бирюзовом.

Алтай Кульгинов уверен, что реализация дизайн-кода станет важным шагом в улучшении городской среды и туристической привлекательности столицы.

Подробно о разработанном документе рассказали в НИПИ «Астанагенплан», где как раз и занимались его разработкой по заказу Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений.

Пространство, разделенное на зоны

— Прежде чем приступить к разработке дизайн-кода, мы просмотрели мировые аналоги. Допустим, в Англии его делают больше ста лет, у нас это впервые, поэтому мы обратились к международному опыту, все самые лучшие практики мы постарались применить у себя, — отметил заместитель директора НИПИ «Астанагенплан» Арсений ПИРОЖКОВ.

Весь город — общественные пространства и улицы — поделили на четыре типа: магистральные улицы, улицы общегородского значения, местного и районного значений. Предусмотрено четкое разделение пешеходных, велосипедных зон, уличных кафе, общественных пространств и озеленения. Для каждой зоны определены элементы благоустройства — от уличной мебели до озеленения.

Основные проблемы города, по мнению столичных архитекторов, — это отсутствие четкого разделения движения транспорта и пешеходов. Узкие тротуары некомфортны и небезопасны, к тому же зачастую оказываются чрезмерно загруженными из-за неудачного расположения лестниц, остановочных павильонов, входных групп.

— Основной принцип организации уличного пространства, относящегося к магистральным, — максимально близко расположить здания к красным линиям. Четко разграничить по обе стороны архитектурные сооружения от пешеходных зон, тротуаров и мест для отдыха. Здесь также предусмотрены велосипедные полосы, отдельно разработаны варианты зеленых насаждений для отдельно взятой улицы или проспекта. Предусмотрены вспомогательные проезды, разделительные полосы — транзитная зона, остановки для автобусов, «карманы» для парковки и организации уборки мусора и снега, — уточнил в своей презентации Арсений Пирожков.

Для комфорта населения широкополосные улицы разбиты на небольшие зеленые участки, позволяющие безопасно переходить дорогу.

Каждой улице — свой стиль

Далее на примере улицы Иманова проектировщики разработали архитектурную концепцию того, как должна выглядеть магистральная улица. Принцип этого решения — создать город для людей. Так, в дизайн-коде разбито функциональное зонирование уличной дорожной сети — пешеходные, транзитные зоны, разделительные полосы, а также зона формирования архитектурно-художественного облика. Для каждой полосы сформирован состав, например, каким должны быть покрытие, вид озеленения, уличная мебель и освещение.

— Выделили несколько типов покрытий: твердое — это бетонная брусчатка и асфальт, мягкое — натуральные камни и газоны. Для разных категорий дорог предусматриваем различные варианты. Там, где будет уборка тяжелой техникой, предусмотрено бетонное основание. Что касается мягких покрытий, предлагаем применять более современные дизайнерские подходы — сыпучие и различные материалы, которые обес­печивают экономию влаги, использование газонных покрытий, луговых и многолетних трав, — отметил заместитель директора проектного института.

В дизайн-коде особое внимание уделено маломобильным группам населения. Предусмотрены тактильные плитки из бетона, шершавые, нескользящие поверхности с применением пигмента. На пешеходных зонах должны быть кнопки для управления светофором, специальные островки безопасности, а также второстепенные дороги на одном уровне с тротуарами.

Свет и цвет городских дорог

Отдельный блок дизайн-кода посвящен озеленению примагистральных и производственных территорий. При этом необходимо использовать газоноустойчивые и шумозащитные породы деревьев и кустарников. Сегодня применяется несколько типов растений и зеленых конструкций: стационарные (посадка деревьев в грунт), мобильные клумбы (посадка в специальные передвижные емкости), подвесные и компактные (вертикальное, многоуровневое озеленение).

— Не всегда проектировщики знают, с какими породами деревьев лучше работать. Совместно со специалистами «Астана-Зеленстрой» мы подготовили рекомендации пород, которые хорошо приживаются в местных климатичес­ких условиях, чтобы не повторять посадки, — уточнили в генплане.

В рекомендациях по архитектурной застройке столицы специалисты также продумали внешний вид некапитальных объектов, в которые вошли торгово-розничные объекты, остановочные павильоны, рекламные конструкции, а также элементы уличного декора и прочее.

— Продумали виды освещений проезжей части и фасадов зданий. Согласно строительным нормам и правилам, если дорога освещена теплым светом, то пешеходный переход необходимо освещать холодным светом, чтобы акцентировать внимание на людях и повысить безопасность. Для архитектурного освещения зданий и сооружений также продуманы различные варианты: локальное, точечное, заливающий свет и скользяще-линейное (контурное). Светильники применяются светодиодные, меняющие цветовую гамму. Основной принцип — формирование светового коридора в темное время суток, — уточнил Арсений Пирожков.

Эстетика и порядок — главное в дизайне

Для упорядочения и гармоничного восприятия рекламных вывесок и входных групп коммерческих помещений в дизайн-коде предлагается объединить их в комплексном проектном решении. Сегодня, по мнению архитекторов, разномастные вывески создают дискомфортное восприятие городского пространства, а расположенные на разном уровне наглухо затянутые баннеры визуально отягощают фасады зданий. Между тем здесь уверены: фасады должны обеспечить живость улице за счет прозрачности и структурированного размещения входов и вывесок. Таким образом, они смогут обеспечить места для кафе, магазинов, салонов и других помещений коммерческого предназначения в открытом доступе для посетителей.

Фото из архива «ВА»

 

 

 

Статьи по Теме

Back to top button