НовостиОбщество

Город в цифрах

Какие цифровые инновации ожидают горожан?

Недавно объявили о полной цифровизации государственных услуг. Какие еще инновации ожидают горожан, что влияет на качество Интернета – об этом и многом другом рассказала руководитель Управления цифровизации и государственных услуг города Нур-Султана Ботагоз КАСАБЕК.

– Цифровизация серьезно повлияла на формат получения госуслуг. Каковы на сегодня предварительные итоги оцифровки государственных услуг?

– На текущий момент столица находится на передовой по уровню внедрения цифровых инициатив. В связи с пандемией руководством города принято решение оцифровать все 159 государственных услуг, которые астанчане получают в акимате. Сейчас можем сообщить, что все они оказываются в электронном формате. В нынешних условиях это позволило минимизировать контакты людей. Мы поставили себе ряд задач и, помимо основных услуг, также занимаемся оцифровкой внутренних процессов. В конечном итоге жители столицы могут получить большинство услуг не выходя из дома.

– Какие госуслуги пользуются наибольшей популярностью у пользователей?

– Самые востребованные онлайн-услуги у жителей столицы связаны со сферами здравоохранения, образования, занятостью и соцзащитой.

Оцифровка позволила создать упрощенный механизм получения услуг, таких как назначение АСП, выдача направления на курорт, справка о временной нетрудоспособности и оформление инвалидности.

По состоянию на 18 января 2020 года около 60% услуг оказывается в сфере здравоохранения: запись на прием к врачу, перерегистрация, вызов скорой помощи, выписки из больниц. В части образования в основном это постановка на очередь в детские сады, образовательные учреждения. В сфере занятости больше всего обращений в целом по социальным вопросам, начиная со справки о временной нетрудоспособности до назначения соцпомощи.

– Какие плюсы процессов вы бы могли отметить, что требует доработки?

– Помимо экономии времени и интеграции многих сервисов и процессов, оцифровка дает возможность более эффективного планирования города.

Так, например, сейчас мы ведем работу над крупным проектом – реализация геопортала. Если сказать просто, то это цифровой двойник нашего города. Точность отображения на картах – до 5 см, более 200 слоев города. К примеру, электронная карта земель позволит в режиме реального времени узнать о земельном участке все – от его кадастрового номера до коммерческой принадлежности. Также мы оцифровали часть подземных сетей и продолжаем работу в данном направлении. Это канализация, ливневки, люки, водопровод, кабель. Какова польза населению? Горожане смогут при выборе земли под жилье или бизнес выбрать участок, который больше устраивает с учетом имеющихся коммуникаций. Заявку можно подать на портал не выходя из дома. Геопортал поможет эффективно распределить городскую площадь.

Кроме того, мы хотим создать более удобные условия монополистам при ремонте сетей. По закону «Об естественных монополиях» для начала работ достаточно извещения. Когда компании не знают карты инженерных сетей, не знают, какие коммуникации расположены в непосредственной близости от места ремонта, есть определенные риски повреждения других сетей. Для исключения подобных ситуаций хотим предоставить всем сторонам «живую» карту сетей в режиме реального времени – с глубиной прокладки, видами кабелей и т.д. для понимания, на какой глубине можно копать, а на какой нет.

Для города это очень важный проект. В будущем столица будет расширяться, и геопортал предоставляет прекрасные возможности для планирования строительства, моделирования зданий, кварталов. Весь процесс будет происходить в онлайн-формате. А самое главное, сроки согласования снизятся в разы.

В первую очередь осуществляем оцифровку действующих процессов для улучшения качества оказываемых услуг населению, чтобы горожане не ожидали долго оказания той или иной услуги, документов на строительство, недвижимость и т.д.

– Какие сложности были при оцифровке большого объема услуг? Насколько готова техническая составляющая – серверы, программное обеспечение – к большим объемам информации и наплыву пользователей?

– Стоит отметить, что, перед тем как внедрить и автоматизировать услуги, необходимо планировать архитектурно, по мощностям и серверам. Большую роль играют объем информации и количество абонентов, которые подключаются. Все это учитывается и вносятся изменения в техническую характеристику проекта. Так как у нас есть центр обработки данных, то с технической составляющей проблем нет.

Конечно, когда вводится что-то новое, людям сложно привыкнуть к изменениям. Но последовательными шагами мы пришли к тому, что в 2020 году около 6 млн услуг оказано в электронном формате.

Мы активно вели работу над тем, чтобы услугополучатели подавали заявки в IQala онлайн, и объясняли, что для этого не требуется приходить в офис физически. Запрос происходит понятно и легко, как регистрация на любом сайте. Но так как люди привыкли к живому общению, первое время многим было не просто перестроиться. Сотрудники же достаточно быстро обу­чились новым навыкам.
Офлайн-услуги тоже оказываются. В основном приходят пожилые люди.

– Еще несколько лет назад гос­органы с долей недоверия относились к процессу цифровизации. Как складывается ситуация сейчас? Требуют ли пересмотра форматы отдельных процедур и госуслуг?

– Сейчас стало намного проще. Например, на совещаниях раньше требовалось постоянное присутствие, сейчас же посредством различных платформ, площадок все проходит в онлайн-режиме. Это существенно сократило затраты на время и бумагу. Потому что ранее, когда руководители проводили собрания, распечатывалось много документов и презентаций. Сейчас достаточно выслать информацию на электронную почту и с помощью электронного документооборота осуществить внутренние коммуникации. С другими министерствами и управлениями мы также работаем в этом формате. Есть, конечно, вещи, которые организуем в офлайн-режиме. Проходят они с соблюдением санитарных норм. Самый главный плюс – все государственные органы переключились на работу в режиме онлайн. Для этого нужен Интернет и устройство, с которого можно посмотреть информацию.

– Что влияет на качество Интернета? Какие новые технологии применяются?

– Министерство цифровизации с каждым днем улучшает качество Интернета. В городе сейчас устанавливаются антенно-мачтовые сооружения (АМС), на которых монтируются базовые станции каждого интернет-оператора.

Станции увеличивают качество связи, абонентов и трафика. Часто прохождению сигнала мешают особенности конструкций многоэтажных зданий. АМС будет усиливать сигнал. Для улучшения связи антенна направляется в разные стороны. При ветре устройство связи может поменять направление, и диапазон, соответственно, смещается. Комитет информации отслеживает карты и уровень сигнала, Управление цифровизации помогает в интеграции работы.

Население обращается по вопросам подключения не только высокочастотных волн, но и оптоволоконной сети (кабелю). В конце 2020 года на IT-совете аким города Алтай ­КУЛЬГИНОВ вместе с генеральным директором ­Куанышбеком ЕСЕКЕЕВЫМ подписал меморандум, согласно которому Казахтелеком в 2021 году закроет участки, где нет оптики. Работы планируются начать весной. И, надеюсь, везде скоро будет полноценный Интернет.

Фото Василия КРАСЬ

Метки

Похожие статьи

Закрыть