Городской транспорт: новый взгляд и новые законы

В столице прошел форум «Развитие городской мобильности в Казахстане», на котором обсуждались ключевые вопросы развития транспорта и городской инфраструктуры. Среди основных тем – регулирование сервисов такси, микромобильный транспорт и автобусные перевозки.
На одной площадке собрались ведущие эксперты в области транспорта, депутаты Мажилиса Парламента, представители акиматов Астаны, Алматы, а также отраслевых ассоциаций и бизнеса.
Депутат Мажилиса Парламента Нартай САРСЕНГАЛИЕВ поднял вопрос об инициативе Министерства транспорта по созданию саморегулируемой организации в сфере такси и передаче ей некоторых государственных функций. Он сообщил, что законопроект прошел первое чтение в Парламенте, но был возвращен на доработку.
Эксперты и депутаты в целом выразили мнение, что передача ключевых государственных функций в саморегулируемые объединения может привести к монополизации рынка и ценовому сговору. Более того, это может сказаться на тарифах на такси и способствовать уходу рынка частных перевозок в серую зону.
С рядом вопросов, замечаний и предложений выступили представители бизнеса. Например, директор по связям с государственными органами на международных рынках компании «Яндекс Казахстан» Султан БИЖАНОВ выразил сомнение в целесообразности введения саморегулирования в транспортной сфере, особенно с точки зрения безопасности. Он отметил, что в странах с аналогичной практикой, таких как Великобритания, количество аварий после введения саморегулирования увеличилось на 12%.
Руководитель Управления дорожной безопасности Комитета МВД Мурат ИМАНБАЕВ отметил, что безопасность на дорогах, в общественных местах и обеспечение правопорядка требует комплексного подхода, включающего цифровизацию, усиленный контроль и профилактические меры.
– Форум Urban Mobility-2025 стал не только площадкой для обсуждения инноваций в дорожной безопасности, но и важным инструментом информирования экспертов отрасли и общества. В приоритете – снижение числа ДТП, развитие инфраструктуры и расширение автоматизированного контроля нарушений. Безопасность – наша общая ответственность, – сказал он.
Вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас АНАФИН отметил растущее число таксистов, работающих на различных интернет-платформах. По разным оценкам, сегодня в Казахстане их число превышает миллион человек, и эта цифра продолжает расти. Однако у таких работников зачастую нет доступа к социальным гарантиям, таким как пенсионные накопления, пособие по временной нетрудоспособности или бесплатная медицинская помощь. Для решения этих проблем депутаты и хотят внести изменения в законодательство.
– В 2023 году в Социальный кодекс были введены понятия, связанные с интернет-платформами, а также поправки в закон об автомобильном транспорте в части признания физических лиц в качестве перевозчиков такси. Совместно с Комитетом государственных доходов и компанией «Яндекс» был реализован пилотный проект по применению иного порядка налогового администрирования лиц, оказывающих услуги через интернет-платформы. В результате апробации данного подхода 1 июля 2024 года было внедрено несколько поправок в законодательство, в частности, упрощены условия применения специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей с использованием мобильного приложения, снижены ставки налогов и социальных платежей до 4%. Операторы интернет-платформ теперь признаны налоговыми агентами, – добавил вице-министр.
В свою очередь, руководитель Управления администрирования специальных налоговых режимов Департамента администрирования непроизводственных платежей физических лиц Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Ерканат ШЫНБЕРГЕН поделился первыми результатами пилотного проекта налогового администрирования по платформенной занятости.
– «Яндекс Такси» перечислил индивидуальный подоходный налог за водителей на сумму 378 млн тенге с сентября 2024 года, а также социальные платежи почти на миллиард. До конца первого квартала текущего года планируем подключить к этому проекту более 30 платформ, – заявил он.
В панельных дискуссиях участники форума обсудили вопросы правового регулирования и развития электросамокатов, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности. Особое внимание было уделено необходимости создания безопасной велоинфраструктуры, гармонизации нормативно-правовой базы и интеграции микромобильности в транспортную экосистему городов.
Также обсуждены проблемы развития общественного транспорта, включая обновление автопарка, улучшение качества обслуживания пассажиров и совершенствование маршрутной сети.
Стоит отметить, что в настоящее время в Казахстане на более 1000 маршрутах работает свыше 10,5 тысячи автобусов, предоставляемых 200 перевозчиками. С каждым годом увеличивается как число перевозчиков, так и количество маршрутов, что свидетельствует о росте сектора и потребности в улучшении транспортной инфраструктуры.
Развитие автобусных перевозок активно поддерживается на государственном уровне, особенно в части обновления автопарка и внедрения экологически чистых технологий. В настоящее время износ общественного городского автопарка составляет около 25%.
По данным Министерства транспорта, в последние годы наблюдается положительная динамика в плане перехода на экологически чистый транспорт: активно закупаются автобусы на электрической тяге и газомоторные автобусы, что помогает снижать негативное воздействие на окружающую среду.
Форум стал важным шагом в поиске компромиссных решений и эффективных механизмов регулирования транспортной отрасли Казахстана, направленных на улучшение городской мобильности, безопасность и качество жизни граждан.
Фото предоставлены организаторами