Интервью

Государственная служба: работа на благо граждан

Каким должен быть современный сотрудник госаппарата? В преддверии профессионального праздника – Дня госслужащего РК на вопросы корреспондента «Вечерней Астаны» ответил руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы
по Нур-Султану Жандос САРСЕН.

– Жандос Шералыұлы, расскажите о существующем порядке поступления граждан на госслужбу?
– На госслужбу могут поступить все граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет, способные по состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности и не достигшие установленного законом Республики Казахстан пенсионного возраста. Граждане, впервые поступающие на госслужбу, проходят несколько этапов отбора: прохождение тестирования на знание законов Республики Казахстан, прохождение оценки личных качеств с получением заключения и участие в общем конкурсе на занятие административной государственной должности. При этом гражданин должен соответствовать установленным квалификационным требованиям к административной государственной должности. В каждом государственном органе для каждой административной государственной должности разработаны квалификационные требования, которые включают требования по уровню образования, требования по компетенциям, необходимым для эффективного выполнения профессиональной деятельности на конкретной государственной должности, и требования по опыту работы. Поэтому очень важно, чтобы гражданин соответствовал этим квалификационным требованиям, иначе он не сможет участвовать в конкурсе как кандидат.

При прохождении конкурса кандидат будет проходить процедуру собеседования, где он должен показать свои знания по профессиональным вопросам, свои способности и умения принимать решения в различных ситуациях и так далее, отвечая на поставленные вопросы, так сказать, доказать членам комиссии, что он достоин работать на данной должности и эффективно выполнять функции. При получении положительного решения конкурсной комиссии кандидат принимается на госслужбу.

– Может ли госслужащий работать по совместительству?
– По вопросу занятия госслужащим иной работой по совместительству имеется ограничение. Согласно Закону РК «О государственной службе Республики Казахстан», госслужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой работой. Например, заниматься педагогической деятельностью, то есть преподавать по какому-то предмету в учебном заведении, или же участвовать в проектах, группах по научному исследованию той или иной сферы, отрасли экономики, разрабатывать научные подходы.

– Что из себя представляет Этический кодекс современного госслужащего?
– Это свод правил, устанавливающих принципы и стандарты служебной этики госслужащих, он направлен на укрепление доверия общества к госорганам, формирование высокой культуры взаимоотношений на госслужбе и создание атмосферы добропорядочности, а также предупреждение случаев неэтичного поведения госслужащих.

– Предусмотрено ли повышение квалификации в системе госуправления?
– Да, непременно. Согласно правилам, каждый госслужащий должен проходить повышение квалификации раз в три года, при этом услугу оплачивает госорган, то есть повышение квалификации проводится за счет государства. Данная норма прямо прописана в Законе РК «О государственной службе Республики Казахстан» в отдельной 34 статье. Согласно этой статье, также предусмотрены нормы по подготовке и переподготовке госслужащих.

В целом законодательством в сфере государственной службы определены нормы и требования по охвату обучением всех категорий госслужащих.

– Озвучьте перемены, ожидающие госслужбу в связи с трансформацией модели государственного управления?
– Модель государственного управления в процессе трансформации, по моему мнению, изменится значительно.

Например, предполагается применение методов HR-менеджмента при отборе на госслужбу, широкое внедрение цифровизации в бизнес-процессы, переход к проактивным методам работы, процесс дебюрократизации и так далее. Изучение и внедрение в госуправление методов HR-менеджмента позволит отбирать на госслужбу активных, креативных специалистов той или иной отрасли.

Процесс дебюрократизации в основном направлен на оптимизацию административных процедур. Дебюрократизация позволит повысить эффективность и оперативность принятия решений в государственном аппарате, исключить излишнюю законодательную регламентацию деятельности исполнительной власти и направлена на сокращение документооборота и отчетности, повышение самостоятельности и персональной ответственности руководителей всех уровней.

Внедрение цифровизации создаст предпосылки для установления оперативной обратной связи с гражданами, значительно ускорит и улучшит качество получения государственных услуг, позволит быстро реагировать на нужды и запросы граждан.

Все это при трансформации модели государственного управления позволит поднять имидж и авторитет госслужбы, действительно как службы для народа.

Если говорить коротко, то, на мой взгляд, трансформация предполагает:
– во-первых, систематизацию государственной службы, снижение бюрократических процедур, более оперативное принятие решений, создание оптимальной структуры и размера государственного аппарата, без диспропорции штатной численности;
– во-вторых, оптимизацию и сокращение руководящего состава и общего сокращения количества госслужащих, повышение профессионализации госаппарата, сокращение расходов на содержание госаппарата, снижение финансовой нагрузки на бюджет и перераспределение экономии на реализацию других социальных программ;
– в-третьих, систематизацию государственных функций в сфере оказания государственных услуг.

– Почему в госструктурах преобладают сотрудники-мужчины, особенно на руководящих должностях?
– Позволю не согласиться с первой частью вашего вопроса, что в госструктурах преобладают мужчины. Если мы посмотрим результаты мониторинга за 1 квартал текущего года, то заметим, что в местных исполнительных органах города Нур-Султан из общего количества госслужащих 881 чел. мужчины составляют 432, а женщины – 449, или 51%. Результаты мониторинга наглядно показывают, что в структурах акимата столицы преобладают женщины.

Вот на руководящих должностях – это да. Из 22 руководителей управлений только 3 – женщины (14%), а из 49 заместителей руководителей женщин – 17 (35%). То, что на руководящих должностях действительно меньше женщин, на мой взгляд, это естественный фактор.

Наверное, у большинства женщин есть более приоритетные задачи, чем построение карьеры на государственной службе. Наши женщины становятся матерями и уделяют больше внимания воспитанию детей. В отпуск по уходу за ребенком в 99% случаях уходят женщины. Поэтому, возможно, карьерный рост их интересует меньше.

Но это никак не является ограничением или установленной нормой. У нас равный доступ на госслужбу. При проведении отбора кандидатов и проведении конкурсов на ту или иную руководящую должность не отдается предпочтение мужчине кандидату или женщине.

– Могут ли казахстанцы претендовать на место госслужащего в зарубежной стране?
– Претендовать на место госслужащего в зарубежной стране – а почему бы нет? Если казахстанец владеет языком той страны или английским, вдобавок имеет научную степень в сфере государственного управления или государственной политики или муниципального управления, менеджмента какой-нибудь отрасли – почему бы и нет, все возможно. Главное, чтобы не было требования, что на госслужбу принимаются только граждане той страны или же еще какие требования, связанные с гражданством, сроком проживания в той стране и так далее. Ответ на этот вопрос связан с нормами, требованиями, правилами принятия на госслужбу того или иного государства, так как они в разных странах разные.

Метки

Похожие статьи

Закрыть