Общество

Грабеж в режиме online

20 уголовных дел по фактам интернет-мошенничества были раскрыты в Астане в рамках республиканского оперативно-профилактического мероприятия Antifraud.

Большую популярность у злоумышленников набирает интернет-мошенничество. Любители легкой наживы пользуются незнанием и непросвященностью горожан в сфере пользования Всемирной паутиной.

Основные способы интернет-мошенничества:
1. Интернет-торговля. Афе­­рис­­ты выставляют в социальных сетях товары по привлекательной цене и просят предоплату. Как итог – ни товара, ни продавца, ни денег.
2. Обман честных продавцов. Мошенники звонят по объявлениям под видом покупателя, договариваются о приобретении товара (чаще всего это автомобили). Чтобы закрепить за собой право покупки, предлагают сделать предоплату и просят фотографии реквизитов банковской карты и удостоверения личности. Этих данных достаточно для создания аккаунта личного кабинета. После его регистрации на телефон жертвы приходит SMS с кодом, который и просят злоумышленники под видом одобрения перевода. Аферисты получают доступ к банковским счетам жертвы и оперативно снимают деньги.
3. Предоставление услуг. Актуальная тема – помощь в получении кредита. За определенную сумму соискателю займа обещают помочь с кредитованием. Попав на крючок интернет-мошенников, жертва остается без денег и обещанного кредита.
4. Раскрутка денег на спортивных ставках. Данная схема в объяснениях не нуждается, а к подобному роду мошенничества подходит фраза «легких денег не бывает».
5. Покупка недвижимости. Мошенники выставляют фейковые объявления с подставными фотографиями о продаже квартиры. С покупателями списываются в мессенджерах. Мошенники просят полную предоплату, мол, находимся в другом городе или даже в другой стране. Но дабы успокоить покупателя, просят воспользоваться платежным переводом на личный счет или счет своего родственника. Этот метод вводит жертву в заблуждение: раз деньги на моем счету, то не стоит переживать. После этого мошенники просят сфотографировать чек. Здесь и начинается незаконный отъем средств. В отделениях компаний, занимающихся платежными переводами, для получения средств не нужен паспорт или иной документ, достаточно номера чека, который уже есть у аферистов. Меньше получаса – и вся сумма оказывается в руках интернет-воришек.
Сотрудники полиции рассказали об одном из случаев интернет-мошенничества.
– В ходе проведения мероприятия сотрудниками криминальной полиции задержана 25-летняя безработная жительница Караганды. В социальной сети Instagram она размещала фейковые аккаунты о продаже дорогих шуб и золотых изделий по привлекательной цене. Заметая следы своей преступной деятельности, переписку с «клиентами» вела исключительно посредством WhatsApp. Кроме того, использовала банковские карточки подставных лиц. После того как потерпевшие производили оплату, блокировала номера, удаляла аккаунты, выключала мобильные телефоны. Основные деньги от потерпевших злоумышленница получала через Qiwi-кошелек. Таким образом ей удалось обмануть восьмерых жителей Астаны на общую сумму 1 миллион тенге. В настоящее время в отношении задержанной проводится досудебное расследование по статье 190 ч. 2 УК РК (Мошенничество), – рассказал начальник отделения «К» управления криминальной полиции Департамента полиции Астаны Талгат БУЛЕГЕНОВ.
За этот год полицейскими задержано более десяти групп интернет-аферистов и раскрыто около 200 фактов мошенничества. По словам сотрудника криминальной полиции, доказать факт мошенничества сложно. Зло­умышленники тщательно заметают следы, пользуются одноразовыми SIM-картами, телефонами и аккаунтами.
– Во многих странах SIM-карту нельзя купить без привязки к официальному документу. У нас часто сотрудники сотовых операторов пособничают преступникам, регистрируя SIM-карты на посторонних лиц. Поэтому нередки случаи, когда факт мошенничества был зарегистрирован в Астане, а человек, за которым числится номер, живет в другом регионе и знать ни о чем не знает, – отмечает Талгат Булегенов.

Как не попасть на удочку мошенников?
Свод простых правил, которые смогут уберечь от интернет-аферистов:
– Рекомендуем интернет-покупателям пользоваться услугами проверенных интернет-поставщиков.
– Оплату производить только после получения товара.
– При посещении сайта проверить работу формы для обратной связи или отзывов. Попробовать оставить свой комментарий или отзыв, необязательно негативный. Он должен быть опубликован и виден другим пользователям, а также не должен быть удален администратором.
– Постарайтесь получить от продавца фото товара с разных ракурсов либо осуществить видеозвонок. Если продавец по каким-либо причинам отказывается это сделать, то это повод насторожиться. Вполне возможно, что вы имеете дело с недобросовестным продавцом.
– Проявляйте бдительность! Ни в коем случае не передавайте посторонним лицам личные персональные данные, данные банковских карт, счетов, коды доступа и пин-коды.

Метки

Похожие статьи

Закрыть