НовостиОбщество

Хочу открыть бизнес!

С чего начать свое дело? Почему важно в деталях просчитать вероятные бизнес-риски? Как не отчаиваться из-за провалов и идти дальше? О рифах предпринимательской деятельнос­ти и историях успеха рассказали основатели собственного бизнеса, пришедшие к успеху ценой рисков, терпения и финансовых потерь.

Как инженер по транспортировке газа стал выпускать пищевую продукцию? Эта история первой прозвучала на встрече, организованной Молодежным ресурсным центром «Астана жастары» совместно с городским проектным офисом «Руxани жаңғыру». Героиней истории стала предпринимательница Айнура АМИРХАН, переехавшая в Казахстан из России.

— В определенный момент в нашей семье возникла сложная ситуация, и мне нужно было вносить свою лепту в общий доход. Поэтому параллельно с учебой в вузе в родном Екатеринбурге я устроилась в магазин. Выяснилось, что в работе с покупателем очень важны детали, вплоть до тембра голоса, мимики, жестикуляции. От этого также зависят объемы продаж, — рассказала Айнура. — После замужества я переехала в столицу. Вместе с подругой мы решили выпускать домашние пельмени. Подали объявление на всевозможные сайты, активно рекламировали продукцию. Наша с супругом квартира превратилась в цех. В зале стояли морозильные камеры, забитые продукцией, и не всегда получалось ее продать. Я обошла весь город в поисках клиентов, подходила к незнакомым людям и предлагала купить пельмени.

По словам предпринимательницы, постепенно бизнес стал семейным.

— У мужа были кое-какие сбережения. Он выделил деньги на аренду помещения, сделал ремонт. Благодаря его поддержке существует наш продукт. Мы вместе рискуем, вкладываемся, учимся. Наша компания по продаже продуктов питания успешно продала франшизу в Казахстане, России и впервые в Казахстане — в США, Майями. Я бы посоветовала начинающим предпринимателям изучать другие истории бизнеса, не только их успехи, но и провалы. Не все получится сразу. Важен путь, который ты проделаешь, идя к цели. Тебе много раз откажут, важно не отчаяться и даже после провала работать с удвоенной энергией, — считает Айнура Амирхан.

Многие думают, что бизнесмен — человек, который может в любое время купить билет в Майями и самозабвенно предаваться беззаботному отдыху. Такую радужную картину нарисовал перед аудиторией руководитель социальной мастерской Green tal Эмин АСКЕРОВ, говоря о предпринимателях. И сразу же ее развеял, сказав, что зачастую это только миф.

— Когда я открыл социальную мас­терскую, первые два года был всем — от грузчика до руководителя. Самое ужасное, ты не принадлежишь себе, уходишь с головой в бизнес-проекты. И далеко не всегда ожидания соответствуют реальности. Как показывает статистика, 95 процентов бизнес-проектов закрываются в первый год. Это внушительная цифра. Основная причина — риски. Нужно просчитывать их на начальном этапе. Самое главное, не рвать на себе волосы в случае неудач, относиться к провалу как к естественному процессу, — считает социальный предприниматель.

По его словам, при разработке бизнес-идеи важны мелочи и детали.

— По расчетам на открытие социальной мастерской требовалось всего 2,5 млн тенге. Проект должен был окупиться через два с половиной года. Через год я посчитал и понял, что ушел в минус на 5, 5 млн тенге. Это был 2016 год, когда доллар стоил 180 тенге. Сейчас эта сумма эквивалентна 11 млн тенге. Представляете, как сильно я промахнулся? А все потому, что ожидания и реальность не сложились, — поделился Эмин Аскеров. — Я рисую будни предпринимателей в пессимистичных красках не случайно, чтобы вы поняли, нужно ли вам это.

Еще один пример удачного бизнес-проекта услышали участники встречи. Это школа английского языка, переросшая в сеть образовательных учреждений.

— Поначалу она располагалась в помещении площадью 40 квадратов. Это были две подержанные парты, купленные по объявлению, домашний компьютер и принтер. Сейчас это больше 15 школ английского языка и 5 тысяч учеников ежегодно. Франшизы компании проданы в Казахстане и России, — рассказал проект-менеджер школы Дамир ТУЛЕНОВ.

Статьи по Теме

Back to top button